[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2012 ИЯР 5772 – 5(241)

 

ОПОЗНАННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО: СЕКРЕТЫ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ

на четыре вопроса отвечают: игорь тантлевский, леонид кацис, наталья киреева, роман светлов

Беседу ведет Афанасий Мамедов

В 1947–1956 годах в одиннадцати пещерах неподалеку от Мертвого моря была обнаружена библиотека, состоящая из более чем 800 свитков на еврейском, арамейском и греческом языках, датируемых III веком до н. э. — I веком н. э. По всей вероятности, библиотека принадлежала одной из иудейских сект — ессеям, основавшим в этих местах общину, просуществовавшую со II века до н. э. до I века н. э. Среди кумранских свитков были рукописи библейских книг, уставы, документы общины, различные литературные и религиозные произведения. Это открытие положило начало новому направлению исторической науки — кумрановедению. Недавно в петербургском издательстве РХГА вышла книга «Загадки рукописей Мертвого моря» одного из ведущих специалистов в области кумрановедения и библеистики Игоря Романовича Тантлевского. На основе анализа рукописей Мертвого моря он в доступной для широкой ауди-тории форме реконструирует историю древней общины, выявляет ее религиозные и идеологические воззрения, показывая, насколько острыми и разнообразными были мессианские настроения в Иудее на рубеже старой и новой эры.

 

БУДЕТ ЗАКАЗ — БУДЕТ ПЕРЕВОД

ИГОРЬ ТАНТЛЕВСКИЙ

Историк, заведующий кафедрой еврейской культуры СПбГУ, директор Центра библеистики, гебраистики и иудаики философского факультета СПбГУ

Афанасий Мамедов Насколько ваша книга, посвященная Иосифу Давидовичу Амусину и Клавдии Борисовне Старковой, так сказать, «симметрична» трудам этих первопроходцев?

Игорь Тантлевский Отвечу просто: на момент выхода последней книги Амусина «Кумранская община» (1984) в официальной серии публикаций рукописей Мертвого моря «Открытия в Иудейской пустыне» («Discoveries in the Judaean Desert») вышло лишь семь томов, сейчас их издано сорок (серия завершена). Последняя книга Старковой вышла в 1996 году, но была подготовлена автором к печати… в 1967-м. То есть моя книга «Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана» (2012) учитывает весь корпус кумранских рукописей, и на его основе я пытаюсь реконструировать историю кумранской общины на фоне религиозно-политической истории Иудеи эпохи эллинизма и раннеримского периода, а также важнейшие религиозно-философские доктрины общинников. Именно реконструировать, ибо, во-первых, рукописи дошли до нас во фрагментарном состоянии, а во-вторых, они во многих случаях «зашифрованы», поскольку практически все исторические и религиозные деятели, группировки и тому подобное представлены в них под условными обозначениями и прозвищами.

АМ Вы сказали, что на английском языке вышло 40 томов «Открытий в Иудейской пустыне», полная публикация рукописей Мертвого моря. Есть ли какая-то надежда, что эти книги будут в скором времени переведены на русский?

ИТ Вышедшие тома содержат корпус рукописей Мертвого моря на иврите, арамейском, греческом языках с переводом на английский (в нескольких случаях — на французский) с фотографиями, сугубо научным аппаратом, скрупулезными филологическими комментариями. Это издание — исключительно для специалистов, которые, естественно, читают по-английски. Кстати, есть и электронное издание рукописей с английским переводом и фотографиями основных документов. С другой стороны, отмечу, что далеко не все основные документы Кумрана переведены на русский язык. Если будет заказ — я готов осуществить такой перевод с комментариями для широкого читателя.

АМ Кумранские рукописи задают иной вектор иудео-христианскому противостоянию?

ИТ Что касается кумранских рукописей, то они предвосхитили целый ряд основополагающих доктрин первоначального христианства, прежде всего в мессианско-эсхатологических, апокалипсических, сотериологических аспектах. Теперь мы знаем, что между «сектантским» иудаизмом раннеримской эпохи и ранним христианством не было никакой «пропасти». Заметьте, в Евангелиях вообще нет полемики с ессеями (кумранитами), они там даже не упоминаются, в отличие от фарисеев и саддукеев, — возможно, они рассматриваются там как «свои».

АМ В «Загадках рукописей Мертвого моря» вы не раз упоминаете караимов. Чем их документы помогли кумранистике?

ИТ Как это ни покажется парадоксальным, но первое произведение кумранских общинников — так называемый «Дамасский документ» — было обнаружено не в пещерах Кумрана близ Мертвого моря, а еще в 1896 году в генизе каирской караимской синагоги. Можно также усмотреть многочисленные параллели между идеологией и религиозной практикой кумранитов и караимов, что в определенной мере позволяет рассматривать последних в качестве духовных наследников ессеев. Интересно, что в конце, пожалуй, самого загадочного кумранского документа — так называемого «Медного свитка», представляющего собой опись укрытых в разных местностях Иудеи сокровищ, которые до сих пор не обнаружены, — засвидетельствована фраза о том, что существует еще один аналогичный документ, но более подробный. Среди кумранских рукописей он найден не был, но пару десятилетий назад в письме одного ныне покойного исследователя, которое мне довелось прочитать, утверждалось, что среди многочисленных рукописей коллекции караима Авраама Фирковича, приобретенной в XIX веке Императорской Публичной библиотекой в Петербурге, есть документ, являющийся ключом к расшифровке «Медного свитка»… Пока у меня не дошли руки проверить это утверждение.

 

ВСЕ ВСТАЛО НА СВОИ МЕСТА

ЛЕОНИД КАЦИС

Филолог, литературовед, профессор РГГУ

АМ Книгу Тантлевского ты бы отнес к научно-популярной литературе или это труд для узкого круга пользователей?

Леонид Кацис Вполне серьезная книга. Тут бы следовало отметить вот что. На рубеже 1960-х книги о Кумране были не только собственно научными или научно-популярными, но и едва ли не единственными, в которых шел разговор о религиозных и межконфессиональных проблемах, замалчивавшихся при советской власти. И не имело значения, научные или научно-популярные книги Иосифа Амусина или романы детективщика-археолога Генриха Штоля. Ведь у поздней советской интеллигенции была мода собирать то, что не очень разрешено: от книг издательства «Academia» и «Литературных памятников» до книг с переводами кумранских рукописей. Поэтому сейчас все встало на свои места, и книга Игоря Тантлевского о рукописях Мертвого моря заняла место в ряду трудов по истории Древнего Израиля или комментированных переводов еврейских мистических текстов.

АМ Открытие кумранских свитков, практически совпавшее с образованием Государства Израиль, было «знаком одобрения» Небес?

ЛК В момент открытия таинственных рукописей их рассматривали как доказательство земного существования Иисуса Христа и его общины. Разумеется, можно увидеть какой-то провиденциальный смысл в том, что довольно сложный и не сводимый к чему-то одному набор рукописей (кстати, включая и Храмовый свиток!) был первоначально сведен к материалам ессейской общины, к которой, по некоторым предположениям, мог принадлежать Иоанн Креститель. Отсюда и громадный сенсационный интерес к находкам в Иудейской пустыне. Постепенно, по мере выяснения характера этих текстов, и интерес стал постепенно угасать, переходя на страницы специальных журналов кумранских исследований. Но толпе до этого дела нет, как и до того, что наконец все тексты уже изданы.

АМ Со времени обнаружения рукописей Мертвого моря минуло более 50 лет, мы теперь не только больше знаем о находках — умудряемся забыть о них. Это обычный человеческий фактор — привыкать к чуду или иудеям это мало интересно, поскольку чудо касается в основном христиан?

ЛК Что значит «мало интересно»? Громадная часть Музея Израиля в специальном здании занята этой находкой. Тут и сосуды, в которых хранились свитки, и копии псалмов, которые несколько отличаются от общепринятых, и история находки. А вот в помощь тем, кому ненавистно само существование Израиля, они дают немногое. Учитель праведности кумранской общины вполне традиционный для того времени эсхатолог, ожидающий в страшное кризисное время прихода Машиаха. Но основывается он на всем известных еврейских пророческих текстах. Другое дело, что и герой Евангелий принадлежит к этому типу людей. Но это уже не иудейская проблема, а проблема типологии еврейских эсхатологических ожиданий в одно и то же время в одном и том же очень небольшом регионе. Насколько же все это касается христианского мира, судить не мне. Меня волнует наука, а не ее прикладное измерение в межконфессиональных спорах.

АМ Как ты относишься к такому научному предположению, что найденные рукописи — всего-навсего отбракованные тексты, которые нельзя было уничтожать, поскольку традиция запрещала уничтожение текстов? Это обычная гениза для неиспользованных рукописей?

ЛК Такого рода выводы всегда сомнительны. Кому-то кажется, что это Храмовая библиотека, спасенная во время разрушения Храма. Кому-то приходит в голову простую столовую с длинными столами назвать скрипторием, а отверстия для уксуса — чернильницей. То вдруг гробы обычной еврейской семьи с именами, совпадающими с именами семьи евангельского Христа, называют подлинной могилой семьи Спасителя. Это обычная журналистская, если не туристская, индустрия, которая с наукой не связана.

 

они ЗНАЛИ О ПЕЩЕРАХ

НАТАЛЬЯ КИРЕЕВА

Историк, религиовед, доцент Центра изучения религий РГГУ

АМ Сегодня в ходу интересная и спорная версия. Говорят, что коза и арабский пастух из полукочевого племени таамире Мухаммед эд-Диб ни при чем. О кумранских рукописях не только знали на протяжении веков, — тщательно оберегали тайну.

Наталья Киреева Действительно, часто в рассказах о Кумране присутствует «конспирологическая» составляющая, причем версии расходятся. Некоторые сторонники подобных теорий склонны обвинять израильских ученых в том, что те утаивают от мира достоверные сведения о рукописях, в которых якобы изложена вся правда об Иису-се. Другие, напротив, обвиняют во всем Ватикан, который, заметим, по тем же ровно причинам прячет свитки в своей тайной библиотеке. Можно долго рассуждать о том, в чем причина возникновения подобных теорий. Вероятно, прежде всего это связано с медленной публикацией свитков. Кстати, во многом чтобы прекратить подобные разговоры, в 1965 году при Музее Израиля в Иерусалиме был открыт павильон «Храм Книги», в который поместили часть свитков, в том числе свиток пророка Йешаяу. Это было сделано для того, чтобы широкая — и сомневающаяся в том числе — общественность могла воочию убедиться в существовании свитков. После того как главным редактором издательской серии «Открытия в Иудейской пустыне» стал профессор Иерусалимского университета Эммануил Тов, проблема публикации была решена (на настоящий момент практически все свитки изданы) и разговоров стало меньше. Что до истории с козой, то тут несколько иная сложность. Действительно, сейчас многие склонны видеть в ней элементы художественного преувеличения. Вероятно, кочевники и раньше знали о пещерах и о свитках в них, но они даже не представляли себе их ценности, а потому нам остается лишь гадать, сколько свитков было пущено на ремешки для сандалий…

АМ Доктрина о воскресении тел в ту пору существовала только у ессеев?

НК Почему же? Идея телесного воскресения заложена, видимо, еще в Первой книге Еноха. Возможно, под влиянием этого текста сложилось данное представление и в Кумране. В истории из Второй книги Маккавеев (14:37-47), повествующей о мученичестве Разиса, одного из иерусалимских старейшин, противостоящих эллинистической реформе, который, будучи ранен, вырвал свои внутренности и бросил их в толпу, призывая Б-га вернуть их ему, по всей видимости, мы также наблюдаем веру в телесное воскресение.

АМ Какую роль в жизни кумранской общины сыграл календарь?

НК Как известно, в кумранской общине был солнечный календарь: год состоял из 364 дней в противовес 356 дням лунно-солнечного вавилонского календаря. В году было четыре сезона, в каждом по 91 дню, то есть два месяца по 30 дней, последний месяц, отделяющий один сезон от другого, составлял 31 день. Таким образом, в отличие от лунно-солнечного календаря, в кумранском (солнечном) календаре все праздники из года в год приходились на одни и те же дни недели. (Есть гипотеза, согласно которой лунно-солнечный календарь был заимствован из Вавилонии, до этого же у евреев был солнечный, к которому и вернулись кумраниты.) Подобный календарь фигурирует также в книгах Еноха и Сефер а-Йовелим (книга Юбилеев), по-видимому, эти апокрифические сочинения повлияли на представления кумранитов о времени.

АМ Насколько Иосиф Флавий оказался посвященным в «кумранскую историю»?

НК Прежде всего, сложен вопрос идентификации кумранитов с ессеями. Для простоты согласимся с тезисом, что в Кумране проживала община ессеев, которую Иосиф Флавий описывает в целом ряде своих текстов, но главное, он пишет в «Жизнеописании», что сам провел три года среди ессеев. Флавий упоминает своего наставника — Банна, образ жизни которого был крайне аскетичен. Историк описывает, что в течение этих трех лет он питался исключительно природной пищей и совершал многократные омовения, дабы очиститься. Именно эти свидетельства Иосифа Флавия о его собственной жизни современные историки склонны подвергать сомнению. Есть при этом и более умеренные мнения. Например, исследовательница наследия Иосифа Флавия Тесса Раджак указывает в качестве причины некоторых несоответствий и противоречий в его сочинениях на особенности жанра жизнеописания, полагая, что историку «было важно произвести впечатление и, в частности, утвердить свое моральное достоинство». Я полагаю, что скорее Иосиф Флавий, если и был в какой-то момент своей жизни связан с ессеями, не прошел всех стадий посвящения в общину, а потому, скорее, добавил что-либо от себя, интерпретируя обряды и образ жизни общины, чем скрыл что-то от читателя.

 

«ЭСКАПИЗМ» КУМРАНИТОВ НЕ БЫЛ ПОСТОЯННЫМ

РОМАН СВЕТЛОВ

Доктор философских наук, профессор СПбГУ

АМ Как происходило общение кумранской конгрегации с внешним миром?

Роман Светлов В Уставе Общины (1QS, 5.10) адептов призывают не общаться с «людьми Кривды». Можно полагать, что существовали серьезные ограничения для общения с внешним социальным окружением — хотя бы для тех, кто уже получил посвящение (или для более узкого ядра общины). С другой стороны, такие ограничения могли толковаться и исключительно в моральном смысле — по крайней мере, на ранних стадиях существования общины. Видимо, «эскапизм» кумранитов не всегда был абсолютным: хозяйственные нужды и проповедь истинного знания должны были «размывать» его границы. Экстремальные ситуации и внешний враг (римляне времен Иудейской войны) также способствовали контактам с национальным окружением.

АМ Гибель Кумрана произошла в то же время, что и падение Масады?

РС На мой взгляд, это более вероятно, чем предполагать, что Кумран просуществовал до восстания Бар-Кохбы. Связано это, в частности, с тем, что после победы римлян в Иудейской войне на территории Палестины наверняка проводилась серьезная «зачистка» антиримских элементов. Разговоры о гуманности Тита не должны нас вводить в заблуждение. Можно вспомнить и законы в отношении иудеев, действовавшие при династии Флавиев, и в особенности практику их применения в правление Домициана. Эсхаталогические настроения в иудейском сообществе не исчезли, но получили выражение в следующем, постессейском, поколении религиозных групп (например, элкасаитов), возникших как раз во времена смены династий в Риме, то есть на рубеже I–II веков и имевших как иудео-христианский, так и национально-мессианский характер. Отмечу также, что в Масаде был обнаружен кумранский документ — «Песни субботнего всесожжения». Вероятно, спасшиеся от римлян кумраниты находились среди героических защитников крепости.

АМ С чем связано то обстоятельство, что практически все имена в свитках оказались зашифрованными?

РС Практика табуирования и шифровки имен в текстах достаточно распространена в античном мире, кумранские рукописи здесь не исключение, да и шифрование в них касается не только имен. Достаточно вспомнить описание исторических событий в так называемом «Апокалипсисе животных». «Зашифрованность» могла быть связана с массой обстоятельств — от традиционного наличия в древних философских школах и религиозных общинах «внутреннего» и «внешнего» кругов посвящения, до особого магико-аллегорического отношения к языку и имени. Специфика социального положения общины, скрывавшей свои сокровенные знания от враждебного взгляда, выступала дополнительным стимулом для шифровки.

АМ Какой свет проливает Завещание Левия — если не рассматривать ряд положений как «пророчество» после свершившегося, — на выявление сути имени «Учитель праведности»?

РС Я разделяю точку зрения Тантлевского, что образ Нового Священника в Завещании Левия, то есть эсхатологического мессианского Первосвященника, «которому будут раскрыты все речения Г-спода, и он будет творить праведный Суд на земле», коррелирует с фигурой кумранского лидера — Учителя праведности и сформировался под влиянием так называемого «Арамейского фрагмента» 4Q541 из Кумрана. В последнем тексте об эсхатологическом Искупителе, в частности, сказано: «Его слово [будет] как слово Небес, и его Учение [будет] в соответствии с волей Б-га».

 

Книга «Загадки рукописей Мертвого моря» Игоря Тантлевского суммирует многолетний опыт кумрановедения, что требует от читателя определенной подготовки, потому и внимание к ней вряд ли обещает быть массовым, о чем говорит «осторожный» тираж (1000 экз.). Зато наверняка эта книга не достанется читателю случайному.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.