[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)
ГАРРИ ГАРРИСОН. ГЕРОИ ГАЛАКТИКИ, ПОДВИНЬТЕСЬ
Знаменитый писатель-фантаст скончался 15 августа в английском Брайтоне на 88-м году.
Когда он приехал в Россию и на петербургском фестивале «Интерпресскон» показался публике, многие были разочарованы. В его суперамериканском имени слышались суровое клацанье челюстей и щелканье затвора какого-нибудь бластера, и сам он ну просто обязан был походить на собственных героев — наикрутейших Язона дин-Альта и Джимми Ди Гриза по прозвищу Стальная Крыса: высоченный рост, широкие плечи, литые мышцы, недобрый прищур и ироническая улыбка. И вдруг — румяный дедушка, чуть сутуловатый, мягкий, седенький, округлый, похожий на вышедшего на пенсию Санта-Клауса. Впрочем, ироническая улыбка время от времени действительно вспыхивала на его губах, напоминая, что это и впрямь он — автор не только мускулистой science fiction, но и ядовитейших сатир о ближайшем будущем нашей бедной маленькой планеты…
Американец Гарри Гаррисон (он же Генри Максвелл Демпси) — дитя разных народов: папины предки из Венгрии и Ирландии, а еврейская мама из России. «Она была совсем маленькой, когда оказалась в Штатах, поэтому по-русски знала всего несколько слов: нужник, хлеб, пиво», — рассказывал Гаррисон. Сам писатель служил в армии (и даже дослужился до сержанта), работал рекламщиком, затеял несколько журналов, но более полувека назад покинул США, чтобы большую часть жизни прожить в Ирландии. Именно в этой зеленой стране было написано большинство его книг, количество и тематический разброс которых сами по себе вызывают почтение. Его собрание сочинений, выпущенное в Риге на русском языке в годы краткого постсоветского бума зарубежной фантастики, предполагалось сделать полным, однако два десятка томов не вместили и двух третей им написанного.
Было ли все им созданное равноценным? Нет, конечно. Скажем, заключительные тома цикла о Стальной Крысе сильно уступают первым, а сериал про Билла — Галактического героя, начатый как остроумная пародия на «Звездный десант» Роберта Хайнлайна, быстро оторвался от питавшего его «первоисточника» и превратился просто в фантастическую хохму. Тем не менее из-под пера писателя выходила добротная беллетристика, а в лучших вещах он умело совмещал динамичный сюжет с неординарными размышлениями о завтрашнем или сегодняшнем дне. Не окажутся ли рептилии альтернативой млекопитающим и может ли возникнуть цивилизация разумных динозавров? Не грозит ли человечеству опасность превратиться в цивилизацию каннибалов? Не уничтожит ли нас природа в отместку за то, что мы с ней сделали?..
Впрочем, Гаррисон остался бы в истории мировой фантастики, напиши он всего одну вещь: «Машину времени “Техниколор”» (у нас известна под незамысловатым названием «Фантастическая сага») — веселую и лихую повесть про то, как американские киношники, задумавшие снять фильм про викингов и ради этого сдуру отправившиеся в прошлое, невольно подтолкнули дремавшие исторические процессы. Но есть в этой вещи и более глубокий смысл: да, роль технического прогресса трудно переоценить, однако именно искусство — даже не слишком высокое, создаваемое отнюдь не праведниками и пропахшее коммерцией, — способно реально изменить нашу жизнь, придать ей иное качество. Гарри Гаррисон тоже в этом деле поучаствовал и вполне заслужил эпитафию, некогда придуманную его коллегой, воннегутовским Килгором Траутом: «Он старался».
Роман Арбитман
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.