[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)

 

читали?

Александр Локшин. ЭПОХА «ГЗЕЙРОС» В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ: КаНТОНИСТЫ, ХАПЕРЫ, ПОЙМАННИКИ

2012.4

Лифшиц Элла Вениаминовна Спасибо за Вашу статью — самый содержательный материал о николаевских солдатах-евреях из тех, что я знаю. Два моих прадеда — отцы обеих моих бабушек — были отставными унтер-офицерами из николаевских солдат-кантонистов. Об одном из них известно, что после службы в 1868 году он был приписан к Смоленскому мещанскому обществу. В Смоленске родились его дети. Взрослые дети и внуки жили в Смоленске, Москве, Петербурге, Туле. До ХХI века никто не дожил.

1. Подскажите, пожалуйста, в каком музее или архиве я могу получить сведения о службе прадедов.

2. Был ли период, когда Смоленск входил в черту оседлости? Вопрос связан с таким утверждением в книге А. Рубинова «Такова еврейская жизнь» (М.: Время, 2007. С. 169).

3. Правильно ли я поняла, что хаперы появились после 1835 года, когда по новому «Положению о евреях» («Хартия бесправия») территория оседлости была сокращена?

4. Где бы Вы посоветовали искать сведения о моей прабабке — жене упомянутого смоленского прадеда? Хотя бы узнать ее имя.

 

от редакции

Уважаемая Элла Вениаминовна, спасибо за внимание к публикации в журнале «Лехаим».

Попытаюсь ответить на Ваши достаточно абстрактные вопросы.

1. Что касается документов о прадедах, то, скорее всего, их можно найти в архивах тех регионов, из которых призывались Ваши прадеды. Если, скажем, это Волынская губерния, то, соответственно, материалы могут храниться в Государственном историческом областном архиве Житомирской области в Украине. Надо также учитывать и то обстоятельство, что вся бывшая черта оседлости в годы Великой Отечественной войны была оккупирована и значительная часть архивных фондов погибла. Но каждый архив имеет свою собственную историю. Сведения могут находиться и в Москве, например в Государственном архиве РФ. Так что нужно сделать запрос, зная точно фамилию и имя (причем так, как оно писалось в документах того времени), в соответствующий архив.

2. Смоленск никогда за все время существования черты оседлости в нее не входил. Тем не менее процент еврейского населения в городе был достаточно высоким. Например, в конце XIX века он составлял порядка 10%.

3. Появление специальных ловчиков – хаперов – никак не связано с «Положением о евреях» 1835 года (а что такое «Хартия бесправия», мне неведомо). Границы черты тогда и были впервые определены. Ловчики появились в конце царствования Николая I, около 1853 года, когда царские чиновники вдруг выявили рекрутские недоимки за евреями и когда специально нанятые кагалом — общиной – люди стали охотиться за еврейскими детьми для сдачи их в кантонисты.

4. Чем больше сведений будет в Вашем распоряжении о прабабке и прадеде, тем легче будет ответить на Ваш вопрос.

А вообще, приглашаю Вас в Клуб любителей еврейской истории МЕОЦа — там часто возникают подобные сюжеты.

С уважением, А. Е. Локшин.

 

читали?

РАУЛЬ ВАЛЛЕНБЕРГ. УЙТИ В НИКУДА. Беседу ведет Афанасий Мамедов

2012.8

violavan@rambler.ru «Мы по-прежнему знаем только то, что нам положено знать». Попытка сыграть нетрафаретно трагедию не получилась. Получилось интервью типа «Секция: Детективы». А вот триллер Made in USSR получился, и, думается, дело тут не в подборе экспертов. Просто анализ причин подается слишком мягко: с того момента, как Рауль Валленберг переступил порог тюрьмы, у него больше не было ни его имени, ни славного шведского прошлого — и то и другое заменили личным идентификационным номером. И все-таки остается непонятным, почему до сих пор органы не признаются в том, что «убрали» Валленберга? Почему в катынском преступлении, например, признались, а тут, выражаясь по владимир-набоковски, «набрали кровь в рот»? И тем не менее это интервью — еще один повод поверить в то, что Рауль Валленберг не капитулировал, не дал до конца поработить себя тем обстоятельствам, в которых проще всего было признать свое полное фиаско и сыграть роль «трагического героя».

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.