[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2012 АДАР 5772 – 3(239)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

25 кислева 5717

lech239_Страница_004_И_opt.jpeg

<…> Мне было крайне неприятно прочесть в отчете, который я получаю о происходящем в ешиве «Томхей тмимим», что в группе, в которой ты учишься, некоторые ученики, и ты в том числе, не соблюдают правила поведения ешивы, тратят время попусту, нарушают дисциплину и т. д. А эту ешиву, со всеми ее отделениями, основали и возглавили наши святые учителя, руко­водители Хабада.

Особенно расстраивает бесполезная трата времени, ибо время — невосполнимая потеря. Однако несоблюдение правил и пренебрежение дисцип­линой не менее прискорбны.

Общеизвестно, что руководители Хабада вложили огромные душевные и материальные средства в эти ешивы. Основа каждой из них — учени­ки, это значит, что средства были вложены в них и ради них, в то время как духовные наставники, преподаватели и главы ешив, все руководство — лишь посредники и каналы, которые должны направлять эти блага от их источников к ученикам. И тем не менее есть ученики, со спокойной совестью нарушающие правила и проводящие свое время за посторонними делами!

Слова и дела праведников, основателей ешивы, существуют и действуют вечно. И что же?! «Получатель» этих благ отворачивается от них (упаси Б-г!) и занимается суетой.

Тяжело продолжать разговор о столь неприятной вещи, как неповиновение старшим. Поэтому я не хотел писать об этом до сих пор. Но поскольку сейчас благоприятное время — дни Хануки, — я надеюсь, что мои слова подействуют и не вызовут никаких нежелательных последствий и ты увидишь ситуацию в истинном свете: соблюдая правила ешивы, не тратя понапрасну времени, не нарушая дисциплины, подчиняясь старшим и т. д., — вы никому не делаете одолжения, поскольку все это служит вашему истинному благу, как материальному, так и духовному.

Ты не должен обманывать себя отговорками, что, дескать, с твоим интеллектом и исключительными способностями ты сможешь организовать свое время лучшим образом, нежели подчиняясь распорядку ешивы, что с твоими достоинствами ты не нуждаешься ни в руководстве, ни в дисциплине, поскольку это все не для таких, как ты, тебе это совершенно не требуется. Ибо все это — советы дурного начала и его хитрости, чтобы привести к неповиновению руководству ешивы или к чему-либо еще худшему, как это разъясняется в книге «Дерех хаим». <…>

 

3 ияра 5704

<…> Как Вы и просили, посылаю Вам первый и пятый тома «Сифрейну»1, а также наши ежемесячные журналы на английском и идише.

Слава Б-гу, эти книги оказывают огромное положительное влияние на учеников начальных ешив, талмуд тор и школ, которые ими пользуются. Круг читателей этих книг увеличивается со временем. Мы уверены, что Вы используете все Ваше влияние, чтобы эти книги были еще раз изданы и использовались всеми учебными заведениями, находящимися под Вашим руководством или прислушивающимися к Вашим рекомендациям. Во всех странах атмосфера в учебных заведениях, а также уровень чистоты от всего неподобающего в учебниках и материалах для чтения, которые получают там ученики, оказывают глубокое влияние на подрастающее поколение. Это тем более верно для нашей страны, где родители имеют гораздо меньше влияния на своих детей, нежели в других странах. Соответственно, школа должна самым внимательным образом следить за детьми, а учебники и материалы для чтения, которые получают ученики, должны соответствовать не только поставленным педагогическим задачам, но и принципам святости и чистоты. В этом случае мы можем надеяться, что в подрастающем поколении исполнится благословение «благословится род прямодушных»2, даже если обстоятельства места и времени будут не слишком благоприятными.

Как я уже говорил, мы можем извлечь важный урок из слов мудрецов3, что в Торе указание «взрослые пре­дупреждают детей» упоминается в связи с тремя заповедями: запретом есть ползающих гадов, запретом есть кровь и обязанностью придерживаться законов ритуальной чистоты. Это позволяет понять важный принцип, касающийся педагогической работы в целом.

В зависимости от личных качеств тех, кто является объектом воспитания (и, соответственно, находится на более низком уровне, чем его учитель или наставник, знающий гораздо больше), существует несколько причин, в силу которых человек отчаивается и приходит к выводу, что не способен повлиять на своих учеников. Этих отчаявшихся можно разделить на следующие категории:

1. Те, кто считает, что в это время и в этом месте люди настолько грубы и поглощены мирскими заботами, что мало отличаются от животных. Как же им понять идею, в основе которой лежат Тора и страх перед Небесами? Опровергая эти рассуждения, мудрецы утверждают: есть заповедь научить детей не есть ползучих гадов. Того, кто готов есть такую пищу, нелегко причислить к человеческому роду, поскольку к подобным тварям люди испытывают естественное отвращение4. Тем не менее есть заповедь учить и наставлять даже такого человека. А поскольку мудрецы говорили, что Святой, благословен Он, не требует от человека большего, чем тот способен5, то, следовательно, мы должны признать, что педагог способен повлиять даже на такого ученика.

2. Те, кто говорит: в каких случаях педагогические усилия окажутся успешными? В тех случаях, когда они не противоречат наклонностям и привычкам, сформировавшимся в течение прошлых лет. Если же человек повторял свой проступок раз, другой и третий, пока это не стало для него нормой, то как-либо изменить его к лучшему нет никакой надежды.

Доказывая ошибочность такого подхода, наши мудрецы по поводу стиха «только очень остерегайся, чтобы не есть крови»6, объясняли подобное предостережение тем, что кровь в пищу некогда употребляли повсеместно. Тем не менее и в подобных случаях воспитание может быть достаточно эффективным.

3. Те, кто говорит: в каких случаях педагогические усилия окажутся успешными? Когда изучаемый предмет можно объяснить ученикам рационально и логически. Если же речь идет о законах, лишенных логики, где все зависит от веры, а ученик заявляет, что отказывается верить, то доказать ему что-либо невозможно. Какой же смысл тратить на это свое время и силы?

По этой причине старшим заповедано учить детей законам ритуальной чистоты. Невозможно логически их объяснить — это прямое предписание Торы. Рамбам в своем труде «Мишне Тора», подводя итоги законов о микве, пишет: «Очевидно и не вызывает сомнений: разница между ритуально чистым и нечистым определяется только законами Торы и не может быть объяснена человеческим разумом, но относится к хуким7».

Каким образом можно утверждать, что педагогическая работа будет успешной в любой ситуации и с любыми учениками? Ответ на этот вопрос мы находим в известных словах Рамбама, которые справедливы для всех евреев без исключения: «Человек, которого дурное начало заставляет нарушить заповедь или совершить прегрешение, действует против своей воли, вынужденно, под влиянием дурного начала, <…> поскольку истинное желание каждого еврея — соблюдать все заповеди и отдалиться от греха. Просто дурное начало принуждает его грешить»8

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

 добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

1. Издававшиеся Хабадом иллюстрированные образовательные сборники для маленьких детей под редакцией Х. Вассермана и А. Торова.

2. Теилим, 112:2.

3. Вавилонский Талмуд, Йевамот, 114а.

4. Вавилонский Талмуд, Орайот, 11а.

5. Бемидбар раба, 13:1.

6. Дварим, 12:23.

7. Хуким (ед. ч. «хок») — законы, не имеющие логического объяснения, в отличие от мишпатим (ед. ч. «мишпат») — рационально объяснимых законов вроде запретов убийства или грабежа.

8. Мишне Тора, Законы развода, 2:16.