[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2012 СИВАН 5772 – 6(242)
И НАСТАЛ ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
на четыре вопроса отвечают: яков кедми, александр филоник, михаил хейфец, михаил членов
Беседу ведет Афанасий Мамедов
Сорок пять лет назад, в июне 1967-го, меньше чем за неделю Вооруженные силы Израиля разгромили армии сразу трех государств: Египта, Иордании и Сирии. Такого поворота событий не ожидал никто. Израиль получил Иерусалим, западный берег реки Иордан и стратегические Голанские высоты. А вместе с ними — неразрешимую ситуацию, длящуюся по сей день. О Шестидневной войне за минувшие годы написано немало, с многих документов сняты грифы секретности, но до сих пор факты часто уступают место мифам. Однако никто сегодня не может оспорить очевидное: СССР был инициатором той войны, основным разработчиком интриги. Целью страны пятилеток было «помочь товарищам арабам», то есть их же руками навести такой порядок на Ближнем Востоке, который в первую очередь устраивал бы Кремль. Но вышло все не так. «Не так» для арабского мира, «не так» для страны-победительницы, «не так» для почившей в бозе спесивой сверхдержавы. А как «работает» знаменитое высказывание Бенджамина Франклина: «Не бывает хорошей войны и плохого мира» — в контексте почти полувековой давности событий?
ВО ВРЕМЯ БОЯ — НИКАКИХ МЫСЛЕЙ, КРОМЕ БОЯ
ЯКОВ КЕДМИ
Бывший руководитель израильской спецслужбы «Натив»
Афанасий Мамедов Как вы относитесь к версии, будто причиной, по которой КГБ спровоцировал арабо-израильскую Шестидневную войну, было стремление уничтожить израильский ядерный центр в Димоне?
ЯКОВ КЕДМИ Все эти новые версии можно отнести к области научной фантастики. Авторы подобных измышлений либо абсолютно не учитывают подлинных и хорошо известных фактов истории, либо трактуют их с выгодой для себя. Какой — не знаю. Начнем хотя бы с того, что «всемогущий» КГБ все-таки не руководил политикой СССР. Руководил ею Кремль, тогда решивший разыграть свою карту на Ближнем Востоке, воспользовавшись тем, что США по уши увязли во Вьетнаме. А тут еще и «масть пошла» — на руку СССР сыграли некоторые неосторожные заявления ближневосточных политических лидеров, включая и заявление начальника Генштаба Вооруженных сил Израиля Ицхака Рабина, что Израиль не против поспособствовать свержению правительства Сирии. Однако и без этого заявления Рабина в Кремле из агентурных сообщений знали, что в израильском Генштабе немало высших чинов, которые хотели бы внести кое-какие исправления в результаты Войны за независимость на израильско-сирийской границе. И хоть речь шла о небольших изменениях, тем не менее намерений этих с лихвой хватило СССР, чтобы распространить информацию, будто Израиль концентрирует войска на сирийской границе. Целью «дезы» было добиться напряженной обстановки на Ближнем Востоке, благодаря которой можно было бы усилить свое влияние и ослабить американское. Существует также версия, подтвержденная фактами, что Кремль рассчитывал привести к власти маршала Амера, который вождям СССР подходил больше, чем Насер, игравший в свою игру. В итоге из-за ошибок, допущенных Египтом, Иорданией, Сирией и Израилем, а также неустанными стараниями Советского Союза ситуация вышла из-под контроля за три недели до начала войны, которой по-настоящему никто не хотел.
АМ Сегодня мало кто из историков говорит о том, что у Израиля времени было не больше недели: СССР не позволил бы затянуть кампанию. Можно сказать, что Израиль уложился в отведенные ему временные рамки?
ЯК Нет, нельзя. Война не развивалась по плану Генштаба, не развивалась она и в соответствии с теми решениями, которые принимались в правительстве Израиля. Реальность диктовала свои условия. Война велась в трех направлениях: с Египтом, Иорданией и Сирией. С военной точки зрения запланированными и успешными были два эпизода войны: атака израильских ВВС на аэродромы Египта, по тем временам выполненная технически безукоризненно, и классический бой дивизии Ариэля Шарона в Синае с занимавшей оборону дивизией египтян. Оба этих эпизода были разработаны командованием с исключительной тщательностью и добросовестно выполнены. По другим боям больше слухов. Быстрое продвижение израильской армии к Суэцкому каналу, в основном, объяснялось тем, что после атаки израильских ВВС на египетские аэродромы Амер отдал своей армии приказ к отступлению. Египтяне отступали неорганизованно. Преследование отступающего противника не сопровождалось серьезными боями. Столкновения происходили между отдельными батальонами и полками. Наступление в Сирии началось уже после того, как сирийская армия по приказу своего командования покинула позиции. С Иорданией — та же история. Иорданские войска получили приказ отойти с Западного берега. Было ясно, что они не в силах противостоять израильской армии. На иорданском фронте тоже почти не было серьезных боев, лишь несколько стычек «по ошибке». К примеру, как в жестоком и героическом бою на Амуниционной горке с участием двух рот. Командиры приняли неверное решение применить силу, без профессиональной оценки ситуации. Можно было совершенно спокойно решить эту проблему через два часа. Так что с чисто военной точки зрения Шестидневная война больше свидетельствует о развале арабских армий, в первую очередь, египетской, чем о боевых заслугах израильской. Когда через пять лет та же самая армия воевала с теми же самыми арабскими армиями, которые не убегали, а воевали, результаты были куда как менее блестящими.
АМ Вы были чуть ли не первым евреем, который под впечатлением от Шестидневной войны отказался от советского гражданства. Потом вы участвовали в Войне Судного дня, в которой, в отличие от предыдущих, сражалось уже немало «русских» евреев. Помогало ли вам эхо той победоносной войны, равнялись ли вы на ее героев?
ЯК Профессиональная армия не равняется на героев. «Равнение на героев» — это для гражданского населения, чтобы поднять его боевой дух. Если в армии все благополучно, если бой идет так, как планировалось, то героизм не нужен. В Войну Судного дня мы воевали так, как нас учили и как у нас получалось. Так что никакого равнения на прошлое в боях не было. Главным было не потерять самообладание. Мы делали, что могли, без учета того, что было пять лет назад, двадцать пять или тысяча… Во время боя — никаких мыслей, кроме боя.
АМ Арабская сторона утверждает, что в ходе боевых действий Шестидневной войны, да и после прекращения огня, ЦАХАЛом проводились массовые расстрелы арабских военнопленных, о чем якобы свидетельствуют найденные захоронения.
ЯК Мог быть единичный случай. Но опять-таки, вопреки приказам: расстрел пленных — грубейшее нарушение дисциплины, за которое офицер несет ответственность. Я уверен, никаких массовых расстрелов в ходе Шестидневной войны израильская армия не производила. А то, что находят захоронения, это естественно, во время войны, после боев, вокруг лежат десятки и сотни трупов. У меня одно из самых сильных впечатлений от Войны Судного дня — это неисчезающий трупный запах. Лежали горы трупов, нужно было их хоронить — выбирали место и хоронили. Я никогда не видел, чтобы кто-то пытался надругаться над пленными, тем более по собственной прихоти расстрелять. К концу Войны Судного дня пленных было столько, что мы не знали, как с ними быть. У нас в батальоне мы предложили им, разоружив предварительно, идти в сторону Каира, но они не согласились, пришлось оставить еду и одеяла. Картина была та еще: стоят наши танки и бронетранспортеры, облепленные солдатами в нашей и в египетской форме. Ни одна армия мира так не обращалась с пленными, как наша.
В АРМИИ НЕТ МЕСТА ЭМОЦИЯМ
АЛЕКСАНДР ФИЛОНИК
Востоковед, член российского Совета ветеранов — участников войны в Египте
ам Как создавалась книга «Тогда, в Египте…»?[1] Погрузившись в этот документ эпохи, я не мог не подивиться живучести советского лексикона. Вроде нет уже замполитов, а израильский солдат у авторов книги по-прежнему — «агрессор», а сбитый израильский самолет — «стервятник».
АЛЕКСАНДР ФИЛОНИК Это второе издание, можно сказать, идентичное первому, опубликованному в 2001 году: мы только внесли запятую и отточие в название и заменили несколько фотографий. Идея создания книги пришла, когда мы отмечали юбилей нашей организации — Совета ветеранов — участников войны в Египте. Когда книга вышла, все были счастливы. Мы и не предполагали, что она привлечет к себе такое внимание. Книга быстро разошлась, и сейчас мы думаем о третьем ее издании. К тому же появились новые тексты. Я, правда, материалов не видел, но коллеги говорят, что они вполне достойны публикации. Что касается «советского лексикона». Понимаете, в армии нет места эмоциям. Израильтяне бомбили наши расположения, зенитные и ракетные комплексы, кто ж они были нам, если не противники? Не следует забывать и о том, какие годы стояли на дворе. Советской пропаганде внимали все мы, и в основном верили ей. Это сейчас мы стараемся избегать советской терминологии: «колониализм», «империализм», «расизм»… Очерки, из которых собиралась книга «Тогда, в Египте…», написаны людьми, объединенными двумя обстоятельствами: они были родом из СССР и служили в Египте. Мы сознательно не стали редактировать тексты, чтобы сохранить правду времени.
АМ Коль уж заговорили об эмоциях и правде времени. Моя служба в рядах ВС СССР пришлась на первые два года Афганской кампании. Доводилось встречать самолеты оттуда, и очень часто вторые кабины «Спарок» были забиты афганским товаром — коврами, кожей, хрусталем... Скажите, что это, часть идеологии «солдат удачи» времен СССР?
АФ Я не могу судить о временах Афганской войны, потому что не принимал в ней участия. Что же касается нашей поры — была другая идеологическая обстановка, все было много строже, и вот таких шкурных моментов я что-то не припомню. Быт у нас был довольно скромный. Хотя должен сказать, что я не вижу ничего зазорного в том, что люди, рискующие жизнью и получающие за это зарплату, тратили деньги по своему усмотрению. Многие были там с женами, а женам сам Б-г велел тратить зарплату мужей. Я служил среди нормальных людей, у которых барахло точно не было на первом месте. На первом месте — служба. Мы работали по одиннадцать и более часов. У нас просто не было возможности по тем же магазинам пройтись. Так что «солдатами удачи» никто из нас не был и рвачами тоже.
АМ Переводчик Геннадий Горячкин вспоминает: «…Вдруг вопрос египтян: “А как советские люди относятся к арабам, египтянам?” Мой подопечный, не моргнув глазом, ответил: “Арабы как фашисты, те преследовали и убивали евреев, и эти тоже”. Опешив на секунду от такой “находчивости” подполковника, я спокойно перевел что-то за советско-арабскую дружбу». Высказывание подполковника можно по-разному трактовать, однако вопрос напрашивается сам собой: наблюдались ли проявления антисемитизма в рядах советских военнослужащих в Египте?
АФ Обо всех офицерах говорить не стану, а у тех, кого знал, никакого антисемитизма не замечал. Еще раз повторюсь: израильтяне для нас были лишь противником. Проходили учения, КШУ, на которых говорили: «Наблюдается танковая бригада противника». А кто этот противник? Естественно, евреи, других противников у нас в Египте не было. Но чтобы какие-то антисемитские высказывания — нет, никогда. Я оказался в Египте еще до конфликта 1967 года, практику проходил в Александрии. Никаких враждебных чувств к Израилю не испытывал. Ни тогда, ни сейчас. Должен сказать, что и среди простых арабов какой-то ненависти к израильтянам не встречал. Пропаганда на советский манер — да, велась. Куда ж без нее. Но когда еще в советские времена я побывал в Израиле — тогда у нас были напряженные отношения и с Израилем, и с еврейской диаспорой, — то видел и там антисоветские демонстрации в городах. Но я спокойно к этому относился — в то время мы были по разные стороны баррикад. Израиль был форпостом Америки на Ближнем Востоке, а Америка — нашим заклятым врагом. Сейчас другие времена, и люди ведут себя иначе. Теперь прагматизм диктует нам необходимость сотрудничества с Израилем.
АМ Как вы сегодня оцениваете израильскую армию времен Шестидневной войны?
АФ Я в непосредственный контакт с израильтянами не вступал, но по ощущениям своим, по словам тех, кто находился на передовых, их армия демонстрировала отличную выучку, дисциплину и мастерство. Но тут надо учитывать, что больших сражений между нами все-таки не происходило. Были налеты, артиллерийские дуэли, перестрелки через канал, сходились чисто спорадически. Сами стычки обходились без особых потерь. Погибали от внезапных налетов и артиллерийских ударов. Я сейчас говорю о 1967–1968 годах, о тех событиях, которые последовали сразу после Шестидневной войны, когда был введен институт военных советников. До того в Египте служили только наши специалисты. Обучали местный персонал обслуживанию военной техники. В Египет ехали, как правило, старшие офицеры, боевые, многие прошли Великую Отечественную. Кто попал в управление, кто на фронт. Естественно, они щедро делились военным опытом. Уровень боевой подготовки египетских войск оставлял желать лучшего. К войне арабы готовились чаще на словах. Если б арабская армия была боеспособна, ее бы не разгромили за шесть дней. И израильтяне знают, что воевали они со слабой армией.
войну выиграл израильский сержант
МИХАИЛ ХЕЙФЕЦ
Историк, писатель, публицист
ам В чем выражалось падение престижа СССР в дни Шестидневной войны, как реагировал советский народ на заявления Кремля?
Михаил Хейфец Люди по-разному реагировали. Евреи, включая Лазаря Моисеевича Кагановича, всегда в душе сочувствовали Израилю. Наверное, не случайно жена Молотова, верная коммунистка даже с точки зрения самого Вячеслава Михайловича, сказала Голде Меир: «Если у вас будет хорошо, то и у нас будет хорошо». Советская пресса повторяла лживые измышления арабской. Нелепость страшная. До всех доходило «вражеское радио», все прекрасно понимали: то, что сообщает советская пресса, — ложь. Авторитет ее резко упал в массовом сознании граждан. Хотя для умных людей этого авторитета и до того не было. Арабские армии вооружены были советским оружием, обучены советскими инструкторами, воевали по советским тактическим схемам. Израильская армия была вооружена западным оружием и воевала по западным тактическим схемам. Вот и получилось, что разгром арабских армий в Шестидневную войну был в какой-то степени и разгромом советской стороны. Естественно, наверху тут же начали задаваться вопросом: «А как же подготовлена наша Советская армия? Что, если в случае боевого столкновения ее ждет такой же мгновенный разгром?» Полагаю, советское руководство стало испытывать комплекс неполноценности, чем и объясняется разрыв отношений с Израилем, как и возросшая к нему ненависть. Израиль в те дни — «страна-агрессор». Военное руководство убеждало, что арабы — трусы, несмотря на замечательное советское оружие, они потерпели поражение. И в это верили многие. Уже оказавшись в Израиле, я слышал от своих отслуживших товарищей, что египетская армия очень сильная, а арабские солдаты твердые и стойкие, вот только офицеры у них никудышные, что является следствием политического строя, который отучает принимать самостоятельные решения. А в современной войне побеждает тот офицер, который способен принять самостоятельное решение. В этом-то и было огромное преимущество Израиля. Кто-то из историков очень точно подметил, что Шестидневную войну выиграл израильский сержант.
АМ 13 июня 1967 года московский студент Яков Казаков (в будущем один из шефов разведки «Натив» Яков Кедми) публично отказался от советского гражданства и потребовал предоставить ему возможность выехать в Израиль. А сколько было таких, кто не уехал, но почувствовал связь с исторической родиной и гордость за свой народ? Можно ли сказать, что пробуждение национальных чувств у евреев СССР началось именно после Шестидневной войны?
МХ Мы были в чем-то советские люди, для которых достоинство страны в первую очередь олицетворялось ее военными победами. Все понимали, что сильная армия может возникнуть только в сильном государстве, в котором живут свободные люди. Победоносная страна — это хорошая страна. Переломным в настроении советских евреев было то, что они начали думать о том, как покинуть СССР и переехать в Израиль. Мысль, что можно уехать из СССР, казалась абсолютно недостижимой. В этом смысле Яша Казаков проявил, на мой взгляд, невероятный героизм. Мне до сих пор не очень понятно, как у молодого человека могло хватить духу на такой поступок. Чувства, которые возникли у Яши Казакова, были в душах миллионов советских евреев, но первым принял решение он, Яша Казаков.
АМ Считаете ли вы, что сейчас Россия, помогая Ирану в изготовлении ядерного оружия, тоже вовлекается в очередной конфликт, который неизвестно как разрешится?
МХ Россия уверяет, что контролирует иранские ядерные разработки. Если так оно и есть и уран действительно обогащается до 3,5%, нам нечего беспокоиться: ядерная программа Ирана осуществляется в мирных целях. Но если Иран с помощью России задумал изготовить атомное оружие, это может быть опасно не только для Израиля, но и для России. Не думаю, что Россия всерьез вознамерилась помогать Ирану. С российской стороны это просто желание подзаработать денег.
АМ Кто бы мог подумать почти полвека назад, что в Израиле найдется немало историков и журналистов, задающихся вопросом: что являет собой Шестидневная война — победу или поражение? О чем говорит такая постановка вопроса?
МХ На самом деле уже в 1967–1968 годах об этом думали. Бен-Гурион, с одной стороны, радовался победам, с другой — очень их опасался. А тогдашний глава правительства Леви Эшколь говорил, что готов отдать все территории, кроме Иерусалима, в обмен на заключение мира. То есть многие понимали опасность расширения границ Израиля. В самом начале Израиль был готов уступить территории, но арабские страны отказались вступать в переговоры. Они сами оставили Израилю завоеванные в ходе боевых действий территории, надеясь, что он с ними не справится. Современные проблемы Израиля заключаются в том, что арабы если и идут на соглашения, то так, как будто не было их поражения в Шестидневной войне, как будто все началось до июня 1967 года. Арабы — народ самолюбивый, гордый и амбициозный, они с огромным трудом переносят свои неудачи. И чисто психологически им удобнее жить так, как будто поражения не было. Но историю перечеркнуть нельзя.
МЫ НЕДОСТАТОЧНО ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПЛОДАМИ ПОБЕДЫ
МИХАИЛ ЧЛЕНОВ
Историк, этнограф, общественный деятель
АМ Почему Израиль оказался не готов к трем «нет» Хартумской конференции: «Нет — миру с Израилем, нет — признанию Израиля, нет — переговорам с Израилем».
МИХАИЛ ЧЛЕНОВ Это смотря что означает ваше «не готов». Готовность к этим трем «нет» Израиль прекрасно продемонстрировал в той же самой Шестидневной войне. На ваш вопрос я бы ответил так: готовность практическая была, не было готовности идеологической. Нет ее и до сих пор. Но с другой стороны, может, оно и лучше: такое отношение, наверное, чем-то оправдано и по-своему верно.
АМ Если бы партия РАФИ не откололась от партии МАПАЙ, какой была бы Шестидневная война?
МЧ Думаю, такой же победоносной. Этот политический ход не имел решающего значения. Война не была игрой каких-то отдельных партий. Роль Моше Даяна не определялась мелкой партийной возней, он прежде всего был выдающимся военачальником своего времени, великим стратегом.
АМ 29 октября 1973 года в газете «Либерасьон» была напечатана статья Сартра, который писал, что израильский народ «будет жизнеспособным лишь тогда, когда сможет совместить свои права с правами палестинцев в изгнании». Возможно ли это когда-нибудь?
МЧ В высказывании Сартра есть только малая доля правды. Дело в том, что ситуация в 1973 году была принципиально иной, нежели она сложилась с 1993 года по настоящее время. Ведь Сартр писал задолго до соглашения в Осло, задолго до того момента, когда была создана Палестинская национальная администрация (ПНА). С момента подписания Норвежского договора палестинский народ перестал считаться народом в изгнании. Если же говорить о потомках тех палестинцев, которые в середине ХХ века бежали из Палестины, то сегодня им никто не препятствует вернуться в зону «А» Палестинской администрации, чего активно не желает сама ПНА. И дело тут, я полагаю, не в израильтянах. Потому высказывание Сартра звучит сегодня архаично. Еврейское государство представляется мне самостоятельным образованием, которое отличается от породившего его еврейского народа и в то же время является закономерным его продолжением. Одна из основных проблем Израиля — это проблема национальных меньшинств. Уникальность ситуации заключается в том, что в течение тысячелетий сами евреи были национальным меньшинством. Но, как мы видим, это проблема многих государств схожего устройства.
АМ Существует мнение, что Государство Израиль так и не смогло «переварить» отошедшие к нему после Шестидневной войны территории.
МЧ В этом на первый взгляд казусном положении есть доля правды. Прошедшие сорок пять лет наглядно продемонстрировали, что Израиль недостаточно воспользовался плодами победы 1967 года, вошедшей не только в учебники истории, но и в анналы военного искусства. Равных ей военных побед у Израиля не было. Но последующие десятилетия показали, что военная победа недостаточно эффективна, если не сопровождается победой политической, а она, увы, достигнута не была. Судьба отошедших в ходе войны территорий сейчас дамокловым мечом висит над Израилем, совершенно непонятно, что с ними делать. Эта проблема, безусловно, является одной из самых трудноразрешимых на политической карте Ближнего Востока. Мне рассказывали, что еще Моше Даян после войны не прочь был посодействовать образованию палестинского государства под эгидой Израиля. Уместно вспомнить и другой политический шаг Даяна, который тогда пожинал плоды своей славы, — вернуть Старый город, вернее, Храмовую гору под юрисдикцию вакфа. Этот ход также имел непредвиденные последствия, которые мы «перевариваем» до сих пор. Альтернативные программы разрешения территориального спора завели страну в тупик. Как сложится сейчас, не очень понятно, хотя по-прежнему все крутится вокруг мирного плана Алона, с небольшими изменениями-дополнениями. Последствия великого исторического события, именуемого Шестидневной войной, мы пожинаем до сих пор, и с годами становится ясно, что не только много героического было совершено тогда, но и ошибок было сделано немало.
Когда речь заходит о Шестидневной войне, с древней восточной мудростью — «Былых побед никто не помнит: нет сражений, которые бы кончались» — можно отчасти поспорить. Вроде помним, годовщины отмечаем, а война все никак не кончится. Она ведется в прессе, с трибун парламентов, она ведется с оружием в руках на ливанской границе, в секторе Газа, в Сдероте и на Западном берегу. Она чревата новыми терактами, парламентским противостоянием «левых» и «правых»… Может, все дело в том, как мы помним и с чем не хотим мириться.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.