[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2012 ЭЛУЛ 5772 – 9(245)

 

Марк Шагал. Истоки творческого языка художника

Москва, Третьяковская галерея, до 30.9

Марк Шагал. Автопортрет перед домом. 1914 год.

Частное собрание, Париж

Выставка редкой графики Шагала — повод отпраздновать 125-летие художника. Все связанные с его именем проекты становятся музейными хитами. Так, последнюю ретроспективу Шагала в 2005 году в той же Третьяковке увидели 128 тыс. человек — для музея в какой-нибудь западноевропейской столице такая цифра показалась бы обычной, но в культурно обедневшей России радуешься и ей.

Полны и сейчас залы в Лаврушинском переулке. Ради Шагала музей даже возобновил «четверги допоздна», когда он открыт до десяти вечера.

Помимо полутора сотен рисунков и акварелей самого Шагала, «Истоки творческого языка» показывают и мир, окружавший художника с детства. Он рос в ситуации, которую можно назвать «перекрестком культур», зритель ощущает этот диалог русского и литовского, белорусского и еврейского. Последнее было, конечно, решающим. Не зря столь важное место на выставке занимают материалы из коллекций петербургского Российского этнографического музея и столичного Музея истории евреев в России, воссоздающие предметный мир шагаловской юности.

Представлена также книжная графика Шагала — его иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя, заказанные знаменитым парижским галеристом Амбруазом Волларом (1923–1925; в 1927‑м художник сам подарил их Третьяковке), а также к Библии и басням Лафонтена (1950–1952). Среди редкостей — альбом юношеских рисунков Шагала, принадлежавший в свое время Блезу Сандрару (сейчас он находится в московской коллекции Т. и И. Манашеровых). Из частных коллекций и фондов, прежде всего собрания наследников художника, происходят и многие другие экспонаты — коллажи 1960–1970-х годов, «Свадебный сервиз», созданный в начале 1950-х по случаю замужества дочери Иды, две скульптуры для фонтана.

 

Роберт Фальк

Москва, Галерея Галеева, с 12.9 до 12.11

Портрет Роберта Фалька. Загорск. 1955 год. Публикуется впервые. Частное собрание

Кажется, имя Фалька (1886–1958) у всех на слуху. Один из символов «оттепели», он повлиял не только на молодых коллег, но и на эстетические пристрастия целого поколения. Однако персональных выставок художника не было уже давно.

Проект Галереи Галеева — пример хорошей музейной работы. В Большом Козихинском переулке показывают графику из Государственного музея изобразительных искусств Татарстана в Казани, куда ее передала в свое время вдова Фалька, хранитель его архива Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (москвичи эту графику раньше не видели), а также картины из частных коллекций. Многие никогда не покидали квартир своих владельцев.

В выставочных залах пройдет презентация альбома «Фальк. Работы на бумаге». В нем впервые публикуются произведения из российских нестоличных музеев   от Пензы до Сахалина, от Тулы до Волгограда, от Пензы до Истры, а также из Дрездена.

Как всегда в Галерее Галеева, зрителя в выставочном зале сопровождает музыка. На этот раз в качестве оформления использованы записи Ryuichi Sakamoto и Мориса Равеля.

 

Гриша Брускин. Время «Ч»

Мультимедиа Арт Музей, до 7.10

Гриша Брускин. На краю.

Фрагмент инсталляции из проекта «Время “Ч”». 2012 год.

Предоставлено автором

Разговоры о новой выставке Гриши Брускина в столице ходили давно. Но проект «Время “Ч”» московско-нью-йоркского художника оказался готов лишь в этом году. Несколько десятков скульптур объединены темой врага. Враждебными оказываются государства, и социальные классы, и «другое», и вообще любое «неизвестное». Что уж говорить о таких основополагающих элементах человеческой жизни, как Время и Смерть? Сама мысль о них страшит многих.

Кажется, любой феномен мышления либо бытия может быть воспринят в качестве враждебного. Не случайно одной из тем выставки-исследования становится Враг рода человеческого, а исторических и географических истоков не обнаружит даже внимательный следопыт. Брускин, считающий, что повсюду в мире жизнь человека протекает в ожидании врага, играет скорее с художественными и общекультурными ассоциациями. Созданные им слепцы с котомками и чемоданами могут восприниматься как отсылка к Брейгелю, а люди в противогазах – напоминать о персонажах с картин Отто Дикса и других мастеров немецкого экспрессионизма, обожженных мировой войной.

Впрочем, автора визуально вдохновляли «не непосредственные впечатления от жизни и не высокое искусство, а наоборот — “низкое”, ничейное, коллективное, архетипическое». Такое, как картинки, обнаруженные им в издававшихся массовыми тиражами «учебниках иностранных языков, в плакатах по гражданской обороне, во всевозможных инструкциях».

Например, для погружения в сюжеты «Меланхолии» Брускин использует не западноевропейскую церковную скульптуру XVI—XVIII веков, но народную пластику той поры (впрочем, взаимопроникновение этих произведений было огромным, трудно точно определить, какой из векторов влияния здесь мощнее).

В последние годы многие из тем «Времени “Ч”» становились объектами художественных исследований. Но давно уже за столь масштабный проект не брался художник-одиночка. Брускин задается вопросом, как изображение становится инструментом манипулирования человеческим сознанием. Он пытается объяснить собственный жизненный опыт, когда, «приезжая в Москву или в Нью-Йорк, я в равной степени и там, и здесь смотрю на окружающий мир так, как когда-то, будучи мальчиком, взирал на плакаты по гражданской обороне — с ужасом и оцепенением “человека-не-в-курсе”».

 

«За железным занавесом»

Москва, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, до 8.10

Макс Бирштейн. Доярка
с Холмогор. Фрагмент. 1953 год. Собрание Петра Новицкого

Выставка «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше. 1945–1989» проходит в рамках фестиваля личных коллекций, организованного Государственным центром современного искусства. Все 122 представленные здесь работы происходят из собрания создателя Фонда польского современного искусства Петра Новицкого.

Создать такую личную коллекцию во времена «железного занавеса» было бы невозможно. В залах на Делегатской сошлись авангард и официоз, авторы, исповедовавшие принцип «чего угодно?», пытавшиеся в тоталитарных обстоятельствах, навязанных им судьбой, выжить любой ценой, — и те, кто относился к искусству с религиозной страстностью.

Среди 74 художников — имена первого ряда в истории искусства и те, чье творчество интересно скорее с архивной точки зрения. Работы классиков польского модерна, создателей унизма Катажины Кобро и Владислава Стрежеминского, соседствуют с творчеством звезд «неофициального» советского искусства Эдуарда Гороховского и Дмитрия Краснопевцева, Владимира Янкилевского и Эдуарда Штейнберга. Представлено наследие Тадеуша Кантора, нашлось место и для типичного соцреалиста Макса Бирштейна с его «Дояркой с Холмогор» (1953).

 

Все или почти все о евреях

Хоэнэмс, Еврейский музей, до 8.10

Обложка пластинки с речью Давида Бен-Гуриона «Что значит быть евреем?». 1960-е годы. Соб-рание Роджера Беннета. Нью-Йорк

Провокативно-ироничное название выставки – «Что вы всегда хотели знать о евреях, но не осмеливались спросить» – точно отражает ее содержание. Музей в австрийском городке вблизи Брегенца рассказывает о множестве мифов, связанных в мещанском (и не только) сознании с образом еврея. Иные из этих вопросов, на взгляд кураторов, неудобны уже вопрошающему, другие выглядят политически некорректно, третьи могут показаться просто неприличными. Но повод ли это, чтобы искусство о них молчало?

Как выглядят евреи? Правда ли, что у них большие носы? Почему евреев обрезают? Можно ли шутить о Холокосте? Или: «Евреи — это религия, раса, народ или объединенные одной судьбой?» В разделе, посвященном последнему вопросу, представлена, например, пластинка с записями раввина Мордехая Каплана «Answers. «Questions Jews Ask».

В качестве ответов используются фильм «Ростовщик» Сиднея Люмета, цитаты из книг Вуди Аллена, а также творчество художников, живущих по всему свету, от Тель-Авива до Нью-Йорка, от Лос-Анджелеса до Варшавы: Яэль Бартаны и Зои Черкасски, Тамар Лацман и Збигнева Либеры, Брэдли Майнца, Шмуэля Шапиро, Тамира Задока и многих других.

На выходе из музея зрители могут сами задать любой интересующий их вопрос, связанный с евреями. Устроители обещают ответить каждому.

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.