[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)

 

Формула Гобермана

Валерий Дымшиц

В январе 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения Давида Гобермана — искусствоведа и художника, известного, прежде всего, своими исследованиями народного искусства Карпат и Молдавии. Много лет он также фотографировал и изучал декорированные еврейские надгробия и в 1990­х годах издал четыре фундаментальных альбома, посвященных этой важнейшей странице еврейского народного искусства. Гораздо меньше известны работы Гобермана­художника. Между тем его творчество знали и ценили Альтман, Гиршов, Каплан. В 2012 году в Петербурге пройдет несколько выставок, посвященных наследию художника.

Фотография Давида Гобермана. Фрагмент надгробной стелы. Конец XIX века. Снятынь, Галиция

Давид Ноевич Гоберман (1912–2003), замечательный художник и искусствовед, был последним, младшим сыном в великой семье классического русского авангарда. Его биография почти хрестоматийна. Гоберман родился в Минске в мещанской семье, учился в хедере, был любимым учеником Николая Тырсы в Академии художеств, дружил с Альт­маном и Капланом. Его первые работы были выставлены в 1925 году на Первой Всебелорусской художественной выставке, а последние — в 2002-м, на персональной выставке, посвященной 90-летию художника.

Интерес к народному искусству, входивший в «символ веры» его учителей, был присущ Гоберману со студенческих лет. Однако профессиональное обращение к народному искусству произошло в самые «глухие годы», в конце 1940-х. Народное искусство стало тогда для художников тем, чем для поэтов был художественный перевод. В 1956 году Гоберман защитил диссертацию по народным молдавским коврам, а потом много лет работал художником на Кишиневской ковровой фабрике.

Гоберман исследовал народное искусство и архитектуру Молдавии и Карпат как единый культурный комплекс, создававшийся разными этносами, населяющими этот очень продуктивный с точки зрения художественных промыслов регион. Из всего «карпатского» Гоберман больше всего любил гуцульскую косовскую керамику. Именно он впервые серьезно изучил ее и сделал широко известной. Другое, столь же важное художественное открытие Гобермана — молдавские поклонные кресты. Эта удивительная каменная и деревянная скульптура, не имеющая аналогов в народном искусстве Восточной Европы, была практически полностью уничтожена в 1960-х годах и сохранилась только в фотографиях Гобермана.

Натюрморт со скульптурой № 1. 1993 год

В связи с этим и многими другими его фотоальбомами следует сказать еще об одной стороне творчества Давида Ноевича — художественной фотографии. Запечатлевая то или иное произведение народного искусства, Гоберман не просто документирует его как исследователь, но создает свое собственное художественное высказывание о работе народного мастера. Недаром большая выставка «Forgotten Stones (Забытые камни: еврейские надгробия Украины и Молдавии в фотографиях Д.Н.Гобермана)», которая прошла в 2000 году в Бруклинском музее искусств, была организована не отделом народного искусства, а именно отделом фотографии.

Путешествуя по Украине и Молдавии, Давид Ноевич не мог пройти мимо декорированных надгробных стел на старых еврейских кладбищах. Начиная с 1950-х годов он сфотографировал тысячи памятников, большинство из которых впоследствии были уничтожены. Вот как он сам написал об этом:

 

Я полюбил эти кладбища. Во­оруженный фотокамерой, петлял меж надгробий, следя за движением со­лнца, то терпеливо выжидая, пока оно сво­им живительным лучом коснется релье­фа, то бросаясь туда, где свет уже вы­хватывал резные изображения, каждое из которых, словно возникнув из не­бытия, вызывало трепет новооткрытия[1].

Давид Гоберман. Фото О. Дянкова. 2002 год

Фотографии Гобермана стали источником орнаментальных мотивов для двух известнейших литографических серий Анатолия Кап­лана — «Заколдованный портной» и «Козочка». Первый фотоальбом, посвященный пластике еврейских надгробий, был подготовлен Гоберманом еще в 1960-х, но, несмотря на поддержку Эренбурга и академика Орбели, опубликовать его так и не удалось. Сам же автор фотографий прожил, к счастью, достаточно долго, чтобы увидеть все лучшие свои фотографии опубликованными в 1990-х годах.

Надгробные памятники стали для Гобермана предметом не только научного, но и художественного осмыс­ления. В этом он наследовал традициям Альтмана, Лисицкого, Рыбака, Юдовина. Традиционный еврейский орнамент занимает важное место в его графике, созданной по мотивам надгробных рельефов, но нельзя сказать, что народное искусство явно влияло на его живопись. Вот как сам художник оценивал соотношение двух своих профессий:

 

Увлеченный, уповающий на счастливые находки, я двигался от села к селу. <…> На какое-то время приходилось оставлять краски и кисти. Но <…> меня не покидали думы о живописи, которая, отпустив ненадолго, ждала меня, словно мать своего непутевого, но сердцем преданного сына. Публикуя очередную книгу о крестьянском творчестве, усталый, но удовлетворенный, я все же чувствовал себя подавленным своей изменой живописи и друзьям, видевшим во мне прежде всего художника. <…> Говоря о двух сторонах моей деятельности — изобразительном творчестве и искусствоведении, не скрою момент их противостояния. Каждая тянет на себя возможно больше сил и времени. Тем не менее в их отношениях существует гармония взаимосвязи: искусствоведение не проходило бесследно для живописи, само обогащаясь видением художника. Действительно, в моем стремлении к изобразительному лаконизму во многом «повинно» народное искусство[2].

 

Начав заниматься живописью в 1930-х, Гоберман долго шел к тому единственному в своем роде сплаву техник, мотивов, тем и манеры, которые делают его работы узнаваемыми. Живопись и графика Давида Гобермана в 1930–1950-х годах — это добротное постимпрессионистское искусство, ориентированное на «французскую» традицию в широком смысле этого слова. Только начиная с середины 1960-х годов художник обретает свой отчетливо узна­ваемый голос. Он навсегда отказывается от масляной живописи, предпочитая ей станковые гуаши и карандашные рисунки. Гоберман перестает работать на пленэре: теперь его темами становятся вымышленные или, скорее, вспомненные пейзажи и натюрморты. Но, что бы он ни изображал, основным предметом художественного исследования остается сама природа живописного ремесла. Именно поэтому так просты, даже элементарны его зрелые работы. Из этого мира чистой линии и цвета навсегда ушел человек.

Три дерева. 1983 год

Безлюдные пустынные пейзажи с низкой линией горизонта и высоким небом — высказывание на тему соотношения цветов, а натюрморты — на тему соотношения форм. Основ­ные предметы на натюрмортах — сосуды более или менее фантастические и — фирменный знак гуашей Гобермана — вымышленные гипсовые головы. Об этих головах, то величественных, то гротескных, он писал:

 

Меня занимает тема раздумья. Она воплощается в образе погруженной в свои мысли скульптурной головы. В изваянии нет ничего портретного. Это лик человека, не связанный с натурными представлениями, некая формула человеческой головы с предельно обобщенными, схематизированными формами, как бы приведенными к своим геометрическим истокам. В модификациях своих черт голова приобретает тот или иной облик, отражает то или иное настроение, душевное состояние — покой, раздумье, взволнованность, радость, печаль.

С легкой иронией старый художник возвращает себя и своего зрителя к азам художественной школы, потому что всякий учившийся рисованию начинал именно с этого: с кувшинов, ваз и гипсовых голов. Но то, что было школьным упражнением, стало теперь драматическим художественным переживанием. Равновесие предметов на листе достигнуто внутренним напряжением, конфликт разрешается в гармонии.

Головы-големы вступают в диалог с керамическими сосудами, возвращая нас к библейскому архетипу человека, вылепленного из глины, «сосуда скудельного». Именно в этих головах и сосудах неявно, не в лоб проступает то внимание, с которым Гоберман много лет смотрел на творения народных гончаров, повторявших в своей ежедневной работе мистерию шестого дня творения.

Давид Ноевич Гоберман, соединявший в своей работе — нечастое сочетание — анализ и синтез, щедро наделенный даром слова, смотрел глазами искусствоведа не только на чужое, но и на собственное творчество. Впрочем, лучше, чем он сказал о себе, все равно не скажешь:

Натюрморт со скульптурой № 2. 1993 год

Идея одухотворения художником предметного мира владеет мною постоянно, и возможность ее реализации вдохновляет. По существу, название «натюрморт» утрачивает прежний смысл. В работе над «мертвой» натурой всем нутром ощущаю скрытую жизнь вещей. Они волнуют. Им тяжело в оковах строго очерченных форм. Я слышу их зов об избавлении от застывших очертаний, о выводе из плена тесного, строго выверенного панциря, в котором они оказались по воле создателей.

Я рисую кувшин. Его формы набирают живую силу. Контуры становятся подвижны, выходят из-под власти симметрии. Сосуд сужается в «талии» и тяжелеет в «бедрах», превращаясь в своеобразное изваяние, способное вызвать ассоциативные чувства. Выведенный из состояния анабиоза, предмет обретает новую жизнь, а художник — раскованность и осознание своей творческой воли.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Д. Гоберман. Художник о себе. СПб.: Литера, 1998.

 

[2].       Здесь и далее: Д. Гоберман. Авторское предисловие к неизданному альбому рисунков, 2003.