[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2011 ХЕШВАН 5772 – 11(235)
НЕ ПОТЕРЯЙ ДОЛЮ В МИРЕ ГРЯДУЩЕМ
Берл Лазар
Трактату «Пиркей Авот» («Поучения отцов») предпослано краткое вступление: «Есть у каждого из детей Израиля доля в Мире грядущем, ибо сказано: “И народ твой все праведники, навеки унаследуют землю, ветвь насаждений Моих, дело рук Моих на славу”». Это вступление мы читаем перед изучением «Пиркей Авот» и по завершении чтения каждой главы трактата.
Обычно необходимость повторять эти слова вновь и вновь объясняется так: наши праведники и духовные учители, чьи наставления приводятся в «Пиркей Авот», ставят перед еврейским народом очень высокую моральную планку. Тот, кто всерьез изучает трактат и стремится соответствовать заданным в нем стандартам поведения, запросто может отчаяться: слишком высокие требования! Обычный человек никогда не будет соответствовать им, поэтому шанс удостоиться милости от Б-га ничтожен, если только вообще существует. Чтобы придать изучающему оптимизма, ему надо каждый раз напоминать: ничто не потеряно, никто не потерян, у всех есть доля в Мире грядущем!
Наверное, по существу такое объяснение верно, однако мне хотелось бы дополнить его. Что значит «народ твой все праведники»? На первый взгляд эта фраза (Йешаяу, 60:21) содержит явное преувеличение. Разве нет среди нас откровенных грешников? Разве нет таких, кто не ходит в синагогу и даже не соблюдает заповеди?! Есть такие люди. Но недаром мудрецы Талмуда учат: «Даже грешник наполнен заповедями, как плод граната — зернами». Не бывает «совершенного злодея»: если даже чьи-то грехи бросаются в глаза, это все-таки человек, сотворенный по образу и подобию нашего небесного Отца, наделенный бессмертной душой и потому несущий добро в глубине своего существа.
Мы часто глядим на ближнего с осуждением. Это неправильно, но объяснимо: каждый человек в душе своей тянется к хорошему, поэтому его возмущает любое отклонение от хорошего. А правильные поступки часто не замечаются: ведь поступать правильно для человека так естественно. Вот и выходит, что мы склонны больше обращать внимание на неправильные поступки, поэтому нам кажется, что люди хуже, чем они есть на самом деле.
Одним из сторонников такого взгляда на ближнего был известный наш праведник, раввин Леви-Ицхак из Бердичева. Он говорил своим ученикам, что главная цель в жизни — показать Б-гу, как много хорошего заложено в каждом из Его сыновей.
Известна история о том, что как-то раз накануне Песаха Леви-Ицхак послал своих учеников в город — собрать у евреев как можно больше шелка и как можно больше хлеба. Надо отметить, что в тот год царь запретил торговать шелковыми тканями. Через несколько часов ученики вернулись с несколькими отрезами шелка: хлеба мы не нашли, сказали они, во всех домах уже избавились от квасного, даже для раввина не нашлось.
Тогда Леви-Ицхак воззвал к Б-гу: «Вот видишь, Отец, какой праведный народ Твой! Царь запретил торговать шелком, у него есть армия и полиция, тюрьма и каторга — но люди их не боятся, черный рынок все равно процветает. А Ты запретил восемь дней держать квасной хлеб в доме — и все повинуются, хотя нет у Тебя солдат и полицейских!»
Даже если еврей нарушал заповеди, раввин Леви-Ицхак оставался верен своему принципу — видеть в человеке хорошие черты. Рассказывают, однажды он встретил на улице еврея, который курил в субботу. «Ты забыл, что в субботу нельзя курить?» — спросил он. Еврей сказал, что не забыл. «Может быть, у тебя есть особая причина нарушить заповедь?» — вновь спрашивает Леви-Ицхак. Да нет, говорит еврей, просто хочу и курю! Тогда раввин обратился к Б-гу — и что, вы думаете, он сказал? «Вот видишь, Г-сподь, какой святой народ у Тебя! Он предпочитает признаться в грехе, но не врать!»
Мысль о том, что каждый человек в основе своей хорош, содержащаяся во вступлении к «Пиркей Авот», помогает нам в решении насущных вопросов. Например, в воспитании детей. Б-г не говорит нам: «Если вы будете праведными, Я дам вам долю в Мире грядущем». Он уже дал нам долю в Мире грядущем и просит только не терять ее, хранить верность своей природе! Точно так же и родителям нет смысла подкупать ребенка обещанием подарков: дескать, будешь вести себя хорошо, мы дадим тебе то-то и то-то. Гораздо более разумный подход — объяснить, что Б-г уже дал ему великие дары, которые он может потерять, если будет вести себя неправильно. Наша праведность, наша доля в Мире грядущем — это и есть наша подлинная сущность: то, что Б-г даровал каждому из нас. И задача человека в этом мире — не изменить себе.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.