[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2012 ИЯР 5772 – 5(241)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

29 ияра 5718

<…> Вы пишете, что один из Ваших учеников желает учиться в таком заведении, где изучают лишь предметы, связанные с Торой, и спрашиваете, помочь ли ему в этом.

Давайте обсудим этот вопрос. Если дела, связанные с изучением Торы, совершаются не наилучшим из возможных путей, то они получают определение «пренебрежение Торой», — и это ужасно!

С другой стороны, тот, кто никоим образом не может учить Тору постоянно, исполняет свой долг даже прочтением «одной главы утром и одной главы вечером»[1] (см. объяснение Алтер Ребе[2], что здесь нет никакого противоречия). Но в свете всего этого понятно, что, если какой-то еврей страстно желает учить нашу святую Тору хотя бы на один час больше, долг каждого — постараться помочь ему всем, от него зависящим. А в особенности если речь идет, как Вы пишете, об обладающем способностями ученике...

Когда Вы были у меня, <…> Вы рассказали, что частью системы воспитания учеников Вашей ешивы является разъяснение им того факта, что ее религиозная программа не отличается особой сложностью, но соответствует уровню образования, полученного ими ранее, или требованиям их родителей. Лишь считанные часы посвящаются непосредственному изучению Торы, однако надлежит прилагать усилия к тому, чтобы при первой же возможности обращаться к изучению Торы за счет остальных уроков. В качестве примера Вы привели своего сына, которого отослали учиться в святом городе Иерусалиме (да будет он отстроен вскоре!). Из этого тоже видно, что, если Ваш ученик отправится учиться в ешиве, где весь день посвящен исключительно изучению Торы, не возникнет никакого противоречия. <…>

 

Без даты

<…> Я уже писал Вашей матери, что не нужно беспокоиться только потому, что Ваш брат хочет оставить ешиву, чтобы получить профессию. Если Ваш брат присоединится к колену Звулуна[3], которое материально поддерживает людей, изучающих Тору, и религиозные институты, и вместе с тем будет находить время для изучения Талмуда и хасидизма, это просто замечательно.

Никто не знает, какую часть мироздания ему предназначено усовершенствовать. Поскольку Ваш брат уже учился в ешиве и приложил много сил, чтобы преуспеть в этом, однако не достиг желаемого результата, пусть он испробует другой путь, который, возможно, позволит ему лучше исполнить свое предназначение в мире.

Возможно, лучшим выходом для него будет учеба в такой ешиве, где параллельно можно получить специальность, или в ешиве, в которой по нескольку часов в день уделяется профессиональному обучению. Разумеется, эта ешива должна быть достаточно ортодоксальной. <…>

 

20 ияра 5720

<…> Вы пишете о сыне и о своих претензиях к нему — о Вашем желании дать ему светское образование, чтобы он получил аттестат зрелости и т.д. С Вашей точки зрения, для сына это единственный путь, ведущий к благополучному устройству жизни в будущем.

Подобная позиция вызывает крайнее удивление. Ведь вы живете в Стране Израиля, на Святой земле (да будет она отстроена вскоре!), и, конечно, знаете, что тысячи сверстников Вашего сына сидят в ешивах <…>, с постоянством, прилежанием, уверенностью в завтрашнем дне, радостью и энтузиазмом изучают нашу святую Тору, называемую Торой Жизни, — жизни как в этом мире, так и в будущем.

И что особенно удивительно, Вам наверняка известно многое из публикаций в периодических изданиях о происходящем в среде молодежи, о ее поведении и о том, что самую сильную закалку, предохраняющую от буйных ветров улицы, получают именно в ешивах! Вплоть до того, что из тысяч молодых преступников нет ни одного ученика ешив, в которых целый день учат Тору. А ведь одной из обязанностей родителей, относящихся к их сыну, — самой первой обязанностью! — является задача вырастить его таким, чтобы он был непоколебим в своей жизни, не имел душевных срывов и не страдал от внутренних проблем и борьбы с самим собой. И после того, как в сфере воспитания было испытано множество подходов, сухая статистика, выяснив их результаты, однозначно подтвердила то, что сказано выше. И сказанного достаточно.

Другими словами, даже если бы у Вашего сына не было склонности к тому виду учения, который он избрал, одной из Ваших обязанностей была бы необходимость повлиять на него и добиться, чтобы он ушел в ешиву, по крайней мере, на несколько лет. Однако Вашего сына — с его прекрасным характером, полного достоинств — одарили Свыше еще и тем, что он сам избрал прекрасное и святое благо: следовать путями Торы и изучать то, к чему он наиболее склонен. Вы должны благодарить Творца за Его благословение в этом, все более укреплять и ободрять сына в его решении! И нет сомнения, что Тот, о Котором говорят: «Питающий весь мир по доброте Своей, по милости, любви и милосердию»[4], дающий пропитание миллиардам сынов человеческих, даст также и Вашему сыну (дай Б-г ему здоровья) средства к существованию, в нужное время и в нужный момент. Пусть он изучает Тору Творца и Владыки вселенной с жаром и энтузиазмом, и это привлечет новые благословения Свыше, как сказано[5]: «Если будете следовать Моим законам (как объясняют там наши учителя: “Будете трудиться в Торе”) <...> то Я дам вам дожди вовремя» и т. д. — все перечисленные там благословения. <…>

 

 

17 элула 5714

<…> Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы рассказываете о трудностях, с которыми столкнулись, перейдя в ешиву «Томхей тмимим», точнее, о том, что Вы не можете привыкнуть к тамошним порядкам, а также к новой для Вас учебе.

Вам, несомненно, известны слова мудрецов, что дурное начало каждого человека ведет против него постоянную войну, и, как свидетельствует наша святая Тора, если бы Всевышний не помогал человеку, тот не смог бы его победить[6]. Отсюда ясно: если идет речь о молодом человеке, который хочет быть богобоязненным евреем и учить Тору, то, когда дурное начало понимает, что для юноши открылась возможность подняться на более высокий уровень в его служении, оно начинает искать новые приемы и способы помешать ему.

И хотя дурное начало называют «старым и глупым царем»[7], это связано лишь с тем, что оно подталкивает человека к поступкам, обратным истинной мудрости. Однако во всем том, что касается мастерства соблазнения человека, оно чрезвычайно искусно, как сказано: «Змей был хитрее всех зверей полевых»[8]. Поэтому его называют «мастером», сама Тора свидетельствует, что дурное начало — блестящий мастер своего дела.

Очевидно, если дурное начало подступит и скажет: «Знай, если ты пойдешь этим путем, то станешь богобоязненным и преуспеешь в изучении Торы», то этим оно не только не заставит юношу свернуть с пути, но, наоборот, заставит действовать еще усерднее. Поэтому у дурного начала не остается другого выбора, как прикинуться богобоязненным евреем, знатоком Торы, и прийти к этому молодому человеку с прямо противоположными утверждениями: якобы, если он пойдет этим новым путем, он не достигнет той цели, которую ставит перед собой. А поскольку в сотворенном мире нет совершенства, ибо совершенен лишь сам Всевышний, то в любой вещи можно найти недостатки!

Можно проверить, каков источник Ваших претензий: <…> если они требуют сначала понимания и лишь затем исполнения, то это противоречит способу получения Торы евреями[9]; кроме того, если они мешают изучению Торы, соблюдению заповедей и молитве, то, несомненно, они проистекают из источника, противоположного Святости.

Если бы Вы хоть ненадолго задумались о том, что, как свидетельствует поговорка, «у каждой реки свое русло», т.е. у каждой ешивы собственный подход, а также о том, что, как известно, привычка человека становится его второй натурой, то Вам изначально было бы ясно: порядки в ешиве «Томхей тмимим» будут отличаться от привычных Вам и поначалу у Вас возникнут проблемы, обусловленные необходимостью менять свою «вторую природу». Если сейчас у Вас возникли претензии и недовольство, их источником, несомненно, является дурное начало, и вы должны победить его, поступив вопреки этим претензиям. Это не только не помешает Вам в изучении Торы и молитве, но, напротив, придаст сил в изучении Торы и соблюдении заповедей, ибо «нет ничего, что устоит перед истинным желанием»[10]. <…>

 

14 тевета 5731

<…> Я был рад получить отчет о твоих успехах в учебе, а также письмо от 4 января, которое мне передали твои родители. Да будет воля Всевышнего, чтобы все твои желания, о которых ты мне написала, исполнились!

Что же касается вопроса о твоей дальнейшей учебе, следует помнить, что в наши дни евреи испытывают колоссальное давление, причем не столько физическое, сколько духовное. Силы отчуждения и ассимиляции необычайно сильны, поэтому долг каждого еврея — защитить себя в максимальной степени. Необходимо обучение в учебном заведении с высоким уровнем богобоязненности и благоприятной атмосферой, способной поддержать и вдохновить учеников так, чтобы влияние среды никак не повредило им.

Если же кто-либо полагает, что он (или она) может не бояться искусов и испытаний, то достаточно напомнить слова наших мудрецов, благословенной памяти, которые, хорошо зная человеческую натуру, серьезно предупреждали против подобной самоуверенности.

Каждый еврей, даже совершенный праведник, который посвятил много лет изучению Торы и ее заповедей, начинает свой день утренней молитвой, в которой говорится: «И не посылай нам испытание». Более того, мудрецы говорили: когда царь Давид, помазанник Б-жий, воскликнул в момент душевного подъема: «Испробуй меня, Г-споди, и испытай меня»[11], это принесло ему много серьезных проблем[12]. В свете сказанного я не сомневаюсь, что ты примешь правильное решение. <…>

Без даты

<…> Вы пишете о выборе учебного заведения для Вашего сына. Наши мудрецы однозначно утверждали, что человек должен учиться там, где ему нравится. Этот подход соответствует интересам не только ученика, но и его родителей.

Этому указанию нужно следовать даже в том случае, когда дома все благополучно. Однако, как Вы пишете, у сына с Вами натянутые отношения. По-этому мне кажется правильным позволить ему уйти из дома и поступить в ешиву в другом городе, чтобы исполнить свою мечту.

Кроме того, Ваш сын достиг подросткового возраста, когда нервы накалены до предела. Не всякий подросток способен совладать со своими чувствами. Чем старше становится человек, тем лучше его разум способен сдерживать его порывы.

Я не хочу причинять Вам боль. Тем не менее я вынужден подчеркнуть, сколь важно уделять пристальное внимание душевному состоянию подростка. Это было верно везде и всегда и тем более в наше время. Нынешнее молодое поколение очень неспокойно, поэтому их душевное здоровье зависит от их внутреннего равновесия.

Исходя из всего сказанного выше, я советовал бы Вам разрешить Вашему сыну учиться в другом городе, поскольку он очень хочет учиться именно там. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 

 



[1].       Менахот, 99б.

 

[2].       Тора ор, Мегилат Эстер, 98в; Законы об изучении Торы, Кунтрес ахарон, гл. 3.

 

[3].       В библейские времена колено Звулуна тратило свои доходы от морской торговли на поддержку колена Иссахара, посвятившего себя изучению Торы.

 

[4].       Послетрапезная молитва.      

 

[5].       Ваикра, 26:3-4.

 

[6].       Вавилонский Талмуд, Сукка, 51а.

 

[7].       Коелет, 3:14.

 

[8].       Берешит, 3:1.

 

[9].       Во время дарования Торы евреи обязались исполнить ее законы прежде, чем смогут их понять: «Все, что сказал Г-сподь, сделаем и поймем» (Шмот, 24:7).

 

[10].      Зоар, ч. II, 162б.

 

[11].      Теилим, 26:2.

 

[12].      Сангедрин, 107а.