[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2012 АВ 5772 – 8(244)

 

Мамона и бен-Маймон

Шауль Резник

«В Фосфате Маймонид обретает славу духовного оракула своего времени <…> По вечерам матери поют младенцам колыбельные, нежные и певучие, написанные Маймонидом. А по субботам правоверные иудеи собираются <…> насладиться его канторским искусством». Эта удивительная цитата взята с сайта Государственной классической академии им. Маймонида, больше известного евреям как Рамбам, рабби Моше бен Маймон. Неорганический фосфат не особенно подходит для проживания, поэтому на самом деле наш герой жил в Фустате. Да и правоверным иудеям он известен не как обладатель задушевного баритона и автор песни «Спят усталые игрушки», а как выдающийся философ и теолог.

Неудивительно, что в заведении, названном именем, вероятно, какого-то другого, поддельного Маймонида, учатся далеко не «ботаны», склонные размышлять о вечном. В начале июня далеко не самое престижное российское учебное заведение в одночасье стало ньюсмейкером. Точнее, не оно, а Дикхам Ризванов, студент академии, который в свободное от учебы время пытался зарезать футбольного болельщика Алексея Усачева. Маймонид считал, что награду за хорошие поступки и наказание за плохие получают в загробном мире, но друзья фаната «Спартака» опровергли эти слова. У площади возле ТЦ «Европейский» раздались негромкие, но меткие выстрелы из травматики, и Ризванов оказался на больничной койке.

Ньюсмейкерство академии на этом не закончилось. Когда следователи милиции в сопровождении многочисленных немногословных бойцов ОМОНа явились в студенческое общежитие, отснятый камерами наружного наблюдения материал оказался не хуже многобюджетного голливудского боевика: грандиозный махач при участии десятка человек, вооруженные представители правопорядка, палящие в воздух и кладущие особо рьяных драчунов лицом в асфальт стоянки, запруженной дорогущими студенческими автомобилями.

В разгар перестройки один за другим открывались еврейские учебные заведения в попытке хоть чем-то заполнить семидесятилетний вакуум. Годы шли, а целевая аудитория продолжала покидать страну, в которой рабби Моше бен Маймон не был никогда. ГКА им. Маймонида постепенно перепрофилировалась. Место еврейской культуры и истории заняли юриспруденция, информатика, медицина, филология и даже музыковедение. Кстати, закононепослушный Ризванов, уроженец Чечни, учился именно на юрфаке.

Еще Ильф и Петров подметили, что миров на самом деле два: «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны “Мертвые души”, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь “уйди-уйди”, написана песенка “Кирпичики” и построены брюки фасона “полпред”».

Дихотомия авторов «Золотого теленка» замечательно переносится и на чеченско-еврейские отношения. Одним из популярных хабадских напевов является «Нигун Шамиль», мелодия без слов, которую, по преданию, напевал плененный и отправленный в ссылку предводитель кавказских горцев Шамиль. Любавичский Ребе, благодаря которому нигун появился в репертуаре Хабада, провел незримую параллель между плененным чеченским лидером, жаждущим свободы и величия, и душой, которая спустилась в материальный мир.

Это, так сказать, большой мир. А в маленьком мире руководство когда-то еврейской академии любит бюджетные деньги и не особенно придирчиво относится к набору абитуриентов. Шамиль сражался за независимость, а Ризванов дважды ударил ножом сверстника. Почувствуйте разницу, как говорится.

«Монотеизм, составляющий основу всех мировых религий, по Маймониду, и есть прекрасная основа для совместного бытия всех народов и взаимопроникновения культур». Это опять цитата с сайта. Академия стала весьма популярной среди уроженцев Северного Кавказа, жажда корочек, простите, знаний которых соперничает с известной горячностью характера. По словам милиционеров, во время обыска в общежитии они конфисковали 23 травматических пистолета и даже повязали студента, который пытался применить оружие на практике.

Именно Рамбам призывал во всем стремиться к золотой середине и избегать крайностей. Лавировать между апатией и агрессией, скупостью и мотовством, постом и чревоугодием. Дикхаму Ризванову и другим «маймонидцам» неплохо бы внять советам средневекового философа и научиться избегать конфликтных ситуаций. А руководству ГКА рекомендуется на досуге перечитать труды Маймонида. И биографию их автора.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.