[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2012 ТИШРЕЙ 5773 – 10(246)
Картинки с ярмарки
Михаил Эдельштейн
Когда десять лет подряд посещаешь по долгу службы книжные ярмарки и прочие окололитературные мероприятия, все они постепенно сливаются в одно пятно — и не сказать, чтобы слишком яркое. Расцветить картинку могут разве что неожиданные гости или сенсационные новинки — но на XXV Московской международной книжной выставке-ярмарке не случилось ни того ни другого. Это не значит, что гостей и новинок не было вовсе — были, разумеется, и среди них немало достойных и интересных. Но ничего хотя бы отдаленно напоминающего вымечтанную поэтом беззаконную комету так и не промелькнуло.
Девочка и Рони Орен лепят пингвинчика
Игорь Губерман
Еврейская программа на общем фоне смотрелась достойно. Израильский культурный центр сделал ставку на опытных бойцов и привез Игоря Губермана и аниматора Рони Орена. Орен стал едва ли не главной звездой последнего дня ярмарки — он кочевал со стенда на стенд с пластилином в руках, и везде вокруг него образовывались изрядные стайки детей, послушно лепивших вслед за мэтром пингвинчиков и динозавриков. Ну а Губерман — он и есть Губерман, для него аншлаги дело привычное.
«Мосты культуры» aka «Гешарим» тоже собрали аншлаг — и даже без помощи Губермана. Книга Александра Печерского «Восстание в Собибуровском лагере» выходила на русском один-единственный раз — в марте 1945-го. Ее первое за без малого 70 лет переиздание стало событием: полный зал на презентации, множество узнаваемых лиц во главе с Николаем Сванидзе, Юлием Кимом и Дмитрием Зиминым. Собиборское восстание и его руководитель Александр Печерский давно стали легендами: в Голливуде снят блокбастер «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром, в Цфате именем Печерского названа улица, в Бостоне в его честь установлена стела. На родине Печерского ждали штрафбат, отсутствие наград и официального признания; его не приглашали рассказывать пионерам о героическом прошлом, не разрешили выступить в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе, не выпустили даже на премьеру того самого фильма. Через 22 года после смерти Печерского справедливость, кажется, начинает восстанавливаться: вопрос об увековечении его памяти поднимался даже во время недавнего визита Путина в Израиль. Вот и книжку переиздали…
Среди других новинок «Гешарим» — несколько польских ретро-детективов (рецензия на один из них — в этом номере «Лехаима»), очерки Ежи Фицовского о Бруно Шульце, долгожданный второй том воспоминаний Ехезкела Котика (о первом см.: Лехаим. 2010. № 6), монография бывшего посла Израиля в России Ализы Шенар о женщинах в еврейской литературе от Библии до наших дней, сборник букниковских колонок Реувена Кипервассера, книжка Йоханана Петровского-Штерна о еврейском прадедушке Ленина.
Разумеется, не обошлось без новинок и на стенде издательства «Книжники». К ярмарке вышли сборник рассказов Грейс Пейли «Мечты на мертвом языке», роман Башевиса Зингера «Враги. История любви», впервые переведенный на русский не с английского, а с идиша, популярная книжка про еврейские традиции от Ури Орбаха под заманчивым названием «И сотворил Б-г… мороженое» и «Страна идиша» замечательного Дэвида Роскиса. Кроме того, «Книжники» и «Гешарим» одновременно переиздали классический, столетней давности, труд Саула Гинзбурга про участие евреев в войне 1812 года.
На презентации книги Александра Печерского
Тем не менее общие впечатления от ярмарки трудно назвать отрадными. Завсегдатаи довольно дружно отмечают одну относительно свежую тенденцию — отток пресловутого «креативного класса». Доля интеллектуальной и платежеспособной публики среди посетителей ярмарки год от года падает, молодежи и людей до сорока здесь все меньше, соответственно и продажи не растут. Кто-то связывает это с неудачным режимом работы ярмарки — она закрывается в шесть, а правильный народ живет вечерней жизнью, вот если бы продлить ее работу часа на два-три, публика пошла бы совсем другая и выручка сильно выросла. По мнению других, спад посещаемости ММКВЯ связан с тем, что в последние годы появились и активно развиваются альтернативные проекты, специально заточенные под наиболее продвинутых жителей мегаполиса.
Правы, вероятно, и те и другие. Сентябрьская ярмарка на ВВЦ действительно ощутимо становится demodee, как любили выражаться критики Серебряного века, то бишь выходит из моды. Средний посетитель ММКВЯ и раньше не был рафинированным интеллектуалом, а теперь и вовсе опростился. Народ все активнее осаждает стенды, где выступают шеф-повара или стилисты (раньше это называлось парикмахер, но русский язык меняется так стремительно!). В политическом сегменте торжествует откровенная помойка про иудейское иго и умученного от жидов самодержца. На стенде Русского общественного движения очередной фрик разоблачает то ли «Газпром», то ли Навального, то ли сирийскую оппозицию, то ли всех вместе — вокруг почтительно внимающая толпа, даже продавцы соседней «Молодой гвардии» глядят на нее с завистью.
Выступает Юлий Ким
Для тех, кто не готов смотреть на подобное, добрые люди придумали BookMarket. В прошлом году он проходил в Парке культуры, а теперь переехал в Музеон, проще говоря, на задворки Центрального дома художника. Опенэйр в Москве в начале сентября — дело рискованное, с погодой организаторам и на сей раз не повезло, тем не менее народ на мероприятии наличествовал и даже книжки худо-бедно раскупались. Хипстерский досуг расцвечивали разнообразные звезды в диапазоне от Ирины Хакамады и Светланы Сургановой до лингвиста Андрея Зализняка и физика Алексея Семихатова. За еврейскую часть отвечал относительно молодой проект «Ototo», организовавший детский спектакль и кулинарный мастер-класс с последующей дегустацией.
Занятно, что среди учредителей BookMarket’а — та же ММКВЯ. То есть, по сути, ярмарка добровольно раздвоилась на более массовый и более элитарный варианты. Может, в таком почковании и обнаружится со временем своя сермяжная правда.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.