[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2012 АДАР 5772 – 3(239)

 

Валентин Серов

Москва, Государственная Третьяковская галерея, до 16.4

lech239_Страница_119_И_opt.jpeg

Валентин Серов. Автопортрет. 1885 год. ГТГ

 

Графику Серова показывают редко — такова участь всех рисунков углем и карандашом, пастелей и акварелей, не выносящих долгое время света и разрушающихся под его воздействием. Но, к счастью, иногда графическим листам свет нужен. Благодаря этой потребности публика и может увидеть сейчас собрание серовской графики в Третьяковке — самое полное в мире, насчитывающее, включая тиражную графику, 750 работ. Для выставки отобрали треть из них. В залах в Лаврушинском переулке показывают, в частности, эскизы декораций к «Юдифи» Александра Николаевича Серова и эскиз к знаменитому занавесу к «Шехерезаде» для «Русских сезонов», а также три портрета Генриетты Леопольдовны Гиршман, жены купца и коллекционера Василия Осиповича Гиршмана. Кроме того, представлены портреты Иды Рубинштейн, Василия Качалова, а также матери художника, Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман). Композитор и музыкальный критик, она не только сама писала оперы (в ее «Илье Муромце» пел Шаляпин), но и завершила после смерти мужа «Юдифь». Ее портрет датируется 1879–1880 годами, в то же время был создан и портрет кузины Серова, Марии Яковлевны Симонович, ставшей моделью на знаменитом полотне «Девушка, осве­щенная солнцем». Через Роберта Фалька в 1930 году рисунок был передан в дар Третьяковке от самой Симонович (в ту пору Мария Яковлевна уже жила в эмиграции в Париже).

Помимо работ Серова, представлено и творчество его современников, запечатлевших художника как на индивидуальных, так и на групповых портретах — например, на знаменитой пастели Леонида Пастернака «Московский концерт Ванды Ландовской» Серов изображен на квартире у Гиршманов, в доме у которых проходили заседания финансировавшегося им общества «Свободная эстетика». Здесь собирались и многие «мир­искусники», от Дягилева до Бакста — шарж на последнего, равно как и портрет его жены, также показывают в Третьяковке.

 

Коллекции Боткиных

Петербург, Государственный Русский музей,до 12.3

lech239_Страница_119__opt1.jpeg

Валентин Серов. Портрет С. С. Боткина. Первая половина 1900-х годов. Из собрания 
С. С. Боткина

 

Семейная выставка, да еще таких масштабов — почти 300 экспонатов высочайшего уровня, — явление нечастое в музейной жизни современной России. Впрочем, Михаил и Сергей Боткины хоть были родственниками, но жили разными домами: старший, дядя, был художником и занимал ряд важных постов в художественной иерархии империи, младший, как и знаменитый отец, был врачом и знатоком искусства. Он увле­кался в основном русской графикой, в то время как дядя был более всеяден, собирал и Александра Иванова, и древнее прикладное искусство (причем не отличался особой щепетильностью в вопросах провенанса и запросто скупал заведомо краденные вещи).

На выставке есть несколько портретов Сергея Боткина, в том числе и его бюст работы самого известного русского скульптора рубежа веков Паоло Трубецкого. Трубецкому принадлежит и порт­рет Левитана 1899 года: тонированный гипс поступил в музей в 1924 году через Государственный музейный фонд из дома Боткиных.

Сам Левитан представлен двумя работами — «Садом в снегу» и этюдом к картине «После дождя», названном «На реке» (1889). Как сообщается в электронной версии каталога (она прикладывается к книге на компакт-диске и по содержанию превосходит печатную версию), эту работу коллекционер выменял у Ильи Остро­ухова в обмен на рисунок Лосенко, который теперь хранится в Третьяковской галерее.

Леонид Пастернак представлен выполненным углем портретом Н. Д. Кузнецова (1887). Среди семи рисунков Серова есть немало портретов его работы — от Репина и Третьякова до Анны Павловой (это эскиз знаменитой афиши «Русских сезонов») и самого Сергея Боткина. Балетную тему подхватывает цикл работ Льва Бакста. В корпусе Бенуа показывают, например, его эскиз костюма Нимфы-охотницы к балету Делиба «Сильвия» (из-за скандала, связанного с его постановкой, Дягилев был вынужден уволиться из Дирекции императорских театров; годы спустя, благодаря череде взаимосвязанных событий, это увольнение привело к его отъезду из России и рождению в итоге труппы «Русского балета»). Выставлен и бакстовский портрет Головина, выполненный для программки к «Борису Годунову», чья парижская премьера с Шаляпиным в 1908 году стала исторической в восприятии французами российской культуры.

 

Радикальная камера. Нью-йоркская Фотолига, 1936–1951

Нью-Йорк, Еврейский музей, до 25.3

lech239_Страница_120_И_opt.jpeg

© Estate of Bernard Cole

Бернард Коул. Обед сапожника. 1944 год. Еврейский музей 
Нью-Йорка

 

Восемь лет назад на Московской фотобиеннале показали выставку, посвященную нью-йоркской Фотолиге (1936–1951) — это было одним из самых ярких событий того фестиваля. Но выставка «по месту прописки» на берегах Потомака не в пример больше — здесь собрали около 150 винтажных отпечатков авторов, среди которых множество знаменитостей, от Джерома Либлинга и Артура Лейпцига до Беренис Эббот и Лу Бернстайна. В ком-то из них газетчики и консервативные политики были готовы видеть коммунистов, в других — просто социально мыслящих мастеров. Но из песни слов не выкинешь: Фотолига во многом наследовала со­зданной еще в 1921 году берлинской организации «Международная рабочая помощь», которая была близка к немецкой Компартии и производила фильмы агитационного характера. После рос­пуска организации остался лишь ее американский филиал — Рабочая фотолига, из которой позднее и выросла Фотолига. Ее основателями стали Сол Либзон и Сид Гроссман, редактором издававшегося Фотолигой журнала левого направления «Photo Notes» — Вальтер Розенблюм. Стремление запечатлеть повседневную жизнь «обыкновенного человека», освободить фотографию от рекламных и псевдохудожественных целей были главными задачами многочисленных членов Фотолиги. Почти все они работали в Нью-Йорке, город и определил топос большинства снимков.

Одной из важнейших миссий Фотолиги стало воспитание нового поколения фотографов — крупнейшие мастера американского фотоискусства окончили ее школу, где за обучение не брали ни цента. Но бескорыстие не спасло от безумия маккартизма: после того как один из членов Лиги, бывший долгие годы тайным информатором ФБР, публично назвал ее отростком Компартии, о будущем можно было забыть.

Выставка, подготовленная совместно с Художественным музеем в Огайо, столице штата Колумбус, совершит турне по Америке. Из Нью-Йорка она отправится сперва в сам Огайо, осенью ее покажет недавно открывшийся Современный Еврейский музей Сан-Франциско (здание для него построено по проекту Даниэля Либескинда), а через год «Радикальная камера» окажется во Флориде, в Художественном музее Нортона в Палм-Бич.

 

Вильгельм Сасналь

Мюнхен, Дом искусств, до 13.5

lech239_Страница_120__opt1.jpeg

Вильгельм Сасналь. Девушка, пережившая цунами. 2011 год. Коллекция Сэди Коулз, Лондон

© Wilhelm Sasnal

 

Шестьдесят картин и мини-кинофестиваль, намеченный на 29 марта, — таковы масштабы выставки в баварской столице, посвященной творчеству 40-летнего польского художника Вильгельма Сасналя. Его работы хранятся в крупнейших европейских музеях, от парижского Центра Помпиду до галереи Тейт-Британия в Лондоне. Среди тем его творчества — не только мир в эпоху комиксов и медиабума (одна из работ посвящена фотографии японской девочки, снятой после цунами), но и история собственной родины. Вторая мировая война и Холокост остаются важнейшими сюжетами для Сасналя. Одна из его картин называется «Кельце» — так же как город, где в 1946-м произошел крупнейший в истории послевоенной Польши погром, в результате которого погибли 42 человека, около 50 были ранены. Не случайно вернисаж предваряет доклад на тему «Что значит “соразмерно”? Современное искусство и Холокост» (докладчик — один из шеф-редакторов арт-журнала «frieze» Йорг Хайзер). Не случайно и то, что нынешней зимой выставку уже показывали в престижной лондонской Whitechapel Gallery: Сасналь из числа тех многочисленных авторов, которых принято называть «актуальными», и одновременно он — из тех немногих, в отношении которых это определение не выглядит ироничным. 

Алексей Мокроусов

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.