[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2012 АДАР 5772 – 3(239)
Пластилиновые сказки
Беседу ведет Ирина Мак
Израильский мультипликатор Рони Орен, профессор Иерусалимской академии художеств и прикладного искусства «Бецалель» и обладатель многих престижных профессиональных наград, в России известен прежде всего своими книгами для детей. Издания эти напоминают иллюстрированные руководства по созданию пластилиновых мультфильмов. Их персонажей, по мнению автора, могут слепить даже малыши.
Иллюстрация из книги Рони Орена «Секреты пластилина.
Динозавры».
Москва: Махаон, 2011 год
Ирина Мак Вы даже сейчас не выпускаете пластилин из рук.
Рони Орен Я просто хочу вам показать, как это легко и приятно. Смотрите: была голова с глазами, бровями, и вот я ее уже превратил в руку...
ИМ У меня, боюсь, так ловко не выйдет. Сколько всего у вас издано книг?
РО Около 30.
ИМ А в России пока всего две, обе в вашей серии «Секреты пластилина». Они явно носят педагогический характер — научить детей, объяснить им, что они могут лепить сами.
РО Это как раз не самые характерные для меня книги — они для малышей. В других много и текста, и иллюстраций.
ИМ И все делали вы?
РО Да. Иногда брал какие-то старые, известные всем сюжеты и переписывал на свой лад, делая их немного более современными. Как, например, историю о царе Соломоне. Но элемент обучения есть во всех книгах — важно объяснить детям, что они все могут делать сами. Особенно в наше время, когда они настолько зависимы от телевизора и компьютера. Надо показать им, как просто и интересно работать с настоящим материалом. Я не против компьютера, но считаю, что необходимо найти баланс между виртуальным миром и настоящими отношениями.
ИМ Ваши дети тоже лепят мультфильмы?
РО У меня четыре дочки. Две старшие когда-то помогали мне, когда были маленькими девочками, и их имена даже значились в титрах. А младшая дочка — ей сейчас семь — настолько полюбила пластилин, что мне пришлось научить ее делать анимацию с помощью веб-камеры.
ИМ Это как раз та область, где можно, не опасаясь последствий, использовать детский труд.
РО Хотя я, конечно, считаю, что это дети используют мой труд. Но моя младшая оказалась очень талантливой и терпеливой — ей нравится возиться с мелкими деталями. Хотя если вспомнить, что первая моя работа в анимации, начатая в 1975-м, заняла у меня четыре года — а это было всего 26 серий по 5 минут, — то при нынешних возможностях говорить о терпении странно.
ИМ Вы начинали в 1975-м в Израиле. Прошло больше 30 лет, а в России так ничего и не знают об израильской анимации. И думаю, дело не в том, что ее нет.
РО Она есть, она развивается, и в академии «Бецалель» на отделении анимации учится сейчас более полутора сотен человек.
ИМ Не удивлюсь, если во всех кинематографических вузах России сегодня нет такого количества студентов-мультипликаторов.
РО Неужели? Раньше было совсем иначе.
ИМ Увы. Лет десять назад наш известный режиссер и художник Александр Татарский говорил мне, что мультипликация — предмет роскоши. Как космос. Это очень дорого, это может позволить себе не всякая страна. Вот Гондурас — не может.
РО Это было так. Сейчас такой удачный период, когда производство анимационных фильмов стало очень дешево. Благодаря компьютерам. Когда я только начинал этим заниматься, одна моя камера стоила 30 тысяч долларов. А сегодня только с помощью специальных программ, скачанных из Интернета, можно сделать превосходные фильмы.
ИМ Появилось ли благодаря этому больше хороших мультфильмов?
РО Да, потому что намного больше людей имеют возможность заниматься этим. В Интернете проходят конкурсы, на которые сотни людей присылают свои короткие работы. Тридцать лет назад, чтобы раскрасить какие-то детали героев, требовалось время, надо было ждать, пока высохнет краска. Сейчас все проще и быстрее, хотя, конечно, все равно это ручная работа. На нее уходит время. И на первом месте остается идея, зрительные образы, содержание фильма, а компьютеры — всего лишь средство.
ИМ Почему вы занялись именно пластилином?
РО Это волшебный материал. Он дешев, он есть у всех. Пластилин существует всех возможных цветов, и у него нет памяти, что очень важно. Он принимает любую форму, можно делать минималистичные фигурки, можно сложные композиции. Абстрактные фигуры превращаются в сложные конструкции, и наоборот.
ИМ Если в нашей стране первопроходцами пластилиновой мультипликации были Александр Татарский и Игорь Ковалев, то наверняка у вас были свои примеры для подражания. Кто?
РО Их очень много — пластилиновую анимацию придумали тогда же, когда изобрели кино.
ИМ Если мы говорим о первых опытах пластилиновой анимации, то да, и, насколько я знаю, даже компания Эдисона в 1908-м выпустила пластилиновый мультфильм. Но в 1920-х пластилин вышел из моды.
РО Потому что его вытеснила рисованная техника. Но к пластилину часто возвращались, и было несколько аниматоров, продвинувших этот жанр вперед. Был выдающийся итальянский художник Франческо Миссери, снимавший мультсериал «The red and the blue», очень популярный в 1970-х годах. Короткие пятиминутные серии и очень минималистичные характеры, но такие выразительные! Эти фигурки все время раскатывались и превращались в новые и говорили на каком-то своем языке. Миссери, так или иначе, повлиял на всех, кто работал тогда в мультипликации. И были еще два человека, благодаря которым пластилиновая анимация вышла на новый уровень. Это знаменитый английский мультипликатор Ник Парк, создавший, среди прочего, «Побег из курятника» и «Неправильные штаны», и Уилл Винтон из США, который тоже делал вполне реалистичные мультфильмы, в частности, снял «Приключения Марка Твена».
ИМ Почему вы вообще занялись анимацией?
РО Это самая удивительная профессия, какую я знаю. Она совмещает в себе дюжину различных профессий и талантов — рассказчика, сценариста, сочинителя комиксов, их рисование, придумывание характеров, разработку декораций, актерство, работу со светом... Каждый день я занимаюсь совершенно разными вещами и всякий раз могу выражать себя по-новому. Об этом можно только мечтать.
ИМ Я слышала, что вы много снимали для знаменитой детской образовательной программы «Улица Сезам».
РО Да, причем в Израиле ее назвали «Шалом, Сезам». Когда «Улица Сезам» только начиналась, это было совершенно новое дело: анимационные фрагменты должны были быть очень короткими, их надо было делать фактически в формате рекламы, но это должны были быть законченные сюжеты. Потому что дети могут сфокусировать внимание только на короткий промежуток времени. Двадцать-тридцать секунд — и все, пора переключаться на новый сюжет. И при этом в легком развлекательном формате надо было донести какую-то воспитательную идею.
Рони Орен
ИМ Вы снимаете ваши фильмы только для детей?
РО Да, и много занимался рекламой. Хотя все, что мы делаем с моими студентами в академии, ориентировано на взрослых зрителей.
ИМ А полнометражные фильмы?
РО Самые длинные мои работы — 25-минутный фильм, тоже детский, о Рождестве и еще один, посвященный празднику Песах. Это анимационная Агада.
ИМ Странное сочетание для израильтянина — Песах и Рождество.
РО Могу объяснить. Когда в 1986 году вышла моя Агада, был огромный успех: книга с моим текстом и пластилиновыми персонажами была переведена на 15 языков, фильм показывали по всему миру. Меня попросили сделать аналогичный проект для христиан. И сейчас в Италии вышла моя последняя книга — «Рождение Иисуса». Специальный проект для детей-католиков — целый рождественский вертеп. В книге рассказывается и показывается, последовательно, по шагам, как слепить Иисуса, Марию... Сейчас мы ведем переговоры с российским издательством «Махаон», которое выпускает мои книжки, о том, чтобы издать «Рождение Иисуса» в вашей стране.
ИМ Вас никто в Израиле не попрекает таким заказом? Все-таки еврею лепить Иисуса...
РО Нет, потому что работа нацелена не на израильскую аудиторию. В католических странах разыгрываются рождественские мистерии, традиция не нова. Я делаю то же самое, только из пластилина. Я рассказываю им не свою, а их сказку.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.