[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)
Законы и обычаи новомесячья
Марина Карпова
Как справедливо заметил американский раввин Йосеф Телушкин, сегодня большинство религиозных евреев воспринимают новомесячье (рош ходеш) как самый обычный день, который отличается от прочих будней только несколькими дополнительными молитвами. Тем не менее в еврейской традиции с началом нового месяца связано немало интересных законов, обычаев и преданий.
Пока существовал Храм, каждое новомесячье совершалось дополнительное жертвоприношение из двух тельцов, одного барана и семи годовалых ягнят. Кроме того, в рош ходеш приносили еще одну, искупительную жертву — «одного козла в жертву за грех, для очищения вас» (Бемидбар, 28:11, 22). Поэтому рош ходеш нередко называли «малый Йом Кипур» (Йом Кипур катан): считалось, что в этот день можно заслужить искупление грехов, совершенных в течение месяца, и некоторые евреи даже постились накануне (поститься непосредственно в рош ходеш нельзя, поскольку этот день считается полупраздничным). Напоминание об этом сохранилось в молитве мусаф, которую читают в новомесячье — рош ходеш назван в ней «временем искупления для всех поколений».
Несмотря на то что рош ходеш является обычным рабочим днем, во многих общинах женщины воздерживались в этот день от домашней работы. Объяснение этому обычаю мы находим в средневековом мидраше «Пиркей де-рабби Элиэзер» (гл. 45). Когда евреи решили сделать золотого тельца, еврейские мужчины пожертвовали на него свои украшения: «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону» (Шмот, 32:3). Женщины, однако, отказались последовать примеру мужчин и не приняли участия в сооружении идола, и в награду за это Б-г пожаловал им дополнительный ежемесячный выходной. Кроме того, во многих семьях принято, что в новомесячье муж делает жене небольшой подарок.
Так же как в другие праздники, в рош ходеш после утренней молитвы читают Алель (подборку хвалебных псалмов), однако не полный, а сокращенный. Этому существует два объяснения. Как считал испанский раввин Давид Абудрахам, это связано с тем, что мудрецы и раввины не пришли к единому мнению, каково же происхождение этой практики — Рамбам, к примеру, считал, что это обычай лишь вавилонского еврейства. Другое объяснение мы находим в «Агаот минагим», комментарии к «Сефер а-минагим» р. Ицхака Тираны (XIV–XV века): поскольку рош ходеш, подобно Рош а-Шана или Йом Кипуру, называется временем искупления и прощения, читать полный Алель в этот день неуместно.
Благословение Луны (фрагмент). Макс Вебер. 1944 год.
Музей американского искусства Уитни
Помимо Алеля, во многих общинах в новомесячье также читают 104-й псалом «Благослови, душа моя, Г-спода...». Причиной этому стал 119-й стих этого псалма: «Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад» (Тур Хошен мишпат, 423). Кроме того, как писал р. Александр Зискинд (умерший в 1794 году), в некоторых ашкеназских общинах перед молитвой мусаф было принято читать «Песнь дня» — псалом, который в этот день недели произносили в Храме. Делалось это, естественно, в память о Храме.
Уже в библейские времена укоренилась традиция устраивать в новомесячье праздничную трапезу. Об этом, в частности, свидетельствует I книга Шмуэля — когда Йонатан, сын Шауля, решил предупредить своего друга Давида о грозящей ему опасности, тот ответил: «Ведь завтра новомесячье, и я должен сидеть с царем за столом» (Шмуэль I, 20:5). Позднее появилось несколько объяснений этому обычаю. Наиболее известное из них приводится в «Коль Бо» (средневековом сборнике законов и обычаев): праздничная трапеза в рош ходеш — в память о пирах, которые мудрецы устраивали для свидетелей, пришедших сообщить о том, что они видели новый месяц (см.: Мишна, Рош а-Шана).
Интересно отметить, что р. Йосеф Каро посвятил этой трапезе целую главу «Шульхан аруха». Знаменитый хасидский учитель р. Яаков-Ицхак, известный как Провидец из Люблина, считал, что такая трапеза свидетельствует о большом уважении, которое оказывалось ее участникам.
Пока луна прибывает, т. е. первые две недели каждого месяца, нужно следовать заповеди освящения луны (кидуш левана). Эту заповедь исполняют только ночью, когда видно, как луна освещает землю. Если луна закрыта облаком, освящения луны не делают, кроме как в случае, когда это облако тонкое и неплотное (Кицур Шульхан арух, 97:7). В идеале эту церемонию следует совершать под открытым небом. Но если это почему-либо невозможно (например, из-за очень сильных морозов), то достаточно произнести соответствующее благословение, наблюдая луну из окна или из-под навеса.
Само благословение новой луны первоначально было сравнительно небольшим, всего лишь несколько фраз. Видимо, евреям это показалось несолидным, и со временем оно стало обрастать различными добавлениями, пока наконец освящение луны не превратилось в полноценную службу на несколько страниц. Закончив благословение, принято произносить «Давид, царь Израиля, жив и будет жить вечно». Эти слова являются аллюзией на Теилим, 89:37-38, где говорится о потомках царя Давида: «Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах». Как объяснял галицийский раввин Авраам Вальдман (Эшель Авраам), это потому, что потомки Давида подобны луне: иногда светят всему миру, иногда сокрыты — однако их род пребудет вечно, и рано или поздно один из них откроется миру как царь Машиах.
Закончив благословение новой луны, также принято приветствовать друг друга традиционным выражением «шалом алейхем» («мир вам»). Это делается для того, чтобы никто не подумал, что проклятия, которые еврей, благословляющий луну, призывает на головы своих врагов («Нападут на них ужас и страх, онемеют они словно камень, страх и ужас на них нападут...»), относятся к тем, кто молится рядом.
Некоторые евреи, благословляя луну, сжимают в руке кисти цицит. Как объяснял рабби Элиэзер из Комарно, цицит, согласно Торе, служат напоминанием о Творце и его заповедях: «Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Б-гом вашим» (Бемидбар, 15:40). Поэтому если еврей, освящающий луну, держит в руках кисти цицит, то это означает, что он исполняет заповедь Всевышнего, а не поклоняется, не дай Б-г, лунному божеству. По той же причине благословение луны оканчивается чтением молитвы «Алейну лешабеах», поскольку она завершается словами пророка Зхарьи: «Г-сподь будет Царем над всею землею; в тот день будет Г-сподь един, и имя Его едино».
Несмотря на то что освящение луны можно совершить в любой вечер, принято делать это на исходе субботы. По мнению р. Авраама Данцигера («Маген Авраам»), это происходит для того, чтобы придать церемонии дополнительную торжественность, поскольку в это время евреи выходят из синагог в праздничных одеждах. Однако прославленный каббалист р. Хаим Виталь предложил иную трактовку. Согласно традиции, Храм был разрушен на исходе субботы, и еврейский народ оказался в изгнании. Поэтому именно в субботу вечером слова благословения «и повелел Он луне обновляться... для тех, кто обновится, подобно ей» звучат наиболее актуально: произнося их, евреи напоминают себе, что подобно тому, как ущербная луна непременно станет полной, еврейский народ в будущем обязательно возродится в прежней славе и величии.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.