[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2012 СИВАН 5772 – 6(242)
В бункер, где скрывался Гитлер
Зоя Копельман
Каждый год в апреле, а точнее — 27 нисана, Израиль отмечает День памяти Катастрофы и героизма. Историю Катастрофы изучают во всех школах государственной системы образования, светских и религиозных. И в каждом поколении израильских литераторов немало авторов разрабатывает эту тему. Как известно, наши представления об истории по большей части складываются под влиянием художественной литературы. Понимая это, израильские писатели зачастую кладут в основу своих произведений достоверные исторические обстоятельства или такую их версию, которая запечатлелась как достоверная в коллективной памяти нашего народа.
Об истории пишут и для детей, причем для каждого возраста по-разному. Для младших школьников Галила Рон-Федер-Амит создала серию небольших книжек под общим названием «Туннель времени». Еще раньше юным читателям полюбилась Двора Омер, которая, наряду с прозой для школьников всех возрастов на самые разные темы, написала романизированные биографии Герцля, Бен-Гуриона и других евреев, чьи славные имена вписаны в историю Страны. Исторические романы для отрочества пишет и Ора Мораг, и среди них несколько посвящено событиям, имеющим непосредственное отношение к Холокосту.
Книги создаются воображением, но если герои прописаны в истории, как в последнем романе Мораг «Возвращение в бункер»[1], автору важно не погрешить против истины. В предисловии Мораг пишет:
Я решила начать сюжет книги о бункере, где скрывался Гитлер <...>, с ужасного события, происшедшего в самом конце второй мировой войны. Мне хотелось перейти от него к Нюрнбергским процессам, на которых судили нацистских военных преступников, а также рассказать о дерзких вылазках группы еврейских мстителей. Возник вопрос: смогу ли я связать все это вместе? Позволят ли мне сделать это исторические даты?
Оказалось, что да. Нюрнбергские процессы начались через полгода после падения бункера, так что мои герои могут участвовать в обоих событиях, оставаясь в том же возрасте. Более того, тогда же начала формироваться группа мстителей; в нее вошли евреи из разных городов Европы, но местом для своих действий они избрали именно Нюрнберг. А если и этого мало, то именно там американцы создали лагерь для военнопленных, где содержались десятки тысяч нацистов, и как раз с них-то мстители и решили начать!
Мораг использует апробированный прием: каждую главку помечает датой и местом — городом, улицей и домом. А 1 мая 1945 года в бункере расписано почти поминутно: писательница подробно рассказывает о том, как Магда Геббельс на следующий после самоубийства Гитлера день отравила своих шестерых детей. Эта фанатичная нацистка убеждена, что «жить в мире, где не правит нацизм, не имеет смысла», и решает судьбу своей семьи, как прежде ее муж и фюрер решали судьбы целых народов. Мораг рисует образы нацистских главарей без предубеждения, пробуждая в читателе глубокое сочувствие к ангелоподобным отпрыскам идеологов и практиков нацизма. И вдумчивый читатель неизбежно задастся вопросом, который мучил еще Иеремию и Иезекииля: если отцы ели кислый виноград, должны ли дети ощущать на зубах оскомину? Отвечает сын за отца или нет? Ведь нынешние израильтяне живут на глобусе, где большинство наций потакали немецким нацистам либо сотрудничали с ними, так неужели всех их надо ненавидеть или бояться из-за прошлого их сегодня уже не отцов, а дедов и даже прадедов?
Вероятно, желание писательницы воспитать израильских ребят в духе априорного дружелюбия побудило ее избрать на роль главного героя 14-летнего берлинца Петера Мюллера, на чью грудь сам Геббельс недавно приколол значок отличника гитлерюгенда. Спасаясь от русских и американских бомбежек в последние недели войны, Петер попадает в бункер Гитлера и становится свидетелем жуткого конца фюрера и его ближайшего окружения. Но безграничную веру мальчика в непогрешимость вождей сокрушает известие о судьбе родителей. Это произошло 8 мая 1945 года:
Среди развалин внезапно возник согбенный мужчина, который, как и он, силился отыскать свой дом.
— Кто ты? — спросил незнакомец.
— Я сын Мюллера, — ответил Петер.
— Никого не осталось, — сокрушенно вздохнул мужчина. — Кто не погиб от бомбежки, погиб от снаряда или был застрелен ликвидаторами. Гитлер велел убивать всякого, кто в знак капитуляции вывесил в окне белое полотнище.
— Что? В них стреляли? Просто так?
— Вот именно.
— Гитлер отдал приказ убивать людей ни за что? — Петер был потрясен до глубины души.
Человек не нашелся, что сказать, и только вздохнул.
— Они хладнокровно убили моего отца. И брата тоже.
Петер сел где стоял, боясь спросить. Наконец устремил взгляд прямо в глаза собеседнику и проговорил:
— Вам знакомы мои родители? Семья Мюллер?
— Ну конечно. Вы жили на втором этаже.
— И…
Человек снова вздохнул и с трудом произнес треснутым голосом:
— Они застрелили также твоего папу. И маму.
— Кто застрелил?
— Из немецкой гражданской полиции.
— Но почему? Они же не евреи!
— И тем не менее. Твоя мама вывесила в окне белый платок.
— Из-за этого?! <...>
Питер сидел на каком-то камне и горько плакал. «За что? — бормотал он. — За что? Ведь Гитлер нас любил! Он все для нас делал… Или это не так?»
А через несколько месяцев мальчик познакомится с Офрой, которая с папой и мамой приехала в Германию из Хайфы — ее отца, пекаря Арье, позвали для участия в карательной операции против заключенных лагеря Шталаг XIII в Нюрнберге, где американцы и англичане содержали около 15 тыс. пленных эсэсовцев. Ребята окажутся по одну сторону баррикад и станут помогать вершить суд над нацистскими преступниками. Подростков свяжет искренняя дружба, и расставание будет нелегким. Но… «у каждого свое место», как скажет им Юдит, мама Офры…
Мораг хорошо пишет, удачно «переключает» стили. Сугубо письменный стиль повествователя разительно отличается от прямой речи, в которой узнаешь речь современных израильских школьников. Писательница равно вкладывает ее в уста юных немцев и евреев подмандатной Палестины, разве что немецкие ребята разговаривают куда более почтительно. Каждый образ, будь то враг евреев или еврейский герой-мститель, выписан психологически убедительно. История подается во всей своей этической неоднозначности: испытавшие на себе ужасы жестоких преследований и сами забывают о жалости. Мораг никого не судит. Она выводит разных евреев, и у каждого свой взгляд на то, как следует наказать поверженных, но отнюдь не раскаявшихся врагов. На глазах у читателя вершится живая история, и многое в ней зависит от поступков героев. Оттого книга держит нас в постоянном напряжении.
Писательница верна фактам. Высказывания Сталина, Конева, Жукова, Эйзенхауэра, Гитлера, Магды Геббельс переданы практически дословно. В специальном послесловии историк Арье Роках разбирает сюжет, объясняя, что в нем соответствует действительности, а что — плод художественного вымысла. Роках называет настоящие имена, добавляет подробности. О занимающей четверть книги операции против узников Шталага XIII он пишет: «В рассказе об отравлении пленных <…> все верно, от начала до конца <…> Ночью 13 апреля 1946 года Арье [Дистель] и еще один член группы мстителей обмазали мышьяком предназначенные для военнопленных лагеря три тысячи буханок хлеба. В результате отравления заболело около девяти тысяч заключенных, почти все — бывшие эсэсовцы. Сегодня все еще неясно, сколько из них умерло от этого. Оценки колеблются от восьми тысяч до трехсот человек»…
У Мораг есть круг постоянных читателей, следящих за каждым новым выпуском в серии ее остросюжетных исторических романов, где среди героев неизменно будут 11–16-летние ребята. В этих книгах — а на сегодня их насчитывается 30! — она старается коснуться таких исторических эпизодов, о которых школьникам не рассказывают на уроках. Так, в романе «Шпион вышел из моря» речь идет о судьбоносном для Страны Израиля сражении британского генерала Монтгомери с армией гитлеровского фельдмаршала Роммеля в Египте, а в романе «Энигма — тайна рокового шифра» — о немецкой шифровальной машине и английском пареньке, сумевшем декодировать ее сообщения, об открытии второго фронта и еврейских парашютистах из Страны Израиля, засылаемых на оккупированные нацистами территории для приближения победы и спасения евреев. Роман «Лицо, соскочившее со страницы» тоже связан с Холокостом и отчасти с бункером Гитлера. Он рассказывает о немецком мальчике, чьи родители-нацисты в конце войны подделали документы и под видом евреев поселились в Стране Израиля. Однако обман вскрылся, и новые друзья Хельмута по школе и молодежному движению должны решить, как им вести себя в неожиданной ситуации. Вообще, во всех книгах Мораг одна из сюжетных линий так или иначе связана со Страной Израиля и ее юными обитателями, верными идеалам сионизма.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.