[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2012 НИСАН 5772 – 4(240)

 

ЕВРЕЙСКИЙ ВЫБОР

Беседу ведет Афанасий Мамедов

Последние события на российской политической сцене показали, что евреи представлены во всех составляющих политического и общественного спектра. В связи с этим возникает вопрос: существует ли какой-то набор пожеланий или требований, которые были бы общими для большинства российских евреев, безотносительно к симпатиям к той или иной российской политической группировке?

 

Аркадий Ковельман

Историк, заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ

— Евреи устроились между молотом и наковальней. Между Египтом и Ассирией, украинцами и поляками, властью и народом. Чаще всего это кончается катастрофой (хмельничиной, ассирийским нашествием или уводом в вавилонский плен), но иногда удается примкнуть к одной из сторон и сорвать плоды победы. Братья Иуды Маккавея Йонатан и Шимон добыли себе власть и славу, поддерживая одних претендентов на сирийский престол против других. Но оба же и погибли в этой игре, оставив потомкам царство, простоявшее до прихода Помпея в Дамаск. Египетские евреи воевали за Клеопатру II против Птолемея VII и чуть не были брошены под ноги слонам победившего монарха. Их потомки на стороне Клеопатры VII и Юлия Цезаря сражались против Птолемея XIII и эллинов Александрии и получили подтверждение своих прав. Между римлянами и александрийцами евреи продержались недолго. В 38 году префект Египта Флакк отдал своих бывших союзников на растерзание александрийской черни. После смерти Калигулы евреи вооружились и устроили ответный погром в греческих кварталах. Император Клавдий призвал евреев и греков прекратить губительную вражду.

В 66 году, когда началась Иудейская война, евреи в Александрии попытались взбунтоваться, но были усмирены префектом Тиберием Юлием Александром — бывшим евреем, племянником Филона Александрийского. Униженные и оскорбленные, они вновь восстали в 115 году вместе с евреями Египта, Киренаики и Кипра. Последовал Холокост — один из многих, один из самых страшных. Много лет спустя его сравнили с другим Холокостом. Действительно, александрийские евреи напоминают немецких — та же любовь к высокой чужой культуре, то же забвение родного языка, та же склонность к активному участию в местной политике, тот же печальный конец. Еще в девятнадцатом столетии ортодоксы называли немецких евреев-реформистов александрийцами. Отсюда вывод: просвещение и политическая активность в диаспоре приводят евреев к катастрофе. Этот вывод банален и неверен. Катастрофа не зависит от активности евреев и их просвещения. Иначе не гибли бы благочестивые евреи Майнца и Трира на пути крестоносцев, ведь о просвещении и политической активности тогда не было и речи. И разве американские евреи в диаспоре не наслаждаются плодами своей политической активности? В 70 году пал Второй храм. В Иерусалиме евреи молились, постились, соблюдали заповеди, не смешивались с чужеземцами, но это не спасло их от гибели, от губительной вражды. Еще до того, как Храм был разрушен, мудрецы остерегали от увлечения политикой. Шемая говорил: «Люби труд, ненавидь высокое положение и не становись известен власти». А его друг и коллега Авталион добавил: «Мудрецы, будьте осторожны в словах своих, чтобы не быть вам осужденными на изгнание туда, где вода гнилая; напьются ученики, идущие за вами, и умрут, и имя Б-жье будет осквернено». Но возобладали зелоты-ревнители, разжегшие пожар Иудейской войны, в котором сгорел Храм. Отсюда мы делаем вывод, что надо отстраниться от политики, отдать себя труду и изучению Торы. Вывод этот банален и неверен. Томас Манн поведал нам о добровольном отстранении немецкой интеллигенции. Своим фатализмом и невмешательством в политику Веймарской республики интеллигенция дала дорогу нацистам. И это — печальная история о докторе Фаустусе, заплатившем гибелью близких за сговор с дьяволом.

Мудрецы не верили в царство философов, в свою способность править. Еще менее доверяли они униженным и угнетенным. Передал Рава бен Махасья от имени рава Хамы бен Гурьи со слов Рава: «Лучше быть под измаильтянами, но не под римлянами, под римлянами, но не под персами, под персами, но не под властью ученого мужа, но хуже всего — оказаться под властью сироты или вдовы». Подобные размышления (даже не размышления, а обрывочные воспоминания) могут оскорбить нравственное чувство. Нравственное чувство велит действовать, не оглядываясь на прецеденты, пренебрегая уроками истории. Именно за действие без оглядки Иван Сергеевич Тургенев хвалил Дон-Кихота. «Без этих смешных Дон-Кихотов, без этих чудаков-изобретателей не подвигалось бы вперед человечество — и не над чем было бы размышлять Гамлетам», — писал он. Гамлет — это тот самый «глупый пингвин», который «робко прячет тело жирное в утесах», пока буревестник летает «между тучами и морем». Недаром королева говорит о Гамлете: «Он жирный и задыхается». Ему не нравится быть «между тучами и морем», между бунтовщиками и властью, между Лаэртом и Клавдием. Эти двое сговорятся против него. Он убьет обоих и бессмысленно погибнет в финале.

Участники митинга «Нам есть что терять» на Поклонной горе. 4 февраля 2012 года

 

Шауль Резник

Переводчик

— Немецкий еврей пеняет восточноевропейскому собрату: «Наши синагоги такие величественные, просторные и чистые! Молящиеся сплошь вежливые и набриолиненные. А у вас в тесных и грязных местечковых “клойзах” и “штиблах” нескончаемый ор и сопливые дети носятся». Собеседник ответствует: «В Германии посещают синагогу раз в неделю. Это делается, чтобы встретиться с Б-гом. Естественно, что в честь такого важного события помещение должно быть убрано, а дети и взрослые — вымыты и причесаны. Мы же с Б-гом живем. А повседневные тесные отношения чреваты шумом и мусором». Так вот, изначально понятие «тикун олам» носило непафосный, прикладной характер. Глагол «летакен» в эпоху Вавилонского Талмуда — это не только «исправлять», но и «учреждать», «вводить постановления». В трактате «Гитин» сказано, что человек, который, выражаясь современным языком, подал на развод, должен указать в разводном письме все свои имена, прозвища и клички. Это делается для того, чтобы никто не мог впоследствии объявить документ фальшивым или недействительным. Поэтому «мипней тикун олам», в целях нормализации отношений в обществе изволь подпишись: Михаил-Моше-Миша-Мишутка-Мойшик.

Каббала привнесла в этот термин дополнительный аспект. Считается, что первородный грех привел к разрушению мистических Б-жественных сосудов, содержимое которых — добро и зло — перемешалось. Следуя заповедям иудаизма, евреи исправляют этот мир, отделяя его позитивные составляющие от негативных. Последующая популяризация каббалы привела к искажению понятий и снижению градуса. Вместо седобородых старцев над секретными фолиантами — красная нитка на запястье поп-певицы. Вместо соблюдения заповедей — митинги. Под словами «тикун олам» в наше время стали подразумевать всевозможные общественные мероприятия. Реформистский раввин Майкл Лернер использовал этот термин, призывая поддержать акцию «Оккупируй Уолл-стрит», популистский хеппенинг безработных американских гуманитариев. Кстати, Лернер редактирует журнал, который так и называется — «Тикун». Знаете, кто в 1990-х годах был одним из его колумнистов? Небезызвестный Азми Бшара, арабский депутат кнессета, который во время 2-й ливанской войны поставлял разведданные ливанской террористической организации «Хизбалла» и впоследствии бежал из Израиля, опасаясь ареста. Те россияне еврейской национальности, которые идут на Болотную или на проспект Сахарова, вооружившись слоганом «тикун олам», вызывают в памяти строки Маяковского: «Хочет он марксистский базис под жакетку подвести». Они должны спросить самих себя, что для них лично является первичным, а что вторичным — желание потусить с Собчак и Парфеновым или попытаться улучшить окружающий мир, следуя еврейским многовековым рецептам. В том же Талмуде, к примеру, сказано: «Если евреи соблюдут два шабата по всем правилам, придет Избавление». Поверьте, что соблюдать субботу несколько сложнее и хлопотнее, чем повязать белую ленточку. И вообще, описывать теми или иными слоганами сложную, неоднозначную и многогранную действительность было бы странно. Уклоняющиеся от участия в акциях протеста по причине талмудического же постановления «Дина де-малхута — дина» («Царский закон — [это и наш] закон») лично у меня вызывают не меньшее удивление. Потому что можно не присоединяться к оппозиции по нескольким абсолютно логичным причинам, от банальной боязни попасть в автозак ОМОНа до неверия в эффективность революционных процессов как таковых. В частности, когда идет речь о громадной стране с разнородным населением — жертвой болезненного 70-летнего эксперимента. Но в конкретном случае оппозиционеры протестуют против фальсификации результатов прошедших выборов в Думу, которая, судя по многочисленным свидетельствам, была массовой. Нет такого царского закона — выпрямлять кривую Гаусса.

К глубочайшему сожалению, перспективы как «евреев за Навального», так и «евреев за Путина» остаются незавидными. Испокон веков нас обвиняли во всех смертных грехах, вне зависимости от политических предпочтений и конкретного поведения. Российские красно-коричневые вот уже 20 лет верят в идиотскую байку о боевиках «Бейтара», которые-де помогали Бене Эльцину расстреливать парламент.

Что бы лично я посоветовал российскому еврейству? Воспользуюсь цитатой из моей хорошей экс-московской знакомой: «Мой папа был чемпионом по боксу и поэтому считал, что в СССР не было антисемитизма».

Участник митинга «За честные выборы» на улице Новый Арбат. 10 марта 2012 года

 

Михаил ЧЛЕНОВ

Историк и общественный деятель, генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса

— Евреи не прислушиваются к гласу религиозных лидеров, потому что те не являются настоящими лидерами для большинства евреев России, в особенности для столичной интеллигенции. Подавляющее большинство российских евреев, как мы видим сегодня по разного рода исследованиям, продолжают быть светскими людьми и иудаизм воспринимают как часть культуры своего народа, желательную, но не обязательную. Надо сказать, далеко не все религиозные лидеры призывали евреев не участвовать в предвыборной борьбе. Насколько я знаю, такой призыв был озвучен раввином Борухом Гориным, главным редактором журнала «Лехаим». К примеру, глубоко уважаемый мною раввин Берл Лазар за несколько дней до выборов заявил противоположное горинскому воззванию, сказав, что уверен: большинство евреев проголосуют за Путина. Факт сей несомненно можно рассматривать как участие в предвыборной гонке. Остается только выразить сожаление, что раввин Берл Лазар не последовал призыву раввина Боруха Горина.

Можно ли сформулировать некую «еврейскую национальную платформу», под которой мог бы подписаться почти каждый еврей? Набросок такой платформы был нами продуман после консультаций со многими российскими «профессиональными евреями» и опубликован за несколько дней до президентских выборов 4 марта на сайте Евроазиатского еврейского конгресса (http://www.eajc.org/. «Российские евреи в преддверии президентских выборов». 1 марта 2012 года). Мы призываем обсудить эти тезисы и уже получаем отклики, которые не перестают быть актуальными и после выборов. Суть их сводится к следующему: каждый российский еврей несет в себе, условно говоря, две составляющие — национальную и гражданскую. Они далеко не всегда меж собою ладят. Составляющая российского гражданина у еврея более или менее совпадает с настроениями российской либеральной интеллигенции прозападного толка, той самой, в которой выросли и воспитались большинство столичных евреев на протяжении последних четырех-пяти поколений. Она-то и толкала людей на митинги. Но есть и другая составляющая — национальная. Границы ее мы и пытаемся определить. Сформулировать несколько пунктов, под которыми практически смогли бы подписаться любые евреи, будь они за Путина, за Прохорова или за кого-то еще. К примеру, это такие пункты, как сохранение концепции РФ как многонационального государства, отделение религии от государства, которая гарантирована Конституцией РФ, сохранение статьи 282 и некоторая ее корректировка в сторону ужесточения, сохранение режима свободного въезда и выезда, свободных контактов с Государством Израиль и с еврейскими общинами всего мира. Мы также рассчитываем на то, что в будущем новая власть прекратит поддержку сил, стремящихся к уничтожению Израиля. И еще целый ряд пунктов. Как мне представляется, формулировка такой национальной платформы в высшей степени актуальна.

— В 1970–1980-х годах евреи, участвовавшие в национальном движении, практически все выступали против советской власти. То время было гораздо более жестоким. Еврейская деятельность — куда опасней. Но запретный плод сладок, сотни тысяч людей оказались вовлечены в эмиграцию и алию задолго до перестройки. Это были люди, решившие порвать со страной, где жили их предки, где родились они сами, отряхнуть прах с ног, уехать и больше о ней не вспоминать. Идея того времени была сформулирована следующим образом: «Мы ничего не хотим менять в Советском Союзе, это не наша цель, но мы перестаем считать себя гражданами этой страны, мы хотим мирно покинуть ее». Евреям за последние пятнадцать лет грех жаловаться на власть. Никогда раньше в российской истории они не жили столь свободно. Чего ж боятся сегодня евреи, что волнует их? Во-первых, избранный президент, как бы уважаем он ни был, связан для очень многих с таким неприятным органом, как КГБ. Во-вторых, евреям не нравится антиамериканизм и идущая от власти концепция того, что мы окружены врагами и эти враги находятся на Западе. Оно и понятно, евреи в массе своей склонны идентифицировать себя с кругами, которые симпатизируют либеральной западной идеологии, и сами идентифицируются обществом как произраильская и прозападная сила.

Выборы оказались интересными. Можно примерно нарисовать портрет российского общества: 20% левые (коммунисты и социалисты), 20% условно правые, средний класс, Прохоров и другие, а 60% за царя. «За царя» — старый еврейский лозунг. Если мы вспомним о том, что говорили еврейские религиозные лидеры в разное время, мы увидим, что большей частью до революции религиозные лидеры предупреждали евреев держаться царя.

Евреи не политическая партия, но народ, который, как и любой другой, состоит из самых разных людей. Мы видим бесконечный спектр политических позиций, которые касаются всего российского общества, но еврейские лидеры пытаются выработать актуальную общую позицию, независимую от симпатий в адрес конкретных политических лидеров. Если такая платформа будет разработана и найдет широкий отклик в еврейской среде, то каждый еврей, как российский гражданин, сможет отдавать свой голос за того кандидата, который, по его мнению, наилучшим образом сможет эту платформу реализовать. Пока такая позиция затруднена, поскольку не существует согласованной национальной платформы и поскольку пока ни один из кандидатов на прошедших выборах не обращался непосредственно к евреям, чтобы завоевать их поддержку.

 

Давид Шехтер

Писатель и журналист

— История учит: вмешательство евреев во внутренние дела народов, оказавших им гостеприимство, ни к чему хорошему не приводит. Эпоха вице-фараона Йосефа закончилась египетским рабством. Причем пуще всего против евреев исхитрялся новый фараон, о котором Тора говорит: «И встал новый повелитель над Египтом, который не знал Йосефа». Как же он мог не знать? Ведь при предыдущем фараоне Йосеф десятки лет был фактическим правителем Египта и сделал для этой страны немало добра. В том числе спас ее от голода. Но фараон не хотел знать, не хотел помнить об этом добре! Спустя тысячу лет над евреями Персидской империи нависла угроза тотального уничтожения. Существует немало объяснений, почему разразилась эта напасть, но непосредственным поводом стал политический конфликт еврейского министра Мордехая с царским любимцем Аманом. И в новые времена политическая активность ничем хорошим для евреев не заканчивалась. Роза Люксембург, Карл Либкнехт и Вальтер Ратенау стали для многих немцев символами ущербности Веймарской республики и пагубности для Германии их социальных идей. А для Гитлера — козырными картами в колоде антисемитских утверждений, проложивших ему путь к власти.

До первой мировой войны евреи составляли почти 90% будапештских врачей, юристов, инженеров и журналистов, а еврейские бароны — треть нового венгерского дворянства. Но Бела Кун сотоварищи учинили красную республику. Просуществовала она всего ничего, а расплачивались за нее венгерские евреи долгие годы. И конечно, как не вспомнить 1917-й? Евреи России поверили увещеваниям большевиков, бросились за ними сломя голову. И что это дало евреям? Пока большевики были у власти, они не хотели знать о помощи, оказанной евреями. А когда советская власть кончилась, то ее противники начали всячески акцентировать эту роль евреев, подавая ее в негативном свете.

Стремление изменить жизнь к лучшему — ДНК еврейского народа. Для этой цели нас и избрал Всевышний. Но изменять жизнь — и свою и других народов — евреи должны только одним путем: неся в мир свет моральных императивов Торы. Переставлять кастрюли на политической кухне или, пуще того, бить на ней горшки — дело хозяина кухни, а не гостя. Есть только одно место в мире, где гражданская активность евреев оправданна и поощряется. Хотите заниматься политикой, господа евреи, езжайте в Израиль. Чем, кстати, активно и успешно занимаются сегодня в Израиле выходцы из России.

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.