[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2012 ХЕШВАН 5773 – 11(247)
ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ
Составитель Ишайя Гиссер
Студенты любавичской ешивы в Марокко. Начало 1970-х годов
Утренняя служба в любавичской ешиве в Тунисе. Начало 1970-х годов
12 швата 5710
<…> Мы все еще не можем прийти в себя после кончины [ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона], поэтому мне пока трудно писать письма. Однако очевидно, что таково было святое желание моего наставника и тестя, да покоится он с миром, и такова его воля здесь и сейчас: чтобы никакая работа, осуществлявшаяся под его руководством, никоим образом не пострадала и чтобы все, кто с ним был связан, сосредоточились на выполнении заданий, которые он им поручил, с полной самоотдачей. Не сомневаюсь, что и в будущем мой наставник и тесть, да покоится он с миром, будет оказывать им духовную поддержку, чтобы им сопутствовал успех как в их трудах на благо еврейского народа, так и в их собственных делах.
Один из предметов, о которых Ребе беседовал со мной незадолго до своей кончины, было образование еврейских детей Северной Африки. Он надеялся, с Б-жьей помощью, распространить нашу образовательную сеть в Северной Африке, чтобы помочь живущим там братьям создать кошерные учебные заведения[1]. Для этого он хотел подготовить группу местных учителей. Эти учителя должны были следить за справедливым отношением к молодежи, собирающейся перебраться на Святую землю, и защитить их, чтобы они не были уловлены сетями отступничества, упаси Б-г!
Он говорил мне, что собирался написать Вам об этом и попросить Вас отправиться в Северную Африку, чтобы на месте прояснить ситуацию, а также организовать и возглавить необходимую работу. В Ваши обязанности также входило бы поддержание рабочих отношений с местным комитетом «Джойнта»[2], чтобы со временем он взял на себя финансовую ответственность [за новые учебные заведения]. <…>
Поскольку было решено, с помощью Всевышнего, продолжить все проекты, начатые под руководством моего наставника и тестя, Ребе, да покоится он в мире, и действовать в этом направлении с еще большим усердием и самоотдачей, — вне всяких сомнений, такова была его воля, — ставлю Вас в известность [о его плане] и прошу Вас принять это предложение. Я ни минуты не сомневаюсь, что Вы примете его с радостью.
Сообщите мне об этом, и я немедленно напишу в парижский офис, чтобы он занялся всеми необходимыми деталями.
До тех пор пока «Джойнт» не принял на себя финансовой ответственности [за этот проект] — обычно они ждут, пока не появятся практические результаты, — мы будем переводить необходимые средства отсюда.
Как говорил мой наставник и тесть, благословенной памяти, от имени, кажется, Бааль-Шем-Това, пусть «вначале у тебя будет мало, зато впоследствии — весьма много»[3].
Согласно замыслу моего наставника и тестя, первоначально Вы должны отправиться в Северную Африку в одиночку. И лишь затем за Вами последует Ваша семья. <…>
7 адара 5708
<…> Вам, несомненно, известно о школах для девочек, созданных моим наставником и тестем, рабби Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном. Одна из них находится в Праге. Поскольку рабби Шолем-Мендл Калмансон, потративший много усилий, чтобы поднять эту школу на должный уровень, недавно оставил свой пост, мы просим Вас обратить внимание на этот важный вопрос и уделить достаточно времени и сил, чтобы школа продолжала работать так, как следует. Имеется в виду, что она должна существовать в соответствии с убеждениями ее основателя, моего наставника и тестя, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, т. е. расти и количественно, увеличивая число учащихся, и качественно, углубляя их знания, воспитывая в них богобоязненность и другие хасидские качества. Мы уверены, что вы будете регулярно писать нам об этом.
Мы уже неоднократно говорили, какое огромное значение имеет еврейское образование для девочек. Самое простое объяснение состоит в том, что сама жизнь многократно доказала первостепенное значение этого вопроса. Это особенно верно в нашу эпоху великих разрушений, когда возникла необходимость обживаться на новом месте, в совершенно новом и чуждом окружении. В этих условиях сохранение обычаев и традиций наших предков требует значительных усилий от всех членов еврейской семьи. Усилий и распоряжений одного лишь главы семьи в такой ситуации недостаточно.
Наши мудрецы говорили, что во время дарования Торы Моше сначала обратился к женщинам и лишь затем к мужчинам[4], поскольку только таким образом Тора могла быть сохранена. Урок, который должны извлечь из этого последующие поколения, очевиден. <…>
14 тевета 5710
<…> Отвечая на письмо о еврейском образовании детей-репатриантов[5], вернувшихся на Святую землю. Мы думаем над этой проблемой уже несколько месяцев. Состоялось несколько совещаний с участием моего наставника и тестя, ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона, посвященных действиям, которые предстоит предпринять в этом направлении Объединению хасидов Хабада[6]. По моему мнению, для решения проблемы в первую очередь необходимо найти школьные здания, преподавателей, директоров (в том числе одного руководителя, который будет ответственен за весь проект), а также деньги на покрытие расходов.
Известно, когда речь идет о проекте, рассчитанном на долговременную перспективу, лучше всего начать с небольшой группы, в которой будет несколько мальчиков и девочек. Когда дело сдвинется с места, можно будет наметить конкретные шаги, каким образом его расширить. Однако даже на самом первом этапе без всего вышеперечисленного не обойтись. Поэтому вопрос состоит в следующем: знаете ли Вы человека, способного взяться за этот проект, и если да, готов ли он взять на себя ответственность за это дело (разумеется, за зарплату, соответствующую такой должности)? Есть ли у Вас на примете подходящие учителя? Есть ли здание, которое уже готово или нуждается лишь в незначительном ремонте? Если все это есть, мы готовы взять на себя расходы, необходимые на несколько первых недель работы.
Я подчеркиваю, речь идет о нескольких первых неделях, поскольку, как я понял из бесед с многочисленными общинными лидерами, ответственными за образование в Земле Израиля, когда существует учебное заведение с подходящим руководством, «Алият а-Ноар» и/или другая аналогичная организация выплачивает постоянную субсидию на каждого ученика, мальчика или девочку. Кроме того, почти наверняка будут отпущены средства на необходимые учебные материалы. Поэтому очевидно, что в начале проекта следует привлечь детей, достигших возраста, соответствующего требованиям «Алият а-Ноар», и находящихся в настоящий момент в транзитных лагерях.<…>
Что касается Вашего предложения начать в Святой земле кампанию по сбору денег на этот проект и рекомендательного письма, полученного из Главного раввината: не говоря уже о том, что это займет слишком много времени, условия для успешной кампании по сбору денег с каждым днем становятся все менее благоприятными. Кроме того, в этом случае Вы теряете возможность получить поддержку других институтов. И наконец, самое главное: кто из «наших людей» имеет опыт организации подобных кампаний? <…>
Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1]. В то время в Северной Африке активно развивались светские школы Всемирного еврейского альянса (Alliance Israе́lite Universelle).
[2]. «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee, Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов; до 1931 года — Комитет по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны) — еврейская благотворительная организация, созданная в 1914 году. Оказывал широкую помощь нуждающимся еврейским общинам разных стран.
[3]. Парафраз Иов, 8:7.
[4]. См.: Раши на Шмот, 19:4: «И воззвал к нему Б-г с горы, говоря: “Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля: „дому Яакова“ — это женщины; „сынам Израиля“ — мужчинам”». См. также: Шабат, 87а; Шмот раба, 28:2.
[5]. Речь идет о выходцах из восточных общин. В Израиле в это время практически не было религиозных учебных заведений, готовых и способных успешно абсорбировать этих детей.
[6]. Объединение хасидов Хабада (Agudas Chassidei Chabad) — организация, объединяющая любавичских хасидов всего мира; создана по инициативе ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона.