[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2012 ТЕВЕТ 5772 – 1(237)

 

Счастливое число 13

Михаил Эдельштейн

В последние годы стало казаться, что книжная ярмарка «non/fiction», традиционно проходящая в конце ноября — начале декабря в Центральном доме художника, утрачивает четкость очертаний, все больше превращаясь в подобие хаотичной сентябрьской ярмарки на ВВЦ. Однако нынешний сезон — даром, что он был тринадцатым, — стал для «non/fic­ti­on» одним из самых успешных. Речь, разумеется, не о возросших продажах — торговые показатели в оценке успешности книжной ярмарки особой роли не играют. Даже тот факт, что ярмарку посетило почти 35 тыс. человек — в полтора с лишним раза больше, чем в прошлом году, — сам по себе еще не является основанием для радостных заключений. Куда важнее количество и качество иностранных гостей, «событийных» новинок, резонансных мероприятий. В этот раз и того, и другого, и третьего было в избытке. Но, может быть, еще важнее, что «non/fiction» начинает опять справляться с той задачей, которую она ставила перед собой изначально, с самого момента своего возникновения, — структурирование интеллектуального сегмента книжного рынка.

Сергей Солоух представляет свой роман  «Игра в ящик»

Начнем с того, что к «non/fiction» оказались привязаны практически все значимые книжные премии, работающие как с изящной словесностью, так и с нехудожественной литературой. Они могут вручаться непосредственно на ярмарке, перед ней или в те же дни, но на других площадках, однако в ЦДХ все они так или иначе представлены.

Накануне открытия «non/ficti­on» вручали одну из главных российских премий — «Большую книгу». Первое место досталось Михаилу Шишкину с романом «Письмовник», на втором автор повести «Метель» Владимир Сорокин, третья премия у Дмитрия Быкова, отмеченного за роман «Остромов, или Ученик чародея» (см.: Лехаим. 2011. № 11). Шестой сезон «Большой книги» оказался перевертышем первого — тогда первенствовал Быков, а Шишкин получил «бронзу». Справедливость решения «большекнижного» жюри и на сей раз особых нареканий не вызывает, однако премия становится слишком предсказуемой. Шорт-лист позволял судьям сочинить тройку не менее достойную, но более интересную.

Зато никаких претензий не может быть к премии «Букер десятилетия», где лауреата выбирали из букеровских финалистов сезонов с 2001-го по 2010-й, а судьями выступали члены всех десяти жюри. Несмотря на то что в короткий список во­шли такие бестселлеры, как «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой и «Санькя» Захара Прилепина, лучшим романом 2000-х был совершенно справедливо назван роман замечательного филолога Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». В свое время он не получил «Букера», уступив «Казусу Кукоцкого» той же Улицкой. Теперь все встало на свои места — увы, лишь после смерти автора.

За считанные годы выдвинулась в первый ряд книжных наград премия «Просветитель», вручаемая за лучшие научно-популярные книги. Появление премии не просто совпало с резким ростом спроса на качественный научпоп — отчасти оно этот бум спровоцировало. Отмеченные жюри «Просветителя» книги почти гарантированно становятся бестселлерами. Так произошло и на этот раз с работой лингвиста Владимира Плунгяна «Почему языки такие разные» и двухтомником биолога-дарвиниста Александра Маркова «Эволюция человека», который стал одним из главных ярмарочных «хитов».

На польском стенде

Кроме обилия премий, 13-я «non/fiction» запомнится также уровнем зарубежных визитеров, многие из которых приехали в рамках Фестиваля мировых идей, затеянного журналом «Вокруг света» в честь своего полуторавекового юбилея. Легендарный редактор не менее легендарного журнала «Нью-Йоркер» Дэвид Ремник представлял русский перевод своей книги «Мост. Жизнь и восхождение Барака Обамы», нобелевский лауреат Дэвид Гросс рассказывал о главных проблемах, над которыми бьются фи­зи­ки-тео­ре­ти­ки, а британец Джон Дербишир объяснял суть самой известной из нерешенных математических задач — гипотезы Римана. Не менее известные имена значились и в списке русскоязычных спикеров: в шахматы посетителей ярмарки учил играть Гарри Каспаров, а лингвистическое шарлатанство Фоменко и Задорнова разоблачал Андрей Зализняк.

Ярмарка «non/fiction» подтвердила то, что людям, следящим за книгоиздательским процессом, стало очевидно уже год-полтора назад: в лидеры интеллектуального книгоиздания вышло издательство «Corpus». Все три главные беллетристические новинки ярмарки были представлены именно «Corpus’ом»: и «Пражское кладбище» Умберто Эко (см.: Лехаим. 2011. № 5), и «Карта и территория» Мишеля Уэльбека, и «Свобода» Джонатана Франзена. Там же вышел и роман гостя нынешней «non/fiction» шведского писателя Стива Сем-Сандберга «Отдайте мне ваших детей!», главный герой которого — глава юденрата Лодзинского гетто Хаим Рутковский (любопытно, что недавно издательство «Мосты культуры» выпустило другой роман о Рутковском и Лодзинском гетто — «Фаб­рику мухобоек» польского прозаика Анджея Барта). К списку главных новинок ярмарки нужно добавить и 800-страничный роман Джонатана Литтелла «Благоволительницы», вышедший наконец в «Ad Marginem». Книга французского, несмотря на английские имя и фамилию, прозаика писалась четыре месяца, а переводилась несколько лет. Вторая мировая, увиденная глазами эсэсовца, — такого в литературе еще не было. Должно ли быть? Об этом в Европе спорят уже лет пять, с момента появления книги Литтелла.

Издательство «Книжники», стенд которого был одним из самых больших и заметных на ярмарке, также представило ряд ярких новинок в сериях «Проза еврейской жизни» и «Чейсовская коллекция». Среди них — биография капитана легендарного «Эксодуса» Йоси Харэля, написанная Йорамом Канюком, сборник печатавшихся в «Лехаиме» эссе Аркадия Ковельмана, хасидские легенды в обработке Иржи Лангера, книга польской писательницы Ханны Кралль о Варшавском гетто и Мареке Эдельмане. Грандиозная трехтомная «История Израиля: От зарождения сионизма до наших дней» американского историка Говарда Сакера открывает новую серию издательства — «История евреев».

«Книжники» также провели презентацию двух книг Примо Леви — «Передышка» и «Человек ли это», вышедших только что все в той же «Прозе еврейской жизни». Произведения Леви доступны русскому читателю уже лет десять, но лишь сейчас итальянский писатель стал осознаваться российской публикой как одна из ключевых фигур в интеллектуальной истории XX века. Отсюда тот резонанс, который вызвало мероприятие «Книжников» далеко за пределами традиционного круга читателей серии.

Издательство «Книжники»

Совместно с проектом «Эшколь» «Книжники» организовали интеллектуальную вечеринку, где лингвисты, философы, историки, литературоведы, музыканты и писатели комментировали предание о Содоме и Гоморре. А «Букник» порадовал взрослых и детей встречей с израильским клоуном Федором Макаровым.

Несколько любопытных новинок было и на стенде издательства «Мос­ты культуры» aka «Гешарим»: «По стопам “Вечного жида”» Феликса Канделя, «Идишская цивилизация» Пола Кривачека, «Иерусалимский тупик» израильского политолога Ильи Васильева. Издательство «Азбука» затеяло выпуск собрания сочинений Фридриха Горенштейна. Большинство его произведений русскому читателю хорошо знакомы, но идею собрать их вместе можно только приветствовать. Возможно, новое собрание наконец-то даст более или менее массовому читателю представление об истинном масштабе Горенштейна — прозаика странного, зачастую не слишком симпатичного, но очень и очень значительного.

Напоследок о курьезе ярмарки. Михаил Веллер, издавна склонный к размышлениям о смысле всего сущего, представил свою новую философскую концепцию — энергоэволюционизм, согласно которой «вся субъективная и объективная деятельность человека совершенно соответствует и лежит в русле общей эволюции Космоса». Как ни удивительно, изложение всей правды о космосе и человеке заняло у Веллера всего четыре тома. Мне кажется, поклонники автора вправе рассчитывать на продолжение.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.