[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2012 ЭЛУЛ 5772 – 9(245)
Воспитание чувств
Владимир Мак
Иерусалимский камерный музыкальный фестиваль в этом году пройдет в 15-й раз с 1 по 15 сентября. Елене Башкировой, которая в 1998-м придумала этот форум и по сей день им руководит, удалось сделать его столь же неотъемлемой частью израильской музыкальной жизни, как спектакли Израильской оперы и симфонические концерты.
Пианистка Елена Башкирова, вдохновитель и бессменный руководитель Иерусалимского камерного музыкального фестиваля
Елена Башкирова — пианистка, дочь патриарха русской фортепьянной школы Дмитрия Александровича Башкирова. Ее собственная история многое объясняет: в фестивале, среди прочего, участвуют близкие ей люди. В частности, Гидон Кремер, за которого Лена вышла замуж, еще учась в консерватории и с которым в 1978-м покинула Союз. Брак был недолог, супруги расстались друзьями. А новым мужем Лены стал Даниэль Баренбойм. Один из крупнейших пианистов и дирижеров мира к моменту знакомства с Леной возглавлял оркестр «Де Пари» и выступал как солист и участник камерных ансамблей. Он всегда подчеркивает свое израильское гражданство, а в 1986 году, на гастролях «Де Пари» в Москве, потребовал, чтобы на сцене был израильский флаг. Баренбойм привез молодую жену в Израиль. Они купили дом в Ямин-Моше — первом еврейском поселении в Иерусалиме за стенами Старого города. Идея фестиваля появилась не у Баренбойма — он был слишком занят (хотя иногда участвовал в фестивале), а именно у Лены. В начале сентября, когда заканчиваются летние мастер-классы, а сезоны еще не начинаются, можно собрать талантливую молодежь и отдохнувших за лето титулованных музыкантов. Гонорар для первых — участие в фестивале с мастерами, вторые, не нуждаясь, играют то, чему не находится места на регулярных концертах. Все играют бесплатно. А публика получает концерты, о которых можно лишь мечтать.
Важно, что Лена Башкирова уже воспитала публику, способную чувствовать и понимать камерную музыку. Это принципиально: если плохой театр может сорвать овации за «Травиату», а бездарный дирижер — за 40-ю симфонию Моцарта, то квартет Бетховена обречен на провал, если в зале — случайные люди. Слушателей первого фестиваля явно привлекали именами: «Семь слов» Гайдна и «Камерный концерт» Берга не вызвали бы интереса, если бы их не исполняли звезды: Бронфман, Миша Майский, Жерар Коссе... На второй фестиваль приехали пианист Олег Майзенберг, бас Роберт Холл, виолончелист Борис Пергаменщиков.
Нынешний фестиваль посвящен русской и советской музыке, Шуберту и Дебюсси, 150-летие которого отмечается в этом году. Русские композиторы — от Глинки до Стравинского и Артура Лурье, советские — от Рославца до Фараджа Караева, написавшего свою «Сказку сказок, или Вчерашнее завтра» по заказу фестиваля. Один из ведущих современных пианистов Андраш Шифф исполнит последние сонаты Шуберта, Гайдна и Бетховена, Гидон Кремер — Шуберта, Губайдулину, Вайнберга, Шнитке (гениальный фортепьянный квинтет) и Сильвестрова. Впервые приедет пианистка Елизавета Леонская. Партнер Рихтера и друг Бродского, она сыграет Шуберта и Стравинского и выступит концертмейстером потрясающего баса Александра Виноградова. Солист Берлинской оперы, он семь лет назад блестяще исполнил здесь вместе с Леной Башкировой «Зимний путь» Шуберта. Нынче прозвучат романсы Чайковского и Рахманинова и «Песни и пляски смерти» Мусоргского. А еще в фестивале участвуют певица Анна Самуил, пианист Александр Мельников, скрипач Дмитрий Махтин, альтистка Татьяна Мазуренко... Израильскую школу представляет «Иерусалимский квартет» — один из лучших квартетов в мире, пианист и композитор Охад Бен-Ари, который продемонстрирует свои транскрипции «Времен года» Чайковского, арфист Сиван Маген... Добавлю «Фореллен-квинтет» Шуберта, септет Глинки, трио Шостаковича, «Воспоминания о Флоренции» Чайковского и октет Мендельсона, которым ежегодно закрывается фестиваль.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.