[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2012 СИВАН 5772 – 6(242)

 

Скажи мне, кто твой редактор…

Михаил Эдельштейн

Несколько месяцев в сети и на бумаге продолжается дискуссия вокруг диссертации Владимира Мединского. Канва событий вкратце такова. Депутат-единоросс Мединский, известный прежде всего как автор весьма популярной серии «Мифы о России» (за четыре года в ней вышло полтора десятка книг, совокупный тираж которых составляет около полумиллиона экземпляров), год назад защитил докторскую, посвященную критике сочинений западных визитеров о Московии XVI–XVII веков. Профессиональное сообщество коллегу не признало: Мединского обвинили в плагиате, в фактических ляпах, в непрофессиональной работе с источниками. На защиту новорожденного доктора встал ряд академических функционеров во главе с членкором РАН Андреем Сахаровым, последовал обмен громкими заявлениями и открытыми письмами.

Я не заглядывал в диссертацию Мединского и лишь бегло листал одну-две его книжки. Мне вполне достаточно того, что научным редактором «Мифов о России» был доктор философских наук Андрей Буровский. В благодарность за помощь Мединский несколько лет пиарил Буровского, называл «замечательным историком» и водил за собой по радиостанциям. Потом любовь прошла, Буровский был отставлен и в отместку запустил книжную серию «Анти-Мединский». Но его роль в написании книг Мединского от этого меньше не стала.

Кто же такой Андрей Буровский? В девичестве специалист по палеолиту Енисея, он с 2000 года принялся десятками выпускать книги на самые разные темы: от боевиков из сибирской жизни до сочинений о науке антропоэкософии, им же самим придуманной. Предмет особого интереса Буровского составляют евреи, которым посвящено с полдюжины его книг. Открываем первый попавшийся том на первой попавшейся странице. Анна Ахматова — «еврейка наполовину». Константин Симонов — «еврей по отцу». Юрий Герман — просто еврей, без уточнений. (Любопытно, что цитируемая книга называется «Евреи, которых не было»; чистая правда, не было таких евреев.) Художественный авангард придумали евреи Малевич и Кандинский: «Очень забавно, что под конец жизни, уже в Париже, Кандинский прикладывал титанические усилия, чтобы не считаться “русским художником”, а его все равно считали русским. Как он ни орал устно и письменно: мол, еврей я! еврей! — в глазах французов он оставался русским, и все тут». Действительно забавно: бегает потомок тунгусских и мансийских князей по Парижу и орет: «Я еврей!» А ему почему-то никто не верит.

Квитко, Маркиш, Фефер, Гиршбейн и Шолом Аш — это такие русскоязычные писатели, которых никто не читал за бездарностью. В 1938 году закрыли «еврейский театр Мейерхольда» (ну, этого в евреи записали еще дореволюционные антисемиты), а также «пересажали и перестреляли еврейских писателей, пишущих на идиш и на иврите». В 1948 году «убили нескольких деятелей еврейской культуры, включая Переца и Михоэлса». Кто такой Перец? А это тот самый Перец Маркиш, который чуть выше был включен в число русскоязычных бездарей. Просто Буровский раздвоил одного поэта на двух — русского и еврейского. Кстати, Маркиша расстреляли в 1952-м. Лидия Тимашук, по мнению автора, погибла в подстроенной автокатастрофе сразу после начала «дела врачей» (в действительности благополучно дожила до 1983 года).

Но это про евреев и примкнувшую к ним Тимашук. Может, с подлинно русскими гениями дела обстоят лучше? Читаем дальше. Буровский путает год рождения Николая Гумилева. Он уверен, что Георгий Иванов в стихотворении «Теперь тебя не уничтожат, / Как тот безумный вождь мечтал» приветствует переход от раннесоветской русофобии к сталинскому патриотизму. Одна загвоздка: «В тексте имя вождя не названо; имел ли Иванов в виду Ленина или Троцкого — не знаю». Увы и ах, Иванов имел в виду Гитлера, стишок про другое.

Или вот о самом любимом прозаике, многократно противопоставленном всем евреям, от Шолом-Алейхема до Бабеля и обратно: в 1920-х годах «в России живет Михаил Булгаков. Никто не знает еще о “Мастере и Маргарите”, но ведь опубликованы “Роковые яйца” и “Собачье сердце”, “Белая гвардия” и “Бег”, ставились в театре “Дни Турбиных”». И где же, любопытствую, были опубликованы при жизни автора «Бег» и «Собачье сердце»? Да и «Белая гвардия» полностью вышла на родине лишь через четверть века после смерти писателя…

Напоследок цитата из Мединского, где он перечисляет авторитетных для него авторов: «Карамзин, Ключевский, Соловьев, Буровский, Бушков…» Нет уж, либо история с Ключевским и Соловьевым, либо «Мифы о России» с Буровским и Бушковым.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.