[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2012 ИЯР 5772 – 5(241)

 

ПОЧЕМУ ТУЛУЗА?..

После теракта в Тулузе и последовавших за ним хитроумных и дипломатично оформленных заявлений политической элиты Франции, а также тенденциозного освещения случившегося французскими СМИ возник целый ряд вопросов. Два противоположных мнения по поводу тулузских событий высказывают переводчик, востоковед Александр Гринберг и историк, общественный деятель и генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса Михаил Членов.

Сотни людей собрались на городской площади Тулузы почтить память семи жертв, которые были застрелены Мухаммедом Мера, объявившим себя боевиком «Аль-Каиды».
23 марта 2012 года

 

Александр Гринберг

— Французское еврейство в большинстве своем североафриканского происхождения, однако еврейские общины во Франции существуют как одна большая: между сефардами и ашкенази нет той дистанции в отношениях, которая наблюдается в Израиле. Выходцы из Магриба составляют костяк французской общины, которая складывалась в 1960-х, когда евреи начали массово приезжать во Францию, потому представляется вполне уместным назвать их межобщинными братьями, органично связанными меж собою. В то же время у евреев во Франции нет мест компактного проживания, такое утвердившееся понятие, как «еврейский квартал», существующее в Лондоне или в Нью-Йорке, во Франции не «работает». Тут евреи в кипе фланируют в самых разных местах. Есть районы, в которых много евреев и много кошерных ресторанов, как, например, 19-й округ Парижа. Квартал Маре, считавшийся еврейским перед второй мировой войной, сейчас просто «район де-люкс». В Париже примерно около 200 кошерных ресторанов — больше, чем в Тель-Авиве. Французские евреи органично вплетены во французскую жизнь, занимают в обществе ведущие позиции. Во Франции широко представлены все «еврейские профессии»: врачи, адвокаты, финансисты… Немало евреев входит и в элиту французского общества. Тут можно упомянуть и недавно оскандалившегося Доминика Строс-Кана, бывшего главу МВФ, Жака Аттали, который был советником Ширака, нобелевского лауреата по физике за 1997 год Клодa Коэн-Таннуджи. Париж способствует этому вхождению в жизнь. Здесь можно регулярно наблюдать рекламу израильских фильмов (необязательно на палестинскую тему), в «Галери Лафайет» — всегда полка с израильским вином. Многие книги об иудаизме во Франции и вообще на еврейскую тему, написанные на французском языке, были переведены на русский и опубликованы в России благодаря поддержке французского посольства в Москве. Так что имидж Франции как «антисемитской и антиизраильской страны» не соответствует действительности.

Люди разных национальностей приняли участие в марше по улицам Парижа, посвященном памяти жертв, убитых в Тулузе.
25 марта 2012 года

 

Официальная французская идеология — это «лаисите», то есть «светскость». Согласно этой доктрине, государство не имеет никакого отношения к религии, вообще никакой религии нет места в публичной сфере. Именно в связи с этим обстоятельством и происходит трение между мусульманами и государством. Допустим, в Англии, в Израиле или в Америке трудно себе представить в действии французские законы, к примеру запрещающие мусульманкам одеваться так, как они хотят. Есть и закон, запрещающий ношение религиозных символов в общественных учреждениях. И распространяется он как на католиков с крестами, так и на евреев с кипами, однако всем ясно, что в основном этот закон негласно направлен против мусульман. Положение, кого считать французом, тоже не выглядит однозначным. Хочу напомнить читателям, что западноевропейское (не только французское) понятие «национальность» (nationality, nationalité) в корне отличается от российско-советского. Под национальностью здесь подразумевается исключительно гражданство, но никак не этническая или религиозная принадлежность, которым нет места в официальном французском этосе. Еврейство часто воспринимается французами как одна из конфессий. В связи с этим Израиль часто воспринимается как какое-то странное образование по религиозному признаку. Нет ведь «католического» государства (кроме Ватикана). То есть евреи не воспринимаются именно как нация, с вытекающим отсюда правом на самоопределение, само понятие «еврейское государство» воспринимается иначе.

Антисемитской можно назвать страну, в которой антисемитизм является официально признанным общественным фактором, имеющим поддержку в обществе. Если мы говорим об антисемитизме в его российском изводе, то во Франции антисемитизма не наблюдается. Для примера возьмем хотя бы того же Доминика Строс-Кана, которого я упоминал. Все скандалы, связанные с ним, широко обсуждаются во французских СМИ, но тот факт, что он еврей, никого ровным счетом не интересуeт. Анти-еврейские настроения исходят от эмигрантов-мусульман. И если кто-то говорит о французском антисемитизме не в историческом преломлении, а как о современном повседневном явлении — это заведомая спекуляция.

Нельзя сказать, что Тулуза отличается от других городов повышенной ксенофобией и антисемитизмом. Большинство антисемитских инцидентов происходит в пригородах столицы. В Тулузе большая и крепкая еврейская община, много также и мусульман из Магриба. Наверное, Мухаммед Мера выбрал для своего злодеяния Тулузу потому лишь, что хорошо ее знал.

Да, из Франции уезжают евреи, и продолжается это не первый год, однако, несмотря на это, массовой алии не предвидится. Стоит заметить, что большинство уезжающих — религиозные евреи, на исторической родине они будут чувствовать себя комфортней, чем в пригородах Парижа. Ясное дело, что если ты едешь вечером на городской электричке в кипе, то можешь нарваться на неприятности, но ведь и те, кто кипу не носит, тоже могут нарваться на те же неприятности. Тут скорее проблема преступности люмпен-пролетариата североафриканского происхождения. Уровень жизни во Франции хотя и выше, чем в Израиле, но не намного. К тому же у тех, кто приезжает в Израиль, всегда есть какая-то сионистская мотивация.

Кошерное кафе-ресторан на улице Презентасьон в парижском районе Бельвиль.
1920 год. Коллеция Хохберга

 

Французские власти опасаются того, что называют «импортом ближневосточного конфликта во Францию», — то есть непосредственного проявления израильско-арабского конфликта на французской территории. Другое дело, что явление это уже существует и трудно представить, как можно его остановить. Существует ли антиизраильская атмосфера во Франции? С одной стороны, да, с другой — нет. Парадоксально, но факт. Я бы не сказал, что французский политический истеблишмент, говоря о тулузских событиях, проявляет недопустимое в данном случае лукавство: факты не перевираются, соблюдается политическая корректность, осторожность в высказываниях. Саркози, выразивший пожелание, чтобы его соотечественники этот акт терроризма не связывали с исламом и с выходцами из среды эмигрантов, поступил так, как поступил бы на его месте любой политик. Следует отметить, что французские власти действовали оперативно — убийца был найден в течение суток. Есть один прокол: Мухаммед Мера был знаком им и даже зарегистрирован в картотеке французской спецслужбы DCRI ввиду того, что дважды ездил в Афганистан и Пакистан, но допрошен был лишь слегка, хотя, ясное дело, что ездил он в страны, отнюдь не являющиеся местами массового туризма. Я не думаю, что со стороны политиков были какие-то попытки нивелировать эту тему или вовсе замолчать ее. Не забывайте, что двое убитых Мухаммедом Мера французских солдат были арабами. Все куда сложнее… Во Франции, как во многих других европейских странах, есть районы, которые не контролируются полицией, — самая подходящая почва для террористических ячеек. После теракта Саркози предложил ввести законопроект, по которому можно было бы арестовать тех, кто посещает джихадистские сайты. Но это популистское предложение. Во-первых, оно само по себе нелeгитимно (я тоже, по роду профессии, хожу на джихадистские сайты, и что с того?), если кто-то активно занимается пропагандой или перепиской на таких форумах, то тогда — да, имеет смысл, но это и сейчас осуществляется спецслужбами; во-вторых, законопроект Саркози заранее невыполним: ни у какой службы безопасности нет финансовых и технических средств, чтобы следить за каждым, кто только «захаживает» на подобные сайты. К тому же убийца не оставлял после себя следов в Интернете, не участвовал в террористических форумах. Есть теракты, которые трудно предотвратить.

Оживленная торговля кошерной птицей у лавки резника на парижской улице Розье. Январь 1939 года

 

Согласно опросам, которые были проведены во Франции в 2008 году, только 14% французских мусульман видят себя прежде всего французами, 22% относят себя к мусульманам и 60% (большинство из которых выходцы из Магриба) считают себя одновременно и французами, и мусульманами. Но даже если тысяча человек думает, как Усама бин Ладeн, это уже опасно для всего населения Франции.

Как жить евреям во Франции? Не думаю, что они нуждаются в советах. Наверное, как жили, так и следует жить. Было бы неверным предположить, что еврейское самосознание зависит от таких вот террористических актов. Антисемитские инциденты не могут серьезно повлиять на ход еврейской жизни, где бы она ни протекала.

 

Михаил Членов

— Французские евреи — самая крупная в Европе еврейская община и вторая по численности в диаспоре после США. Оценки колеблются, но в целом большинство аналитиков сходятся на цифре 700–800 тысяч, что достаточно много для скромного по численности еврейского народа. Судьба евреев Франции складывалась драматично. Впервые на французской территории евреи замечены в период Римской империи, если не раньше, порядка двух тысяч лет тому назад. На севере Франции, то есть к северу от Луары, располагалась еврейская община, называвшаяся Царфат, так же, как звучит слово «Франция» на современном иврите. Это была отдельная еврейская этническая группа, говорившая на еврейском варианте французского языка. Наиболее выдающимся представителем той группы был Раши, величайший средневековый еврейский экзегет. Впоследствии, в результате многочисленных гонений, закончившихся тотальным изгнанием евреев из Франции в XIV веке, группа Царфат прекратила свое существование, став предковой по отношению к ашкеназам.

Я иногда задаю своим студентам шуточный вопрос: «Как вы думаете, на каком языке говорили родители первого человека, заговорившего на идише?» Правильный ответ: на царфатском языке. На юге Франции, на Средиземноморском побережье — в Провансе и Лангедоке, — жила другая еврейская этническая группа — провансальские евреи, по-еврейски они назывались латинским словом «провинция», откуда и происходит, собственно говоря, само слово «Прованс». Эта группа просуществовала недолго и как этническая общность практически исчезла где-то на пороге Новейшего времени. К моменту начала второй мировой войны Франция в основном была населена ашкеназами и их потомками. Хотя, бесспорно, какое-то количество других эдот, или еврейских общин, там жили тоже. Холокост прокатился по Франции так же, как и по всей Европе, хотя был в целом чуть менее разрушителен, чем в Восточной Европе, на территории Польши и СССР.

Пожилой еврей-парижанин с шестиконечной звездой, нашитой по требованию нацистов. 1942 год

 

После войны мы видим обескровленное, резко упавшее в численности, однако продолжавшее существовать французское еврейство. Последний и знаменательный исторический момент, связанный с французским еврейством, случился в 1960–1970-х годах. После окончания войны в Алжире в 1960 году алжирские евреи практически все выехали во Францию. В результате сегодняшняя крупная община представляет собой достаточно гармоничное сочетание сефардской общины Алжира и остатков ашкеназского французского еврейства. Следует сказать, что в южной части Франции — в Марселе, Тулузе, Ницце — безусловно преобладают алжирские евреи. На сегодняшний день во Франции существуют единые общинные организации, самые крупные среди них — синагогальное объединение под названием «Центральная консистория», во главе которой последние десятилетия стоят раввины — выходцы из Северной Африки, и существует светская представительная организация, называющаяся СRIF (Представительный совет еврейских организаций Франции).

Было бы неверно утверждать, что сейчас во Франции наметилась эпоха «угасания» еврейских общин. Вообще, вопрос об «угасании» ряда общин Европы является частью более широкого вопроса о современном положении евреев и, в частности, антиизраильских и антисионистских настроений во Франции и в Западной Европе в целом. Французское еврейство по-прежнему достаточно активно. Я буквально несколько дней назад вернулся с заседания исполкома Всемирного еврейского конгресса, членом которого являюсь. Мы регулярно собираемся и обсуждаем происходящее в мире, само собой разумеется, говорили и о Франции. Буквально несколько дней тому назад глава СRIF Роже Кукерман, также присутствовавший на этом заседании, призвал своих единоверцев не покидать Францию, сославшись на то, что в стране происходит битва с радикальным исламизмом, в которой евреи играют одну из важнейших ролей. Массовой эмиграции нет, тем не менее определенный подъем алии из Франции наблюдается в последнее время, и это фиксируется статистикой Еврейского агентства. Но, еще раз повторюсь, говорить об исходе евреев из Франции, наверное, преждевременно.

Можно его ожидать, но это другой вопрос, связанный с причиной изменения отношений «левой» и либерально настроенной французской интеллигенции с Государством Израиль. Если Израиль 40 или 45 лет тому назад был любимой «лялькой» «прогрессивной» европейской интеллигенции, то сегодня мы видим совершенно обратную картину. Это сложный вопрос, нельзя его обсуждать в рамках одной Франции. Он касается гораздо более широкого анализа взаимоотношений Израиля и Европы. Если в двух словах, то моя собственная оценка заключается в том, что за последние 45 лет, по крайней мере после Шести-дневной войны 1967 года, тенденции развития современного западного общества, с одной стороны, и израильского и российского — с другой, были противоположны, что привело к активному идеологическому противостоянию, плоды которого мы пожинаем по сей день.

Антисемитизм во Франции стар, как и само еврейское присутствие в этой стране. В некоторой степени Франция, как и Россия, страна классического антисемитизма. В последнее время антисемитизм во Франции стал заметным явлением, но не настолько, насколько, скажем, в Скандинавских странах и в странах Бенилюкса. Так что тут не приходится говорить о какой-то новой вспышке антисемитизма, скорее, это продолжение всегда имевшего место быть старого. Сегодняшний антисемитизм в Европе в основном носит маску «антисионизма» и «антиизраилизма». Чему, несомненно, способствует существенный демографический рост мусульманской общины в странах Европы — Франция, Бенилюкс, Скандинавия… Они как бы являются подстрекателями антиизраильских настроений. В трагическом происшествии в Тулузе мы видим тоже проявление этого комплекса антиизраильских, по сути антисемитских, настроений и эмоций. Мухаммед Мера объяснял свой террористический акт местью «за наших палестинских братишек и сестренок».

Бакалейная лавка, принадлежащая алжирским евреям, в Маре, старом еврейском квартале Парижа. 1960-е годы

 

Никакого «очередного кровавого навета» я, будучи во Франции, не замечал. Сорок пять лет назад лево-настроенная интеллигенция была тотально произраильской, вместе с тем крайне правые партии, типа лепеновской, безусловно были антисемитскими, как и фигура самого основателя партии Ле Пена, как и фигуры его идео-логических предшественников — руководителей вишистской Франции… Традиционно евреи Европы всегда были частью левонастроенной интеллигенции. Тут хорошо бы проанализировать причину этой перемены. Она достаточно интересна, и я готов говорить о ней, если мы откроем специальную дискуссию.

Израильское общество «правеет», что называется, год от года, если применить этот термин в более широком его обозначении. Свидетельством тому является электоральное поведение израильтян. В Израиле безусловно есть свои «левые», наибольший их процент в интеллигентской среде, но в целом Израиль заметно «правеет». Это является в определенной степени реакцией израильтян, всего общества и еврейского государства, на тупик в мирном процессе на Ближнем Востоке, но и на смену симпатий к Израилю в западном мире от левых к правым. Еврейской диаспоре такая переориентировка дается трудно, потому что подавляющее большинство евреев Европы и Америки по-прежнему остаются сторонниками центристских или левых партий. Кстати, это хорошо видно по США, где «коренные» евреи-американцы по-прежнему остаются сторонниками Демократической партии, в отличие от приезжих русских евреев, которые массово голосуют за республиканцев. Ситуация не столь проста и очевидна, как кажется. Она требует определенной дискуссии в еврейском народе, что происходит отчасти, но больно уж робко и стыдливо, я бы сказал. Призываю «Лехаим» обратить на это внимание.

В синагоге алжирских евреев на улице Сен-Лазар в Париже. 1960-е годы

 

У евреев диаспоры имеется многосотлетний, если не многотысячелетний, опыт противостояния гораздо более свирепым формам антисемитизма, чем те, которые наблюдаются сегодня во Франции. Прежде всего, это крепко организованная еврейская община. Это традиционные и хорошо известные способы борьбы. На худой конец, бегство из страны. Тоже способ выживания. Но массового бегства из Франции и других европейских стран, повторюсь, пока что мы не наблюдаем.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.