[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2012 ТАМУЗ 5772 – 7(243)

 

III Московская международная биеннале молодого искусства

Москва, разные площадки, до 19.8

Дон Гуес. Сканограмма № 1. Израиль

Столичная биеннале молодого искусства прежде была известна под названием «Стой, кто идет?». Под таким названием она задумывалась и сейчас, но в этот раз от военно-зарницкого языка отказались в пользу нейтрального. Немецкий куратор Катарина Беккер обещает предоставить свободу высказывания авторам до 35 лет. Среди них — художники со всего света: из 2700 заявок на участие в основном проекте «Под солнцем из мишуры» в ЦДХ, поступивших из 77 стран, были отобраны 96 участников из 34 государств. Еще 15 кураторских проектов будут показаны в специальной программе, организуемой совместно с берлинским Новым Кунстферайном, известным своими выставками актуального искусства.

Среди участников основного проекта биеннале — израильтянин Амир Фаталь с проектом «pure minimal» (уже название указывает на приверженность автора эстетике минимализма). Уроженец Тель-Авива, Фаталь учился в Берлине, где и живет. Выставляется по всей Европе, но последняя по времени его выставка прошла на родине.

В основном проекте будет представлено и творчество Майи Зак, чья инсталляция «Гостиная», посвященная воспоминаниям о еврейском Берлине 1930-х, уже стала событием нескольких выставок в мире.

В спецпрограммах зритель увидит работы израильского фото-журналиста Ильи Ефимовича — автора репортажей из Косово, фотопроектов, посвященных театральным мистериям австрийского художника Германа Нитша, репортажей из жизни израильтян. Покажут и творчество живущей между Нью-Йорком и Тель-Авивом Эйнат Амир — она занимается видеоинсталляциями и перформансами (на ее персональном сайте обозначено участие в нескольких летних проектах, но Москвы среди них почему-то нет).

Помимо ЦДХ, среди площадок Биеннале — Московский музей современного искусства, ГЦСИ и многие столичные галереи и выставочные залы, от Винзавода до «Арт-Резиденции». В научно-образовательную программу войдут мастер-классы, круглые столы, лекции и кинопоказы — все то, что должно облегчить зрителю понимание языка, уже не первый год со скоростью света удаляющегося от языка классического искусства.

 

ARSENALE 2012

Киев, Арсенал, до 31.7

Фрагмент инсталляции
братьев Чепмен на биеннале
современного искусства в Киеве

Международная биеннале современного искусства в Украине организуется впервые. Ее масштабы поражают воображение. Огромные залы старинного Арсенала вблизи Киево-Печерской Лавры сами по себе способны стать событием: все же выставочных пространств, сопоставимых по своим объемам с размерами Центра Помпиду в Париже, на территории бывшего СССР не так много. А уж наполнившее его искусство произведет впечатление не только на неофита — и потому, что выставлены здесь классики, такие, как Луиз Буржуа, Билл Виола или более молодой Йонка Шонибаре, и благодаря новым либо малоизвестным широкой публике именам.

В биеннале участвует множество галерей по всей Украине, от Днепропетровска до Одессы, да и в столице внушительная параллельная программа.

В основном проекте, трагически озаглавленном «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве» (в итоге же вышло довольно оптимистично), английский куратор Дэвид Элиот представил все виды искусства, имеющие хождение в нынешних музеях, от привычной живописи и фотографий до инсталляций и видеоработ. Многие из них принадлежат социально активным авторам, и потому, оказавшись в залах биеннале, чувствуешь себя порой если не на митинге, то в интеллектуальном кафе, полном разговоров об актуальном.

Актуальное часто выглядит как история — отсюда и обилие в работах изображений тиранов и преступников прошлого и настоящего. Так, греческий художник Стелиос Файтакис нарисовал фрески в духе византийской иконописи. На фресках — Махно с черным флагом на коне, преследующий евреев, и бои за освобождение Киева от нацистов.

Среди показанного есть и новая работа Яэль Бартана, одной из самых востребованных художниц десятилетия. Только в этом году она участвует как минимум в дюжине выставок (о ее наделавшей много шума на последней Венецианской биеннале видео-трилогии «...и Европа будет потрясена» «Лехаим» писал в ноябре 2011 года). В Венеции Бартана представляла Польшу, сейчас в Киеве в некоторых материалах биеннале она указывается как художница из «Польши / Израиля», хотя на самом деле Бартана живет между Тель-Авивом и Амстердамом.

Фильмом «Убийство», чье действие разворачивается в недалеком будущем, Бартана завершает свой видеоцикл, посвященный жизни и деятельности лидера придуманного Движения еврейского возрождения. Похороны погибшего от рук неизвестного убийцы политика, выступавшего за возвращение евреев в Восточную Европу, напоминают, что и смерть может быть символической, что она не прекращает бытование мифа, но придает ему новую энергию.

 

«Просвещай свой народ». Аксель Шпрингер и евреи

Франкфурт, Еврейский музей, до 27.7

Аксель Шпрингер на Масличной горе в Иерусалиме (фрагмент). Июнь 1967 года

© FOTOAGENTUR SVEN SIMON

Вряд ли можно найти в послевоенной немецкой истории фигуру более противоречивую, чем гамбургский издатель Аксель Шпрингер (1912–1985). Он был главной мишенью и советской пропаганды, и левой интеллигенции всей Европы. Издаваемая им газета «Bild» — образец бульварной прессы новейшего времени многие десятилетия бьет рекорды популярности. При этом издательский дом Шпрингера выпускает глянец и газеты вроде «Die Welt» — консервативные по содержанию, но отвечающие критериям «качественной журналистики».

Персонажем франкфуртской выставки Шпрингер стал по многим причинам. Во-первых, сам причастен к Холокосту, но не в роли палача. Его первая жена Марта-Эльза Мейер была еврейкой. Шпрингер развелся с нею в конце 1930-х, но отношения не прекратил. Помогал и ей, и ее матери. Им удалось выжить в концлагере, и Шпрингер продолжал их поддерживать материально. Возможно, это сыграло решающую роль в его судьбе. После войны, когда американские оккупационные власти решали вопрос об издательской лицензии, жена дала показания в его пользу. Она удостоверила: Шпрингер не работал на нацистов и не участвовал в антисемитских кампаниях. Лицензию он получил.

Вероятно, эти отношения оказались решающими в формировании политических взглядов Шпрингера — по крайней мере, в той их части, что была связана с ближневосточной политикой. Он (и это во-вторых) поддерживал Израиль на протяжении всей жизни. Более того: Шпрингер сделал эту поддержку одним из краеугольных принципов своей издательской политики, выступил за необходимость примирения немцев и евреев и прописал эти положения в Хартии, которую подписывали сотрудники его газет. Ближневосточная политика освещалась ими, исходя из жизненных интересов Израиля.

Но биография Шпрингера полна неоднозначностей. Многие годы, напоминает куратор выставки Дмитрий Белкин, издатель дружил с Тедди Колеком, мэром Иерусалима, где он был больше 20 раз. Одновременно Шпрингер приглашает на важнейшие посты в своем концерне людей с нацистским прошлым — и не просто нацистским, а эсесовским (сотрудникам его издательского дома посвящен отдельный стенд).

Это переплетение судеб — часть немецкой истории, из которой не выкинуть ни отдельно взятых слов, ни целых газет, тем более если это «Bild». Статьи каталога, использующие личные архивы Шпрингера, напоминают об этой потребности истории быть смешением несоединимых вещей. Оно бы выглядело неперевариваемым, если бы не способность человека словом облегчать любые страдания.

 

«Еврейские гении. Евреи Уорхола»

Вена, Еврейский музей, до 2.9

Голда Меир. Энди Уорхол. 1980 год.
Из коллекции Рональда
Фельдмана. Нью-Йорк

© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts.Inc./VBK, Wien 2011

В 1980 году друг и галерист Энди Уорхола Эндрю Фельдман предложил художнику создать серию портретов еврейских интеллектуалов и литераторов. Из списка ста еврейских знаменитостей Уорхол выбрал десять персонажей. В итоге появилась знаменитая серия, которую и выставили сейчас в музее на Доротеергассе. Размеры англо-немецкого каталога — 69 страниц — способны ввести в заблуждение. Выставка из числа небольших, но содержательных.

Помимо истории уорхоловского цикла, кураторы подробно рассказывают о самом Фельдмане (у него австрийские корни, семья родом из Граца). В качестве бонуса зрителей ожидает еще одно произведение Уорхола – портрет знаменитого австрийского певца, актера и писателя Андре Хеллера, выходца из богатой еврейской семьи производителей сладостей. Хеллер просто брызжет талантами. Он записал двенадцать «золотых» и две «платиновые» пластинки, ставил спектакли для известнейшего Венского фестиваля, рисовал марки для почтового ведомства и занимался дизайном «Кристальных миров» фирмы «Swarovski» в тирольском Ваттенсе.

Культурно-историческое значение его деятельности, конечно, не сравнимо с наследием Кафки или Фрейда, но количество производимой им энергии впечатляет. Уорхол рисовал не зря.

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.