[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АВГУСТ 2012 АВ 5772 – 8(244)
Некошерная конкуренция
Арье Ольман
На то вони жиды, шоб гандлювати...» — написал Шолом-Алейхем по-украински в своем рассказе на идише «Великий переполох среди маленьких людей» из цикла «Касриловка». Расселившись по миру и не имея возможности (за немногими исключениями) обрабатывать землю, евреи активно пустились в торговлю. Торговля шла как внутри общины, так и вне ее. Покупали и продавали всё — от меда до церковной утвари, от вторсырья до рабов. Но эта тема подробно освещена в исторической литературе. Мы же хотим рассказать, как относились к различным аспектам торговли религиозные авторитеты иудаизма.
Само собой разумеется, что раввины категорически запрещали обманывать единоверцев-евреев, воровать у них, присваивать чужое и мухлевать. Запрет воровства распространяется также и на нееврейских деловых партнеров (Бава мециа, 87б; Мишне Тора, Законы о воровстве, 1:1, Законы о грабеже, 1:2; Шульхан арух, Хошен мишпат, 348:2, 359:1; его статусом и сферой действия мы сейчас заниматься не будем). Однако некоторые бизнес-приемы, как может показаться, граничат с воровством или с обманом. Например, каковы допустимые границы конкуренции? Что разрешено в рекламных целях? Как можно и как нельзя переманивать клиентов?
Юзеф Харитон. Магазин скобяных товаров. 1971 год.
Из коллекции музея в Тикочине
Реклама
Реклама бывает разной. Можно повесить вывеску «Лучший портной на этой улице». Можно проводить промоакции. Можно демонстративно снижать цены. А можно ли это евреям?
«Р. Йеуда говорит: Нельзя лавочнику раздавать детям жареные зерна и орехи, потому что он приучает их к своей лавке» (Мишна, Бава мециа, 4:12). Значит, нельзя? Не все так просто. В истолковании Мишны есть правило: если одно мнение приведено от имени некоего авторитета, а противоположное — от имени безымянных «мудрецов», решение — согласно «мудрецам», ибо их много. И после слов р. Йеуды лаконично говорится: «А мудрецы разрешают». Гемара (Бава мециа, 60а) так поясняет это разрешение: «Потому что торговец может сказать соседу: я раздаю орехи, а ты раздавай миндаль!».
Конкуренция
Талмуд (Бава батра, 21а) доброжелательно постановляет: «Можно открывать магазин возле магазина товарища и баню возле его бани, а тот не имеет права протестовать, потому что можно сказать: “Я делаю у себя, а ты делай у себя”». Почти принцип laissez-faire, невмешательства в рынок. С одной стороны, если Шимон откроет магазин возле магазина Реувена, может пострадать заработок Реувена; с другой стороны, если запретить это — Шимон не получит заработка. Кого предпочесть? Оба наши братья, оба достойные люди… Талмуд предпочитает не вмешиваться.
Более того, даже если ты обнаружил, что клиентуры на двоих не хватает, даже если сосед в этих стесненных обстоятельствах вторгся в твою «сферу влияния» — и тогда государственное (в нашем случае общинное) регулирование не включается. Раши (р. Шломо Ицхаки [1040–1105], величайший комментатор Торы и Талмуда) на «Бава батра», 21б указывает: «Если сосед по улице занимается той же профессией, что и ты, нельзя заставить его сменить профессию».
А что, если этот Шимон, открывший конкурирующий магазинчик — не твой сосед, а еврей вообще из другого города? Пусть бы открывал у себя, зачем он к нам полез? Действительно, «сказал р. Гуна, сын р. Йеошуа: Мне очевидно, что нельзя воспрепятствовать [открывать торговлю] жителю того же переулка, но можно — жителю другого города» (Бава батра, 21а). Рамбан аргументирует эту позицию так: «Пришлые наверняка будут торговать дешевле, а это непорядок, если придет кто-то извне и навредит определенной категории горожан (местным торговцам), даже если принесет пользу другой категории (покупателям)».
Здесь уже появляется конфликт интересов двух групп, и на чашах весов могут оказаться грузы разной тяжести. Как быть, например, в случае, если покупатели выиграют больше, чем местные торговцы проиграют? Р. Йосеф Мигаш (учитель самого Рамбама) решил: «Если пришлые продают дешевле или лучше, им нельзя препятствовать, ведь не принимают постановление к выгоде одних горожан (местных торговцев) и невыгоде других (покупателей)».
Существенно дополнение автора комментария к Талмуду «Нимукей Йосеф» (р. Йосеф Хавива, Испания, 1340–1420): «Рав Йосеф Мигаш прав, если пришлые продают существенно дешевле. А если они продают лишь немного дешевле, покупатели не получат большой выгоды, а местные торговцы понесут большие убытки». Точные весы были у наших законоучителей, внимательно следили они за колебаниями чаш… Р. Йосеф Каро (1488, Испания, — 1575, Страна Израиля; автор «Шульхан аруха»), в своем алахическом сочинении «Бейт Йосеф» идет еще дальше: «Мне кажется, что неважно, мало или много снижают цены пришлые торговцы». И его ашкеназский коллега, р. Моше Иссерлес (ок. 1525–1572; автор ашкеназского комментария «Мапа» на «Шульхан арух»), соглашается с ним: «Если пришлые продают дешевле, местные торговцы не могут им помешать» (Хошен мишпат, 156:7). Интересы потребителей оказались важнее, чем интересы торговцев — даже несмотря на то, что практически все местные покупатели сами являются торговцами.
Однако праведному человеку может стать неуютно из-за того, что клиенты предпочитают его лавку, а не соседскую: «Почему копейка должна идти в мой карман, а не в его? Ему нужнее!» Рассказывают, что в 1859 году р. Исраэль-Меир из Радина (Хафец Хаим), бывший образцом безупречного поведения, неожиданно получил наследство от сестры отца — на эти деньги он открыл в Радине магазинчик, в котором продавались товары первой необходимости. Все дела в магазине вела жена, а р. Исраэль-Меир помогал ей составлять счета и следил за тем, чтобы торговля шла в полном соответствии с законами Торы. В сложных случаях он специально ездил консультироваться с р. Исраэлем Салантером и другими раввинами. Многим беднякам р. Исраэль-Меир отпускал товары в кредит и, если видел, что человек не в состоянии расплатиться, списывал все долги[1]. Поскольку товары в магазине были только лучшего качества, цены невысокие, а взвешивали продукты всегда с излишком для покупателя, вскоре в магазине от людей не стало отбоя. Р. Исраэль-Меир сказал жене: «Если так, то что же заработают другие торговцы?!» — и велел открывать магазинчик только в утренние часы. Однако вскоре он заметил, что и это не помогло: большинство покупателей стали приходить в его лавку именно в это время. Тогда р. Исраэль-Меир запечатал вход с улицы и оставил только вход со двора — для близких соседей. Очень скоро вереница горожан потянулась в магазин через двор! В конце концов около 1870 года магазинчик пришлось закрыть, так как р. Исраэль-Меир не желал причинять ущерб другим торговцам и тем более разорять их[2].
Личная ответственность
Теперь взглянем на проблему с позиции личной ответственности. Если мы видим, как человек идет покупать товар в соседний магазин за 120 рублей, а в магазине за углом этот же товар стоит 100 рублей и оба магазина принадлежат евреям — что нам делать? Скажем ему об этом — покупатель сэкономит 20 рублей, но владелец первого магазина не получит 20 рублей прибыли. Не скажем — покупатель останется в проигрыше.
Почему мы привели в пример именно такие цены? А потому что как раз на столько, на 20% от средней цены, можно по еврейскому закону завышать цену на товар, не предупредив покупателя. Если же ты продаешь куртку, которой красная цена 300 рублей, за полторы тысячи, и покупатель потом об этом узнает — он имеет право по закону потребовать отмену сделки или возврат лишних денег.
Так что же делать в подобной ситуации? Уже упомянутый Хафец Хаим в книге «Хафец хаим», по названию которой он и получил такое прозвище, пишет: «Но если мы видим, что некто хочет войти в магазин, чтобы купить товар у другого еврея, и хозяин магазина продает с допустимой наценкой (в пределах одной пятой стоимости), — вполне возможно, что нельзя удержать покупателя от покупки» (часть II, Законы о сплетнях, 9:10). Почему наш мудрец столь уклончив? Дело в том, что некоторые законоучители считают, что по закону Торы нельзя завышать цены даже меньше чем на одну пятую от средней — это подобно краже из кошелька покупателя. Получается, что наша обязанность — предупредить покупателя. С другой стороны, не менее уважаемые авторитеты с этим не соглашаются и разрешают продавцу в пределах одной пятой делать что угодно. И если мы предупредим покупателя, то, по мнению этих уважаемых авторитетов, мы будем виновны в злословии на первого продавца, мы ославим его как спекулянта, каковым он не является! Куда ни кинь — всюду клин.
Тут вступают в действие сразу пять алахических принципов: «не позорь ближнего», «да будет имущество ближнего дорого тебе, как твое», «сиди и не делай», «неопределенная ситуация» и «ближний ближе». Итак, вот как рекомендует поступать р. Шломо Рознер[3]:
— Если продавец продает товар по цене намного выше установленной на рынке (больше чем на одну пятую), то в таком случае надо предупредить покупателя, даже если он нас ни о чем не спрашивает. «Да будет имущество ближнего дорого тебе, как твое».
— Если продавец продает товар по цене чуть выше обычной и если покупатель спрашивает нас, можно ли найти в округе магазин дешевле, мы, скорее всего, можем ему об этом сказать. «Неопределенная ситуация».
— Если продавец продает товар по цене выше установленной, но в рамках дозволенного, то если покупатель уже вошел в магазин, ему ничего нельзя говорить — «сиди и не делай»; но если он еще не вошел, то, возможно, нет запрета дать ему полную информацию («неопределенная ситуация»).
— Если продавец продает товар по цене, немного превышающей установленную, хотя и в рамках закона, и если мы, сказав об этом покупателю, нанесем продавцу моральный ущерб, то в таком случае ничего говорить покупателю нельзя. «Не позорь ближнего».
— Если в неопределенной ситуации кто-то из двоих — наш родственник, сосед или учитель, мы выручаем именно его деньги. «Ближний ближе».
Мошко-арендатор
Чем кормились евреи в Речи Посполитой? В первую очередь арендой. Брали в аренду у панов мельницы, рыбные ловли, даже управление целыми поместьями, но главным образом кабаки. Аренда, она же откуп — один из самых эффективных способов выжимания денег из населения. Арендатор или откупщик платит владельцу источника дохода в год некую сумму, которую тот рассчитывает получить, и больше владельца данная отрасль хозяйства не беспокоит. Сам же арендатор берется за выбивание денег с клиентов — формально для владельца и именем владельца, но все знают, что очень существенный процент этих денег идет ему в карман как чистая прибыль. А какой именно процент — не знает никто! Причем владельцам откупов всегда стремились каждый год повышать цену, соответственно, тот, кто находился на нижнем уровне экономической пирамиды, из года в год платил все больше — не понимая, с какой, собственно, стати. И для простых плательщиков пауком-грабителем был именно откупщик, арендатор. В римские времена на откуп бралось взимание пошлин, «мыта», поэтому в Мишне и Талмуде «мытарь», сборщик налогов приравнен к грабителю. В 1794 году во Франции был казнен «за грабеж народа» великий ученый Лавуазье, причем председатель революционного трибунала холодно заявил: «Революция не нуждается в ученых». До 1791 года Лавуазье был откупщиком… И хмельнитчина, и колиивщина, и гайдаматчина, и другие кровавые бунты были направлены не только против панов, но в первую очередь против арендаторов, а арендаторами были в основном евреи.
Имущественные споры вокруг аренды занимают значительное место в алахической литературе. Представим себе, например, что в какую-нибудь заштатную деревню, куда пан не доберется, приехал оборотистый еврей и открыл шинок, не известив ни пана, ни арендатора. Казалось бы, случай сводится к приведенному выше талмудическому — «я делаю у себя, а ты делай у себя»? Не совсем. «Если один еврей купил аренду у помещика и продает товар крестьянам, а другой продает без аренды, он совершает преступление по отношению к товарищу, так как тот платит за аренду, а она у него не окупается» (р. Моше Софер [1762–1839], автор «Хатам Софер»). У первого еврея есть накладные расходы — арендная плата, а у второго-то их нет! «Купивший аренду не может продавать так же дешево, как не платящий за нее» (р. Мордехай-Зеэв Этингер; 1804–1863). Значит, второй еврей имеет возможность, продавая дешевле, получать ту же прибыль, что и первый, таким образом переманивая у первого клиентов. А это уже нечестно — и по отношению к пану, и по отношению к брату-еврею.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1]. См.: Дов Кац. Тнуат а-мусар. Иерусалим, 1978–1982. Т. 4. С. 24, 106.
[2]. См.: Р. Элияу Деслер. Михтав ми-Элияу. Бней-Брак, 2009. Т. 1. С. 35; Моше Бен-Цви. Маасей авотейну аль паршиот а-шавуа. Бней-Брак, 1999. Гл. «Хаей Сара» (цитируется по книге: Ц. Вассерман. Еврейские мудрецы. Иерусалим: Швут Ами, 2008. С. 461).
[3]. Ле-хафец бе-хаим. Иерусалим, 2011. П. 15.