[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮЛЬ 2012 ТАМУЗ 5772 – 7(243)
НОВОЕ АМПЛУА ИЗРАИЛЬСКИХ АРТИСТОВ
Семен Довжик
Вот уже довольно длительное время выступления израильских творческих коллективов вызывают в Великобритании небывалый ажиотаж. Перед каждым выступлением артистов из Израиля собираются десятки взволнованных людей, а во время выступлений некоторые из зрителей не в состоянии сдержать своих эмоций.
Британцы против театра «Габима».
Международный шекспировский фестиваль в Лондоне. Май 2012 года
Люди встают, машут руками, громко выражают обуявшие их чувства. Те же, кто затрудняется высказать их, приходят с заранее изготовленными транспарантами. Да вот досада: повышенную реакцию вызывает отнюдь не играемая со сцены музыка или театральная постановка. Причина такого избыточного пыла — страна, которую представляют артисты, Израиль.
Только что отгремел Международный шекспировский фестиваль в Лондоне. В течение шести недель 37 театральных трупп со всего мира представляли искушенному лондонскому зрителю пьесы великого английского драматурга на 37 языках. Среди прочих играли на сцене театра «Глобус» и актеры тель-авивской «Габимы». Их выступление удостоилось наибольшего количества упоминания в средствах массовой информации. К сожалению, отнюдь не благодаря замечательной игре актеров. Вся Британия активно обсуждала вопрос: следует ли позволять израильскому театру выступать в Лондоне?
Столь, казалось бы, странным вопросом озадачились совсем не простые обыватели. Лондонская «Гардиан» напечатала обращение 37 именитых деятелей культуры, среди которых знаменитые на весь мир Майк Ли, Эмма Томпсон и Марк Риланс. В жанре открытого письма, до боли знакомого по советским временам, представители культуры и искусства призвали запретить выступление «Габимы». Причина: актеры театра давали спектакль в Ариэле, поселении на оккупированных Израилем территориях. Стало быть, и сами артисты — приспешники сионистской агрессии, и, следовательно, ату их, ату!
Израильский филармонический оркестр вроде бы в Ариэле не выступал. Что, однако, не помешало устроить антиизраильский шабаш на выступлении израильских музыкантов в Royal Albert Hall в сентябре прошлого года. Полностью сорвать концерт не удалось, но прямая трансляция выступления по Би-би-си была прервана. Как говорится, мелочь, но приятно. Тем, кому это может быть приятно. Месяц спустя, заглянув по делам в лондонский Wigmore Hall, я был остановлен в дверях широкоплечими молодыми людьми. Меня не пропускали внутрь, пока за меня не вступился сотрудник, к которому я и пришел на встречу. «Простите, — извинялся передо мной представитель концертного зала, — но у нас сегодня концерт “Иерусалимского квартета”, так что сами понимаете: повышенные меры безопасности». По сравнению с тем, как готовились в Лондоне к спектаклю «Габимы», тогдашние меры безопасности кажутся теперь детскими забавами.
Покупка билета на габимовского «Венецианского купца» оказалась отличной сделкой для лондонцев. Два в одном, так сказать: и спектакль посмотреть, и стать участником нового реалити-шоу «попади на особо охраняемый израильский объект». Так, по крайней мере, предупреждали счастливых обладателей билета организаторы фестиваля в специально разосланном письме. Явиться рекомендовалось за 90 минут до начала спектакля — почти как перед полетом. Да и проверке на безопасность перед входом в театр мог позавидовать любой аэропорт. Тщательная проверка ручной клади. Запрет на вход с фотоаппаратами и видеокамерами. И так каждый из двух вечеров, когда шел спектакль. Главное, просили зрителей, ничему не удивляйтесь во время спектакля.
Зрители не были разочарованы — редкий случай, когда не радуешься, когда сбывается обещанное. В какойто момент балкон украсил плакат: «Израильский апартеид — убирайся со сцены». Охране пришлось сопроводить под руки на выход 15 человек. Видимо, удаляться восвояси с закрытым ртом считается среди протестующих признаком плохого тона, и они, уходя, из последних сил кричали: «Свободу Палестине!» Каким образом это соотносится с монологами Шейлока, предстоит еще выяснить театральным критикам. Однако, даже не будучи специалистом в театральном искусстве, стоит отдать должное актерам «Габимы». Актеры ведь обучены играть спектакль, а не конкурировать за внимание публики с отдельными представителями этой публики. Судя по отзывам театральных критиков, актерское мастерство «Габимы» оставило далеко позади любой пропалестинский перформанс. Перформанс, кстати говоря, продолжался у входа в театр и после окончания спектакля.
Антиизраильскими акциями в Великобритании никого не удивишь. Потомки Чарльза Бойкота полны решимости распространить этот метод практически на все области жизни. Университеты бойкотируют преподавателей и лекторов, британские профсоюзы выказывают недовольство своим израильским коллегам. Еще в Британии любят подавать иски в местные суды с требованием ареста определенных израильских визитеров за якобы совершенные теми военные преступления. И многое другое. Однако если израильские военные политики и представители дипломатического корпуса давно уже свыклись с ролью бойкотируемых, то израильские представители культуры и искусства чувствуют себя в этом амплуа довольно непривычно и, мягко говоря, странно. Не по своей воле они вынуждены влиться в ряды бойцов израильского агитпропа. А этот мундир смотрится на израильских артистах крайне несуразно: в истории с бойкотами место израильской творческой интеллигенции совсем не так однозначно.
Кстати, об Ариэле. Этот город скоро станет одним из наиболее известных в мире израильских городов, наряду с Иерусалимом, Тель-Авивом и Хайфой. Правда, не благодаря своим академическим или культурным достижениям. Ариэль — отличный плацдарм для бойкота. Там и университет, и новый дворец культуры, словом, есть место для полета фантазии. А с фантазией дела у израильтян обстоят намного лучше, чем у британцев. Так что, пока в Великобритании только думали, 150 израильских профессоров еще в прошлом году объявили бойкот Ариэльскому университету. Их инициатива не осталась незамеченной. Часть израильских деятелей искусств также призвала к бойкоту любых выступлений в Ариэле как незаконном поселении. А до этого в марафонский бойкот включились и израильские писатели, далеко не последние. Среди подписавших петицию о бойкоте такие известные во всем мире имена, как Давид Гроссман, Иегошуа Соболь, Амос Оз.
Так что израильскому миру искусства и культуры эти протестные настроения, мягко говоря, не чужды. И когда перед лондонским театром «Глобус» выстраиваются две демонстрации, одна за бойкот, а другая против, сложно предугадать, к какой из них присоединятся израильские артисты, будь на то их воля. Но они приезжают не участвовать в демонстрации, а играть на сцене. Выходя на сцену в составе труппы израильского театра, не станешь рассказывать зрителю, за бойкот ли ты дворца культуры в Ариэле или против. Эмму Томпсон и ее друзей-подписантов вряд ли заинтересует мнение отдельных артистов. Попав на лондонские подмостки, израильские коллективы автоматически становятся объектом внимания, и тут не до нюансов. Чтобы пройти в театр, нужно пробираться через кордоны полицейских и охранников перед входом. И играть спектакль, перекрикивая протестующих в зале. Такое вот новое амплуа.
Свободолюбивый народ, артисты предпочитают служить Мельпомене, но не выполнять пропагандистскую миссию. Однако, похоже, то, что никогда не удавалось израильским пропагандистам, понемногу удается пропалестинским активистам. Устроенное ими шоу, призванное разъединять, неизбежно будет оказывать совершенно противоположное действие на израильских исполнителей. По крайней мере, на лондонских сценах.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.