[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2012 ТАМУЗ 5772 – 7(243)
обыкновенные ЧУДЕСА
Александр Элькин
Часто возникает вопрос: почему чудеса не происходят в наше время?
Слово «чудо» знают и употребляют все, однако точный смысл его темен. «Чудо» — это рассечение моря во время Исхода или такое обычное явление, как дыхание? Чаще всего «чудом» называют невероятные события, а говоря о явлениях обычных, слово «чудо» используют в переносном смысле. Так давайте разберемся, что же такое «чудо» в его аутентичном значении?
С описания самого поразительного из чудес начинается Тора (Берешит, 1:1): «В начале сотворил…» Из абсолютного Ничто вдруг возникает целый мир! Современная наука знает удивительные превращения: материи в энергию, а энергии — в материю. И это именно «превращения», переход чего-то уже существующего из одного состояния в другое. Однако ничто — то, чего не существует, — не подвержено никаким изменениям. Поэтому Сотворение мира — величайшее из мыслимых чудес. Оно не только противоречит законам природы и выходит за пределы того, что в состоянии совершить человек, но и совершенно не укладывается в сознании. И вот именно с таким чудом Тора ставит нас лицом к лицу уже самыми первыми своими словами! Мы обязаны осознать, понять и поверить, что один только Всевышний обладает силой творить Нечто из Ничего.
В других местах Торы также говорится о чудесах, и они хорошо нам известны. Это и уже упоминавшееся рассечение моря, и выпадение манны и неугасимый огонь на жертвеннике… Талмуд также рассказывает о многих чудесах, среди которых на первом месте, конечно, чудо Хануки, когда маленького кувшинчика масла хватило для того, чтобы восемь дней заправлять им храмовую менору. Можно сказать, что все эти чудеса — чудеса второго, более низкого уровня, так как ни одно из них не связано с сотворением чего-то из ничего. Во всех этих случаях, каким бы потрясающим ни было нарушение обычных законов природы, не возникает чего-то принципиально нового. При рассечении моря Суф, например, вода встала стеной, чтобы сыны Израиля смогли пройти через море посуху. При чуде Хануки масло, которого обычно хватало лишь на день, горело восемь дней, потому что, согласно одному из объяснений, процесс сгорания масла замедлился в восемь раз. Ясно, что во всех этих чудесах видна рука Всевышнего. Как сказал мудрец Мишны рабби Ханина, сын Досы, когда уксус в светильнике у него превратился в масло (Таанит, 25а): «Кто сказал маслу, чтобы оно горело, скажет уксусу, и он будет гореть».
Есть еще и другие чудеса, назовем их чудесами третьего уровня, — те, что сопровождают нас изо дня в день. Но чтобы распознать их, необходима вера. Сказали мудрецы наши (Берешит раба, 14:9): «За каждый вдох, который человек делает, он обязан благодарить и восхвалять Святого, благословен Он». Точно так же мы должны благодарить Творца за каждый удар нашего сердца, за нормальную работу всех органов и фактически за все естественные процессы, которые ежедневно поддерживают нашу жизнь.
«Однако, — скажет кто-нибудь, — все это только лишь проявления природы!» Правильно. Но мы обязаны понять: все, что изо дня в день происходит внутри нас и в окружающем нас мире, — свершения Всевышнего, не уступающие рассечению моря Суф или даже сотворению мира из Ничего. Значит, чудеса происходят непрерывно! И вот почему, кстати, мы празднуем Пурим как годовщину Б-жественного чуда: несмотря на то что все события, о которых рассказывает Мегилат Эстер, казалось бы, не выходят за рамки законов природы, мы видим в них руку Всевышнего. Случайные на первый взгляд стечения обстоятельств — но почему они складываются именно там и тогда, когда их последствия оказываются благом для народа Израиля? Лишь потому, что их направляет Всевышний, желающий спасти евреев и уничтожить врага, посягнувшего на Б-жий народ.
Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон сравнил мировоззрение еврея, верящего в Тору и исполняющего ее, с так называемым «научным» мировоззрением. Религиозный еврей, отметил Ребе, в естественном ищет сверхъестественное, а светский ученый в сверхъестественном ищет естественное.
Задача науки — раскрывать причины каждого явления природы, а затем согласовывать их со всей системой научных знаний, что закладывает фундамент для обоснования новых явлений, с которыми наука может столкнуться в будущем. В своих исследованиях ученый исходит из предпосылки, что у любого феномена есть объяснимая причина. Другими словами, ученый верит в нерушимость причинно-следственной связи. Например, если человек, который до сих пор считался здоровым, внезапно заболевает, врач не связывает это с проявлением воли Творца. Цель врача — вскрыть причину недуга и использовать это знание для лечения и других заболевших, а также для того, чтобы уберечь от него здоровых.
Совершенно иной подход предлагает Тора. Ее исходная точка — все сверхъестественно, включая и то, что кажется нам обычным. То, что люди называют «природой», на самом деле проявления воли Всевышнего, то есть нечто «сверхъестественное», или «чудо».
По сути, обе позиции — и Торы, и науки — не исключают друг друга. Если врач — религиозный еврей, то его мировоззрение нисколько не помешает ему использовать все свои знания и опыт на благо больного. Но при этом он также прочитает главу Теилим, а добившись успеха, скажет, что это Всевышний излечил больного (удостоив его самого чести быть посредником в этом деле). Физика закат заинтересует, прежде всего, удивительным преломлением солнечных лучей, а художника — невиданным сочетанием красок. Рассказывают, что знаменитый раввин рабби Хаим из Бриска (то есть Бреста) однажды увидел необычный закат на исходе Йом Кипура и истолковал его как выражение милосердия Творца, означающее прощение всех грехов. Согласитесь, взгляд непривычный и весьма неожиданный, но вместе с тем вполне легитимный.
Чудеса «естественные», скрытые под видом природных явлений, происходят непрестанно. Но давайте вернемся к первоначальному вопросу: почему «сверхъестественные» чудеса, чудеса в буквальном смысле этого слова, не случаются в наше время?
Попробуем ответить на него, не прибегая к различным объяснениям чудес, упоминаемых в Священном Писании. Возьмем лишь один их аспект — тот, о котором в связи с рассечением моря говорит Тора (Шмот, 14:31): «И увидел Израиль руку (то есть силу) великую, которой действовал Г-сподь…» Сынам Израиля тогда открылось чудо в его, так сказать, «чистом виде» потому, что они обладали способностью распознавать и воспринимать Б-жественное и были готовы извлекать из него уроки
С тех пор люди очень сильно изменились. Представим себе, что я прихожу на берег какой-нибудь реки и говорю людям на пляже: «Завтра, с рассветом, я приду и ударю по воде посохом, и вода в реке рассечется надвое». И действительно, назавтра я прихожу на то же место, ударяю посохом по воде, и она вправду рассекается надвое, и дно реки обнажается. Что скажут люди, которые слышали меня вчера, а сегодня видели собственными глазами, как я осуществил то, что обещал? Что меня послал Б-г? Что произошло чудо? Или же они предположат, что я, например, показал им какой-то сложный фокус? Иначе говоря, не начнут ли они искать естественную, физически объяснимую причину произошедшего?
А если мы вместе встанем у горы Синай и услышим громовой голос из облаков, скажут ли они, что это голос Всевышнего, или же решат, что где-то спрятан необыкновенно мощный громкоговоритель? Будут ли они благоговейно внимать или схватятся за фотоаппараты и мобильные телефоны?
Значит, правильным будет задать вовсе не тот вопрос, с которого началась наша беседа. Не имеет большого значения, происходят ли чудеса в наши дни или нет и почему. Мы должны спросить: окажет ли чудо, случившееся на наших глазах, какое-то влияние на нас? Назначение чудес — воочию показать человеку, что Всевышний — Хозяин всего мира и всего, что есть в нем. Всевышний, без тени сомнения, способен сотворить любое чудо, но вот как мы воспримем его?
Можно предположить, что когда мы научимся распознавать в происходящем руку Г-спода, то тогда нам будет дано стать свидетелями поистине сверхъестественных чудес.
Но верно ли, что чудеса, подобные описанным в Танахе, не происходят в наше время? Вспомним, как много людей (и в их числе авторитетные военные эксперты) называли победу Израиля в Шестидневной войне 1967 года настоящим чудом. А форсирование израильской армией Суэцкого канала во время Войны Йом Кипура? А победа Израиля в той же войне? Я читал немало описаний этих событий и скажу откровенно: гораздо проще понять их как проявления «руки Г-спода», чем как следствие естественных причин…
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.