[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2012 КИСЛЕВ 5773 – 12(248)

 

Сенсорная история

Оксана Алексеева

12 ноября в Москве, в одном из самых необычных памятников русского авангарда, открылся «Еврейский музей и центр толерантности».

Руками трогать

В этом месте многое противоречит привычным представлениям о музее. Начиная с 10-минутного анимационного фильма 4D, открывающего экскурсию, где красочно и ощутимо, с землетрясениями и дождем, показана история евреев от сотворения мира до разрушения Второго храма, и заканчивая сенсорными экранами и интерактивными стендами, которые можно и нужно трогать.

«При непосредственном участии посетителя многие экспонаты у нас “оживают”, — объясняют создатели музея, — начинают говорить (на иврите, идише, русском или английском), петь и задавать вопросы».

Сенсорные здесь карты, рассказывающие о миграции евреев, экран с еврейскими поговорками, бочки с селедкой, на днищах которых разыграны картинки еврейской жизни, столики «одесского кафе» с «валяющимися» на них революционными брошюрами и листовками.

В музейном «штетле», стоило мне тронуть подсвечник на столе с зеркальным экраном, как в зазеркалье хозяева дома стали звать меня за стол. В синагоге «штетла» — сенсорный свиток Торы. Пергамента свитка нельзя касаться руками, и сенсорная Тора «листается» традиционно с помощью руки-указки (яд), которая выделяет строку недельной главы, и та звучит на иврите и в переводе.

Недавно один умный еврей сказал мне, что «Тора с ее многочисленными и бесконечными толкованиями как будто была создана для дня сегодняшнего — времени гипертекстов, электронных книг и библиотек».

В Еврейском музее представлено новое «прочтение» Торы.

 

На церемонии открытия «Еврейского музея и центра толерантности». 8 ноября 2012 года.

Главный раввин России Берл Лазар и президент Израиля Шимон Перес

Наина Ельцина

президент-спонсор

Музей расположился в Бахметьевском гараже, построенном одним из отцов русского авангарда Константином Мельниковым в 1927-м. Внутри — ни единой опоры. Кровлю площадью более 8500 квадратных метров удерживают фермы, спроектированные Владимиром Шуховым — автором знаменитой башни и крыши ГУМа.

В 1999 году здание передали Федерации еврейских общин России. На еврейские средства и восстанавливали совершенно «убитый» памятник. А в 2008-м сдали в аренду центру современного искусства «Гараж», который недавно отсюда переехал. Но «музейная тропа» была проложена, и в ноябре 2012-го здесь, наконец, открылся «Еврейский музей и центр толерантности», созданный компанией «Ralph Appelbaum Associates» (см.: Ральф Эпельбаум: «Опыт России сквозь стекла еврейской линзы». Лехаим. 2012. № 11).

Пятьдесят миллионов долларов, потраченных на него, — частные пожертвования. Одним из первых спонсоров стал президент России Владимир Путин — в 2006-м он перечислил в фонд музея свою месячную зарплату. Имена всех, на чьи средства создан музей, увековечены золотыми буквами на стене, открывающей экспозицию.

Она занимает около 4800 квадратных метров и поделена на 12 сегментов. Деликатность, с которой авторы музея обошлись с самим зданием, поражает: в Москве трудно найти другой пример столь адекватного отношения к памятнику.

 

космополиты и отказники

Здесь почти нет прямых углов, законченных линий и четко ограниченных помещений, что делает пространство подвижным и открытым, позволяет найти собственную точку обзора, свой ракурс.

История российских евреев представлена с XVIII века до конца XX. «Собирали» ее ученые и специалисты из России, Израиля, США, Великобритании. Для музея записано более 14 часов видео- и аудиоматериалов, и эти рассказы от первого лица устроители музея считают едва ли не главной ценностью. Стремление к объективности не позволило авторам экспозиции выбрать между «хорошими» и «плохими» героями: истории выдающихся евреев соседствуют с судьбами обычных людей и «неудобных» персонажей — Генриха Ягоды, Лазаря Кагановича и т. д.

Великая Отечественная война в музее, вопреки ожиданиям многих, — это не только Холокост и не только евреи. О войне рассказано масштабно и панорамно — с помощью фотографий и видеосвидетельств, писем с фронта, самолета У-2, подвешенного под потолком... По стене плывут имена миллионов погибших на фронте и замученных карателями наших сограждан. И в память о них сможете зажечь свечи.

Из «военного зала» попадаем в следующий: борьба с космополитизмом, уничтожение Еврейского антифашистского комитета... Дальше — эпоха застоя и диссидентство, страсти, кипящие на крохотной кухне в «хрущевской» квартире, отказники на «сходках» в лесу...

Во всех музейных разделах есть экспонаты, приглашающие гостей к личному участию. В том же «одесском кафе» можно открыть «страничку» («блог»?) Шолом-Алейхема или Семена Дубнова, почитать, о чем они думали, что их волновало. И тут же «перепостить» с помощью iPad. К услугам гостей — более 60 «айпэдов», так что даже во время многолюдных церемоний открытия к ним не было очередей. Музей, кстати, пять дней в неделю работает допоздна — с воскресенья по четверг с 12 до 22 часов и лишь по пятницам — с 10 до 15.

«Центр толерантности», вынесенный в название, — за периметром экспозиции. Это уже скорее учебный объект, в котором предполагается обсуждать и изучать не столько еврейские проблемы, сколько острые вопросы, актуальные для нашей страны: ксенофобия, общение с представителями разных рас, отношение к инвалидам. Рядом с центром — выставочные залы, детский центр, библиотека, музейная лавка, кошерное кафе. На площадке второго этажа — центр авангарда «Мельников».

Музей высокого разрешения

На официальной церемонии открытия музея 8 ноября присутствовали президент Израиля Шимон Перес, посол Израиля в России Дорит Голендер и глава МИД России Сергей Лавров, зачитавший текст приветственной телеграммы Владимира Путина. В своем послании президент России отметил, что «это крупнейший в мире музей истории еврейского народа, чья богатейшая коллекция охватывает различные эпохи и ключевые события от библейского периода до современности».

Когда после официальных речей гости разбрелись по экспозиции, я оказалась рядом с Наиной Ельциной. Вдова первого президента, улыбаясь, читала еврейские пословицы и внимательно изучала карты миграции евреев. После чего зажгла свечу в Зале памяти.

В «одесском кафе» были замечены Виктор Вексельберг, Леонард Блаватник и Роман Абрамович. «Я восхищен и поражен, — признался Вексельберг. — Поражен тем, как много здесь личного, личных ощущений. Почти все мои предки были расстреляны в годы войны на Западной Украине, и здесь я вспомнил эти истории, прочувствовал их вновь… А восхищен — формой подачи».

«Как это важно знать, кем были твои предки и как они жили. Когда узнаешь, это многое объясняет в тебе самом, — делился размышлениями певец Иосиф Кобзон, — а большинство из нас, и я в том числе, мало что знают даже о своих прадедах».

«Удачное пространственное решение и хорошая атмосфера здесь, — оглядываясь по сторонам, признался главный режиссер театра “Эрмитаж” Михаил Левитин. — Музей академичен, в хорошем смысле академичен. И в нем есть “кнопка”, которая “включает” в человеке чувства».

Очень точное наблюдение, про «кнопку»: даже откровенные снобы, попадая в музей, словно оставляли за его стенами свое высокомерие.

«Очень профессионально и современно сделанный, — сказал о музее известный деятель Рунета Антон Носик, — здесь есть все условия для проведения интересных конференций и мероприятий».

Возник целый ряд пожеланий — например, такое: хорошо бы в музее была информация обо всех еврейских музеях мира. А что касается мероприятий, то первое уже состоялось: еще одна церемония открытия, на которой присутствовали сотни гостей, ломились столы от кошерной снеди, и под призывные звуки кларнета — выступала израильская группа «Рамзейлах» — ноги сами пускались в пляс.

Что за феномен такой еврейский музей и почему подобные музеи есть в разных странах?

Видимо, потому, что у еврейского народа особое отношение к своей традиции и к ее сохранению. И потому, что народ Книги рассеян по миру. Евреи веками живут в разных странах, их биографии, оставаясь частью еврейской истории, переплетаются с судьбами этих стран. Таким образом, новый музей — не только еврейский. Это музей истории России, рассказанной евреями. 

Но, по-моему, это вообще не вопрос — зачем еврейский музей. Ведь так естественно — знать историю своей семьи, хранить ее реликвии. Музей — та же шкатулка, только с реликвиями народа.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.