[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2012 ТАМУЗ 5772 – 7(243)
Утешение месяца ав
Марина Карпова
В еврейской традиции ав называют также менахем-ав — «ав-утешитель», поскольку евреи ожидают от Всевышнего утешения после трагических событий, связанных с этим месяцем. Так, согласно мидрашам[1], именно 9 ава, в день разрушения Храма, родился Машиах. Но и до прихода обещанного пророками окончательного Избавления, на нашей исторической памяти, в этом месяце происходили спасительные для евреев события. Одно из них произошло 14 ава 4396 года (26 июля 636 года), когда в Палестину, бывшую в то время под властью Византии, вторглась арабская армия халифа Омара.
Манускрипт, повествующий о несчастьях, постигших иудеев после завоевания Палестины Ираклием. 629 год
Чтобы понять, почему это событие оказалось судьбоносным не только для Византийской империи, но и для евреев, обратимся к истории. После того как христианство получило статус государственной религии Римской империи, положение евреев, с 212 года ставших римскими гражданами, стремительно ухудшалось. Иудаизм не был запрещен, и евреи сохранили за собой право на «отправление культа», но ограничительные антиеврейские законы следовали один за другим. Так, при императоре Феодосии II (408–450) было запрещено строительство новых синагог. Этот запрет был подтвержден императором Юстинианом, который также запретил евреям любые высказывания и полемику, направленные против христианства. Кроме того, император решил, что евреи «заблуждаются» потому, что читают свою Тору на языке, не всегда понятном им самим, и поэтому находятся под злокозненным влиянием раввинов. Поэтому он повелел, чтобы Тору читали в синагогах только по-гречески, а заодно запретил изучение Мишны.
Византийские евреи нередко становились жертвой религиозно мотивированного насилия, причем власти далеко не всегда защищали их законные права. Например, когда автократор Феодосий повелел вернуть иудеям Антиохии синагоги, которые перед тем были захвачены христианами, некто Симон, славившийся религиозным рвением, «самому Феодосию писал с таким дерзновением и так укорял его, благоговея лишь пред одним своим Владыкою (Иисусом. — Прим. ред.), что император, отменив свое повеление, сделал все в угоду христианам и даже лишил власти префекта, который доложил ему об этом»[2].
Порой власти откровенно сочувствовали погромщикам. Когда в 489–490 годах городские низы разгромили синагогу в Дафне, император Зенон (474–491 годы) воскликнул по этому поводу: «Почему они не сожгли и живых евреев вместе с мертвыми!» К насилию прибегало и само государство. К примеру, императрица Флавия Пульхерия «воздвигла Халокопратийский храм в честь Богородицы, бывший прежде иудейской синагогой»[3]; в 569 году император Юстин II (565–578 годы) приказал обратить в церковь синагогу, находившуюся в самом центре еврейского квартала Константинополя.
Естественно, евреи платили византийцам той же монетой, и в каждом противнике империи видели возможных союзников. Так, когда в 536 году армия Юстиниана осадила Неаполь, именно евреи оказались в первых рядах защитников города: «Иудеи… утверждали, что город не будет испытывать никакого недостатка в предметах первой необходимости; и готы решительно заявили, что будут тщательно охранять стены. Под их влиянием неаполитанцы предложили Велизарию возможно скорее уйти отсюда… В той части укреплений, которые прилегали к морю и где держали караул не варвары, а иудеи, воины не смогли воспользоваться лестницами, а потому и подняться на стены. Эти иудеи были особенно ненавистны своим неприятелям: ведь это они были виновниками, помешавшими Велизарию взять город без боя, и поэтому у них не было никакой надежды на спасение. Хотя город был уже взят, они продолжали храбро сражаться и, сверх ожидания, сопротивлялись натиску неприятелей»[4].
Евреи Византийской империи также порой брались за оружие. Так, в правление императора Фоки (602–610 годы) вспыхнуло еврейское восстание в Антиохии, причем восставшие убили Александрийского патриарха Анастасия. Против восставших император послал полководца Воноса, потопившего мятеж в крови: «Многих убили, другим отрезали крайние члены и выгнали из города»[5].
Однако главным постоянным противником Византии была Персия. В 610 году персидские войска предприняли очередное наступление. Одна персидская армия заняла Анатолию, другая оккупировала Сирию. Антиохия пала в 611 году, Дамаск — в 613-м, в 618–619 годах был завоеван Египет, главная житница империи.
Весной 614 года персидский полководец Шахрвараз вошел в Палестину, разоряя все вокруг и поджигая церкви. 15 апреля 614 года началась осада Иерусалима. А 5 мая жившие в городе евреи открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. После этого, по единодушному свидетельству историков, в Иерусалиме началось разрушение церквей и убийство христиан, в котором участвовали как персы, так и евреи, мстившие за многолетние обиды и унижения[6].
Поддержав персов против византийцев, евреи, казалось бы, на этот раз рассчитали верно. Одновременно с персами в европейские провинции империи вторглись авары (известные в русских летописях под именем «обры»). В какой-то момент Константинополь осаждали две армии, персидская и аварская, стоявшие, соответственно, на азиатском и европейском берегах Босфора. Казалось, еще немного — и Восточная Римская империя повторит судьбу Западной. Однако Всевышний судил иное, поскольку в решающий момент на императорском троне оказался решительный и энергичный полководец Ираклий (Гераклий). В ходе многолетних изнурительных кампаний он смог разгромить всех врагов империи и вернуть все утраченные земли, включая Палестину и Иерусалим[7].
Как пишет византийский историк Феофан, придя в Иерусалим, Ираклий, «много возблагодаривши Господа, выгнал евреев из города, повелев, чтоб они не смели приближаться к святому граду за три мили»[8]. Однако этим репрессии не ограничились. В 632 году Ираклий издал эдикт о принудительном крещении всех евреев на территории империи. Более того, император призвал христианский Запад последовать его примеру. И действительно, в 633 году франкский король Дагоберт, вероятно подстрекаемый Ираклием, предложил евреям выбор: крещение или изгнание. Выбор, предложенный им в 661 году в Ломбардии, был еще более суровым: крещение или смерть.
В самой Византии эдикт Ираклия начали активно претворять в жизнь. Так, в «Учении новокрещенца Иакова» описывается, как в Карфагене (Византийская Африка) евреев крестили насильно, а префект провинции «собственными руками бил по лицу» сопротивляющихся[9].
Трудно сказать, что стало бы с евреями запада, если бы эта политика продолжалась достаточно долго. Однако вскоре византийцам стало не до евреев: вместо разгромленной Персии на восточных границах империи появился новый могущественный враг, арабы-мусульмане.
Столкновения арабов с Восточной Римской империей начались еще при жизни Мухаммеда, однако настоящее арабское нашествие началось при третьем халифе Омаре, возглавившем мусульман в 634 году.
Решающее сражение между армией Ираклия и мусульманами произошло 20 августа 636 года около реки Ярмук. Армяне и арабы, сражавшиеся в рядах византийцев, перешли на сторону противника. В результате византийская армия была наголову разгромлена. Узнав об этом, Ираклий понял, что дальнейшее сопротивление бесполезно: у империи, измученной многолетними войнами, не было больше ни сил, ни средств. Отслужив молебен в соборе Антиохии, он отплыл в Константинополь со словами: «Прощай, Сирия, прощай надолго!»
В 638 году иерусалимский патриарх Софроний сдал город халифу Омару. Вскоре после этого под властью ислама оказались Антиохия и другие ближневосточные провинции византийцев.
Как пишет армянский историк Себеос, евреи, поддержавшие арабов, надеялись, что те позволят им отстроить Храм. Этого, однако, не произошло: «Расскажу и о намерении мятежных евреев, которые, получив на несколько времени помощь от агарян, вознамерились восстановить храм Соломонов. Найдя место, называемое святая святых, они устроили его на твердом основании — местом для своих молитв. Но исмаильтяне возненавидели их и изгнали из того места, назвав его местом своих молитв»[10].
Тем не менее новые правители даровали евреям (как и христианам) право свободно исповедовать свою веру. На много веков страны ислама стали для иудеев тем местом, где они могли чувствовать себя в относительной безопасности.
По преданию, гонения Ираклия на евреев были вызваны не только политическими и военными соображениями: будучи в одном из персидских походов, он якобы услышал прорицание, что «Империя погибнет от племени обрезанных». Это действительно сбылось, поскольку арабы, как и евреи, также обрезали своих сыновей. Так Провидение посмеялось над императором, решившим «ради всеобщего блага» уничтожить евреев.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1]. Мидраш Эйха, зутра нусха 2:3; Агадат Берешит, 68.
[2]. Евагрий Схоластик, «Церковная история».
[3]. Феофан, «Летопись».
[4]. Прокопий Кесарийский, «Война с готами», книга 1.
[5]. Феофан.
[6]. См.: Феофан; Себеос, «Повествование епископа Себеоса об Иракле»; Антиох Стратиг, «Пленение Иерусалима».
[7]. О войнах Ираклия см., напр.: Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя; Успенский Ф. И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996.
[8]. Феофан.
[9]. Хазанов А. Евреи в раннесредневековой Византии // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. № 1 (5).
[10]. Себеос.