[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)
Изгнания
Национальные музеи ХХ века в Альп-Маритим (Франция), до 7.10
Отто Фройндлих. Композиция. 1926–1936 годы. Музей Понтуаза
© Musée de Pontoise Jean Michel Rousvoal
Три национальных музея на Лазурном Берегу — Марка Шагала, Фернана Леже и Пабло Пикассо — часто объединяются, чтобы сделать совместный проект. На этот раз он посвящен изгнанию и изгнанникам в ХХ столетии. Трое названных художников тоже рано или поздно оказывались в роли людей, приобретших новую родину: Шагал и Пикассо в начале века выбрали Париж, Леже во время войны — Америку.
Помимо их творчества, «Изгнания» объединяют работы других авторов середины века, от Ханса Арпа и Курта Швиттерса до Жоана Миро и Йозефа Альберса. Среди выставленного в Музее Леже — полотно Отто Фройндлиха (1878–1943). Один из пионеров модерна, он занимался не только живописью и скульптурой, но и теорией искусства. Во время войны скрывался во французской деревушке в Пиренеях, но был сдан нацистам и погиб в Майданеке 9 марта 1943 года.
Есть изгнания, которые не уберегают.
Кейдж и...
Зальцбург, Музей модерна, до 7.10
Джон Кейдж. Исступленный съедобный эскиз, № 9. 1990 год. Музей изобразительных искусств, Бремен
© The John Cage Trust
Выставка о важнейшем арт-деятеле ХХ века в меньшей степени посвящена музыкальному наследию Кейджа (хотя он в первую очередь известен как композитор), в большей — его отношениям с другими искусствами. В Зальцбурге целый зал отдали под раздел «Кейдж и танец» — его дружба с Мерсом Каннингемом сыграла решающую роль в истории современного балета. Но главным все же остается изобразительное искусство.
Любимым его художником был Явленский. Кейдж увидел его работы на выставке «Синей четверки», которую в Америке проводила галеристка Галка Шейер. Собственно, она и создала эту группу, куда, помимо Явленского, входили Кандинский, Пауль Клее и Лионель Файнингер. Поскольку все были хорошо знакомы друг с другом, а трое из них еще и вместе преподавали в Баухаузе, проблем с объединением не возникло.
Кейдж, восхищенный «Медитацией» Явленского, решил купить картину в кредит. Галка Шейер, удивленная настойчивостью студента, пошла ему навстречу. Он заплатил один доллар и стал владельцем. Но право унести домой картину получил, лишь выплатив все 25 долларов.
Галка Шейер (1889–1945) приехала в Америку из Германии. Она выросла в богатой еврейской семье. Ее отец, а затем и братья владели консервной фабрикой, что позволяло оплачивать артистические интересы Галки, которая училась музыке и живописи, а свое имя официально получила в 1931 году, приняв американское гражданство. Имя происходит от прозвища, данного ей Явленским из-за ее иссиня-черного цвета волос.
Когда после прихода Гитлера к власти многие европейцы, прежде всего евреи, эмигрировали за океан (среди них был и Шенберг, у которого Кейдж брал уроки музыки, и Ласло Мохой-Надь, которым тот также восхищался; его работа есть на выставке), Шейер не изменила своей страсти к авторам «Синей четверки». После распада группы она выставляла их поодиночке.
Мориц Оппенгейм
Франкфурт, Еврейский музей, до 28.10
Мориц-Даниэль Оппенгейм. Герман и Доротея. Фрагмент иллюстрации. 1828 год
К концу 1820-х годов Мориц Даниэль Оппенгейм (1800–1882) был известным автором. Первый еврейский ученик мюнхенской академии, после учебы он совершил большое путешествие по Европе, от Парижа до Рима, где по-дружился с назарейцами, а властитель умов, скульптор Торвальдсен, купил его картину. Затем Оппенгейм работал по заказу министра финансов Франкфуртского герцогства и портретировал знаменитых евреев города, включая Ротшильда.
Для дальнейшей карьеры не хватало мощной протекции. Оппенгейм обратился к Гете, послав тому папку с рисунками и позже приехав в Веймар. Гете рисунки понравились. Художник через посредство поэта получил звание профессора и создал затем иллюстрации к его поэме «Герман и Доротея». Они издавались вместе с поэмой несколько раз.
Из более чем 700 его произведений до сегодняшнего дня не дошла почти треть. Важнейшая часть сохранившегося находится во Франкфурте. «Кабинетная выставка» (фактически она размещена в коридоре на верхнем этаже музея) знакомит лишь с малой толикой этого собрания. Помимо иллюстраций к поэме, показывают и несколько гетевских картин Оппенгейма — портрет писателя и работы на его сюжеты. Можно послушать и записи текстов самого Гете, посвященные евреям и еврейству. Антисемитизмом в исторической перспективе их не назовешь, но и доброжелательно иные цитаты не звучат. Впрочем, Оппенгейм наверняка был другого мнения. Сам он так и не переменил веру и на протяжении долгой жизни много рисовал сцены из еврейского быта.
Открытие потустороннего мира
Зальцбург, Галерея Резиденции, до 4.11
Шивити. В гексаграмме в центре – имя Б-га и заклинание против Лилит. XVIII век. Еврейский музей, Вена
Одна из лучших — и уж точно самых впечатляющих — выставок сезона посвящена загробному миру. Разные культуры и традиции, от античности до современности, с неизменным интересом обращаются к этому сюжету как основному с точки зрения выстраивания космогонии.
Среди 130 экспонатов немало связанных с иудаикой. В каталоге они печатаются в алфавитном порядке (впрочем, им посвящены две отдельные статьи — о преисподней в древнееврейской литературе и о Самуэле и Лилит как центральных фигурах еврейской демонологии). На выставке же иудаика выделена в особый раздел. Среди представленного — рукописная иллюстрированная шивити XVIII века, амулеты XIX века на обрезание, для роженицы и ее младенца, амулеты против злого духа из собрания Еврейского музея Вены, картина экспрессиониста Эриха Бютнера «Кошмар Лилит» (1923) из Берлинской национальной галереи, шагаловская гравюра из библейского цикла «Видение Илии», графика Джеймса Энсора и Гюстава Доре на библейские сюжеты.
…Нас будет трое…
Москва, Государственная Третьяковская галерея, до 25.11
Илья Чашник. Супрематическая композиция. Около 1925 года. Фонд «Сеферот». Лихтенштейн
© SEPHEROT Foundation
Тройная выставка Казимира Малевича, Николая Суетина и Ильи Чашника — событие по многим причинам. Фонд «Сеферот» из Лихтенштейна показывает работы, которые прежде публика почти не видела. Графика супрематистов — важнейшая часть их наследия, не менее ценная, чем живопись (в основном Малевича) или архитектоны. Наконец, все трое составляют костяк течения, о чем напоминает и название выставки. Цитата взята из письма Малевича своему ученику Суетину, в котором учитель определяет единомышленников. Помимо адресата, это Илья Чашник.
Удивительно, как они сошлись так надолго. Малевич обладал труднопереносимым нравом, лишь его умение увлекать могло заставить учеников закрыть глаза на его диктаторские замашки. В дневниках Надежды Удальцовой есть типичная запись:
«Малевич немного спятил. У меня был с ним разговор.
— Я хочу ввести партийную дисциплину.
— Ну, со своими вы это легко сделаете, но не с моими. У нас группа.
— Тогда война беспощадная».
Воевать Малевич не стал. После революции он возглавил художественную комиссию Совета солдатских депутатов Петрограда, вскоре оказался в Витебске, на какое-то время ставшем арт-столицей Советской России. От Шагала к нему ушли многие студенты, в том числе и Суетин с Чашником.
Среди ста с лишним работ на нынешней выставке более половины — рисунки Ильи Чашника (1902–1929). Самый младший в этом союзе, Чашник был, вероятно, и наиболее последовательным супрематистом. В посвященной ему статье каталога куратор выставки Татьяна Горячева напоминает, что в конце 1920-х, когда и Малевич, и Суетин уже вернулись к предметному искусству, Чашник сохранял верность идеям супрематизма.
Целеустремленность была свойственна ему с детства. Выходец из бедной еврейской семьи, он в 11 лет начал учиться в оптико-механической мастерской, хотя уже тогда проявился его дар художника. Одновременно он брал уроки живописи у Иегуды Пэна, учителя Шагала.
Ранняя смерть Чашника (он умер от перитонита после двух неудачных операций по удалению аппендицита) определила собой подлинный финал супрематизма. Течение лишилось последнего самостоятельно мыслившего адепта.
Надгробие, которое создаст для его могилы Суетин, позднее будет почти дословно повторено в надгробии Малевича.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.