[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2012 АДАР 5772 – 3(239)

 

От абстракции к эмоции

Екатерина Васильева

Говоря о достижениях современной израильской хореографии, легко поддаться искушению и рассмотреть их с точки зрения «национальной культуры». Но этот взгляд слишком узок, потому что отличительной чертой новой танцевальной сцены Израиля является именно ее открытость интернациональным влияниям. В этом убеждают недавние гастроли двух израильских балетмейстеров — Ясмин Годдер и Хофеша Шехтера, прошедшие в Берлине.

lech239_Страница_121_И_opt.jpeg

Перформанс «Storm End Come» режиссера Ясмин Годдер

Оба родились и выросли в Иерусалиме. Ясмин Годдер получила артистическое образование в Нью-Йорке, но с 1999-го снова живет и работает в Израиле, неизменно являясь желанной гостьей на зарубежных сценах. Ее новый танцевальный перформанс «Storm End Come», с успехом показанный в Тель-Авиве, Нью-Йорке и Берлине, требует от зрителя предельной концентрации: хореограф отказывается не только от сюжета, но и от эмоцио­нального контакта с залом. Движения шести танцоров непредсказуемы и непереводимы на язык рациональных смыслов. Вместе они складываются в текст, будто написанный невиданным доселе шрифтом, который приходится расшифровывать в момент прочтения. Ясно только, что Годдер перемещает нас в некую экзистенциальную ситуацию, что подчеркивается оголенностью сцены и единственным световым пятном, проецируемым на задник. Возможно, это солнце или Б-жественное Око, наблюдающее сверху за зарождающейся жизнью. И действительно, первые движения танцоров — ползущие, пресмыкающиеся, не вполне еще человеческие. Постепенно ассортимент жестов расширяется вплоть до классических балетных позиций. Но гармония не вытесняет хаос, а оказывается только крошечным эпизодом, за которым снова следует возвращение к почти животной пластике. Намеренная ассиметрия в гендерном составе танцоров препятствует образованию стабильных пар с четко распределенными ролями и заставляет каждый раз выстраивать новые схемы отношений, где всё в постоянном движении — физическом, интеллектуальном.

Совсем другого восприятия требует от зрителей хореография Хофеша Шехтера, выпускника Иерусалимской академии танца и музыки, с 2002 года живущего в Великобритании. В его постановках обычно на равных задействованы самые разные выразительные средства: танец, музыка, костюмы, декорации, свет, что должно гарантировать публике почти чувственное переживание. Недаром его последнюю работу «Political Mother», представленную в Берлине в новой редакции (так называемый «choreographer's cut»), по интенсивности воздействия сравнивают с рок-концертом. Шехтер и сам идет навстречу такому восприятию, буквально поднимая зрителей на ноги: посадочные места в партере не предусматриваются. Музыканты, располагающиеся на сцене в три яруса и охватывающие диапазон инструментов от виолончели до электрогитары, обеспечивают неповторимый звуковой ряд, в котором жесткие ритмы чередуются с почти нежными мелодическими интонациями. Хотя постановка Шехтера и не имеет сквозной сюжетной линии, основная тема — выживание отдельной личности и целой нации в усло­виях политического гнета — очевидна. Танцоры появляются на сцене то в военной униформе, то в как будто наспех подобранной повседневной одежде. Но все время остаются беззащитным материалом в руках диктатора, выкрикивающего в микрофон речи, тонущие в бое барабанов и аккордах электрогитар. Разумеется, перформанс Шехтера можно воспринимать как высказывание о судьбе еврейского народа, чья история на протяжении тысячелетий определялась конфронтацией — иногда внутренней, иногда прямой — с официальной властью. Однако именно этот пафос противостояния обретает у израильского хореографа общечеловеческий смысл, позволяя увидеть в «Political Mother» вненациональную, универсальную притчу о вечной борьбе танца с насилием. 

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.