[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2012 ХЕШВАН 5773 – 11(247)
«Правды, правды ищи...»
Берл Лазар
Девятая мишна «Пиркей Авот» продолжает тему, которую мы разбирали в последней беседе, но рассматривает ее под другим углом. «Проверяй свидетелей тщательно и будь осторожен со своими словами, чтобы они не помогали им лгать».
Снова мы сталкиваемся с поучением, которое на первый взгляд предназначено для очень небольшой группы людей — судей. На самом же деле речь идет о проблеме выбора, который ежечасно встает перед каждым человеком: как составить себе правильное представление о том или ином событии на основании слов других людей — очевидцев, специалистов, журналистов, политиков? Как отличить в чужих словах правду от лжи, истину от заблуждения?
В Талмуде этот круг вопросов прописан весьма подробно. Там даже приводятся семь видов проверки для свидетелей: надо их опрашивать по отдельности, чтобы не могли сговориться; надо требовать быстрого ответа, чтобы они не могли придумать какие-то детали; надо задавать неожиданные вопросы, не имеющие отношения к делу, — чтобы понять, насколько хорошо свидетель помнит то, о чем рассказывает… Одна талмудическая история рассказывает о раввине, который у каждого свидетеля спрашивал, какие плоды висели на дереве, под которым было совершено убийство! Этот раввин справедливо полагал, что только тот свидетель, у которого картина преступления стоит перед глазами, причем в мельчайших подробностях, может заслуживать полного доверия.
Но «Пиркей Авот» предлагают идти дальше. Дело не только в осторожном отношении к словам других людей, но еще и в тщательной проверке собственной позиции. Свидетель может говорить неправду — сознательно, по ошибке, по забывчивости или просто желая обратить на себя внимание (ах, как хорошо мы это знаем по газетам или сенсационным телепрограммам!). Но и «судья» — тот, кто хочет доискаться правды на основании чужих слов, — может прийти к неверным выводам, если слишком будет доверяться своему убеждению.
«Будь осторожен со своими словами, чтобы они не помогали (свидетелям) лгать»: это предостережение для судьи, который, получив какую-то информацию о существе дела, уже составил себе впечатление, и теперь, в словах свидетелей, его интересует только то, насколько они поддерживают его мнение. Хорошо, если все свидетели будут честными, — а если нет? Тогда нечестный свидетель, поняв, что именно судья хочет от него услышать, воспользуется этим, чтобы навязать ему неправду!
Это предостережение и для каждого из нас: в нынешнем информационном пространстве, когда со всех сторон нам пытаются навязать различные мнения по всем возможным вопросам, самое опасное — проявить предвзятость. Предвзятый человек обязательно найдет себе в поддержку «свидетельства», распространяемые далеко не бескорыстными источниками, и в конце концов станет рабом пропаганды: будет покупать то, что рекламируется, одеваться в модные «бренды», поддерживать политиканов-демагогов…
Как же сохранить здравый смысл и трезвость суждений — особенно сейчас, когда техника предоставила столько возможностей воздействовать на наше мнение? Единственный путь — всегда и везде искать правду. «Близок Г-сподь ко всем призывающим Его в истине», — сказано в книге «Теилим». Кто всегда придерживается правды — тому всегда поможет Б-г.
Старинная легенда рассказывает о бездетном царе, решившем выбрать достойного наследника среди своего народа. Он вручил каждому ребенку зерно и объявил, что усыновит того, кто вырастит самый красивый цветок. Через некоторое время дети собрались перед дворцом, каждый со своим цветком. И только один мальчик стоял с пустым горшком в руках. «А ты почему не выполнил моего приказа?» — спросил царь. «Я старался, но растение не взошло», — ответил ребенок. И тогда царь возгласил: «Вот мой наследник! Я специально запарил все зерна, чтобы не дать им прорасти. Для этого ребенка правда оказалась важнее пользы — поэтому именно он станет лучшим царем!»
Порой к правде прийти нелегко — куда труднее, чем принять готовые «свидетельства» пропагандистов. Знаменитый раввин Пинхас из Корица говорил, что он двадцать один год трудился, чтобы дойти до истины: «Первые семь лет — чтобы понять, что такое правда; вторые — чтобы выгнать из себя ложь; и третьи — чтобы правда вошла в меня». Но это единственный путь, который приводит к Б-гу, к праведной жизни и к подлинной внутренней свободе. Именно его указывают нам «Поучения отцов».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.