[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2011 КИСЛЕВ 5772 – 12(236)
Коллекция Танхаузера
Нью-Йорк, музей Гуггенхайма
Камиль Писарро. Эрмитаж в Понтуазе. 1867 год. Музей Гуггенхайма, коллекция Джастина Танхаузера
Собственно, это не специальная выставка, но из числа тех, что в западных музеях называются «в фокусе внимания». Незадолго до смерти галерист Джастин Танхаузер (1892–1976) передал музею Гуггенхайма свою коллекцию — ту, что собирал сам и что осталась от галереи его отца, известного пропагандиста модерна. Выходец из знаменитой в XVII–XIX веках еврейской общины в швабском местечке Мёнхсдегинген, Генрих Танхаузер (1859–1934) учился на портного, но в итоге стал одним из крупнейших арт-деятелей эпохи. Свою первую галерею, открытую в Мюнхене в 1904 году, он так и назвал: «Moderne Galerie”. Танхаузер-старший показывал итальянских футуристов, дружил с членами основанной в Мюнхене Кандинским и Явленским экспрессионистской группы «Синий всадник», был близок с семьей Ван Гога, организовал первую по-настоящему важную выставку Пикассо. После прихода к власти нацистов все запасники его галереи были конфискованы, а сам Танхаузер, пытавшийся бежать из страны, умер на немецко-швейцарской границе. Его сын открыл в Париже новую галерею, но после оккупации Франции ее постигла та же участь. И лишь в Нью-Йорке дела Танхаузера-младшего стабилизировались и окончательно пошли на лад.
В итоге Гуггенхайму досталось немало сокровищ, от Сезанна и Моне до Ренуара и Гогена. Дару Танхаузера выделен специальный зал, переданные им работы будут доступны для публики всегда.
Саша Галицкий. Деревенеющие
Чайковский, Картинная галерея, до 31.12
Саша Галицкий. Памяти Слюсарева. 2010 год
Руководимый Маратом Гельманом Пермский музей современного искусства проводит выставки не только в собственном здании Речного вокзала в Перми, но и за пределами губернской столицы. Одна из них открыта в городе Чайковском, расположенном на границе Пермского края с Удмуртией и Башкирией. Местная картинная галерея, основанная на даре коллекционера А. С. Жигалко, знаменита своим собранием, в котором есть и Тропинин, и Айвазовский, и Осип Браз.
Идея выставки уехавшего в 1990 году в Израиль Саши Галицкого состоит из пронзительных записей из дневника, видео, инсталляций и живописи. Она возникла из занятий резьбой по дереву, которые художник ведет в восьми домах престарелых в Израиле. Его ученикам от 80 до 98 лет. На занятиях он много разговаривает со стариками. В качестве пресс-релиза к выставке в Интернете выложен следующий текст Галицкого (его невозможно не процитировать): «Сами работы моих деревенеющих стариков не представляют ценности. Все или почти все старики перед смертью начинают “творить”. <…> Переворот происходит, когда ты видишь деревяшку, поскребанную человеком, о котором тебе известно:
— что ему за девяносто;
— что он перенес два инсульта и все равно приходит к тебе и иногда на своих ногах;
— что он не знает, как вернуться в свою квартиру обратно после занятий, и поэтому его забирает жена;
— что у его отца в Польше была столярка, он с детства помнит запах сосновой стружки и поэтому вообще пришел к тебе на урок;
— что, когда он был в турецкой армии, еще до второй мировой, его товарищи по оружию совокуплялись с ослицами, а может, и он сам, но молчит;
— что, когда он решил убежать в Палестину в 1936-м или 1937-м, его мама сказала: “Теперь у меня нет сына”, а потом их всех сожгли в Польше в концлагерях;
— что он сам прошел через лагеря смерти и у него с детства вытатуирован порядковый номер на руке;
— что он был контужен во время своего первого боя на Синае в 1956 году и у него отнялись руки;
— что он полжизни провел на операционных столах, а сейчас приходит ко мне на занятия, скребет по деревяшке и рассказывает одни и те же анекдоты по десять раз;
— что после операции по удалению раковой опухоли он спросил врача, сможет ли он продолжать стучать по деревяшке;
— что сейчас он не помнит, даже какой месяц на дворе — август или ноябрь;
— что я смеюсь над ним и вместе с ним на занятиях.
И тогда все увиденное приобретает совсем другой смысл.
И вся эта правда, как я ее вижу, когда смотрю на них и когда я живу их жизнью, становится искусством».
Одновременно в Музее Израиля в Иерусалиме до конца декабря проходит выставка «Опыт страны чудес: Саша Галицкий после Геннадия Калиновского», посвященная творчеству двух художников (ушедший пять лет назад Калиновский известен своими многочисленными иллюстрациями к сказкам Кэрролла, а также опубликованными в 2001 году иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите»).
«Арт-Манеж»
Москва, Манеж, с 1 по 4.12
Барух Сакциер. Бахус. 2008 год. Галерея STG ART Барух Сакциер. Ангел. 2010 год. Галерея STG ART
Одна из крупнейших в России ярмарок современного искусства собрала в этом году 60 галерей. Среди выставленных авторов — Оскар Рабин и Эрнст Неизвестный, художники петербургской школы Владимира Стерлигова. Отдельно стоит упомянуть и мастеров наивного искусства — Леонида Пурыгина и Михаила Лобанова. Сразу в двух проектах участвует молодой, но уже знаменитый Миша Левин — его картины представлены на центральной выставке «Арт-Манежа», «Конфигурация Человека», их показывает и коллекционер Михаил Алшибая. Среди зарубежных участников — болгары и итальянцы, а также галерея из Израиля «STG ART», уже не в первый раз приезжающая в Москву. На нынешней ярмарке она покажет, в частности, работы скульптора Баруха Сакциера.
Строя революцию. Советское искусство и архитектура, 1915–1935
Лондон, Королевская академия искусств, до 22.01.2012
Дом Мельникова. Фасад. Из коллекции М. А. Ильина. 1931 год. Музей архитектуры им. Щусева
Изначально выставка задумывалась как ретроспектива Эля Лисицкого на фоне его эпохи, но в итоге получился панорамный рассказ о мастерах архитектуры и художниках-визионерах, много надежд связывавших с революционным будущим в России. Причем героями проекта стали не только соотечественники Лисицкого Казимир Малевич и Любовь Попова, Владимир Татлин и Моисей Гинзбург, но и иностранцы, чье влияние на европейскую архитектурно-утопическую мысль было решающим: Ле Корбюзье и Эрих Мендельсон (1887–1953). Последний известен, в частности, своими проектами для ленинградской трикотажной фабрики «Красное знамя» (1925) московского Дворца Советов (1932). После эмиграции из Германии Мендельсон в 1934–1939 годах жил и работал в Эрец-Исраэль, строил в Иерусалиме и Реховоте, после чего уехал в Америку.
Выставка организована совместно с коллекцией Костаки, хранящейся в Тессалониках, в ее подготовке участвовал и Московский музей архитектуры имени Щусева.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.