[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2011 ХЕШВАН 5772 – 11(235)
Колонка редактора
Г-споди, как опостылели вечные темы! Два народа — два государства, кто есть еврей, земля и кровь, мыслим ли еврей без Б-га… Что называется, как будто и не уходил. Год за годом, столетие за столетием евреи терзают друг друга, а мир терзает евреев все теми же дилеммами. Вот бы договориться, что мы исключаем из дискурса эти вопросы, но тогда, похоже, нам не о чем будет спорить. Именно эти вечные темы продолжают быть наиболее актуальными.
Есть в Израиле писатель Йорам Канюк. Хороший писатель. То есть художественная проза его, на мой вкус, так себе, зато документальная — отменная. Вот-вот на русском выйдет его книга «Исход» — беллетризованная биография легендарного капитана «Эксодуса» Йоси Харэля, история человека, который, по мнению Канюка, был велик тем, что любил свой народ и свою страну намного больше, чем самого себя. И Канюк любит своего героя именно за эти качества. Такая система ценностей двигала поступками и самого писателя. В 17 лет он — боец «Пальмаха», потом — участник Войны за независимость. Во многих его произведениях именно эти ценности поставлены во главу угла.
Восьмидесятилетний Канюк продолжает писать. Его роман 2010 года «1948» удостоен престижной израильской литературной премии Сапира 2011 года. В недавнем интервью он говорит: «Мое поколение <израильтян> учили не быть евреями, потому что еврейское означало галутное. Я стал евреем и в своем творчестве, и в своей жизни, встретившись с жертвами Катастрофы <…> Главное влияние на мое творчество оказал Танах».
Однако, если спросить среднестатистического израильтянина, чем в последнее время прославился Канюк, он вряд ли вспомнит роман и премию.
Йорам Канюк в мае 2011 года обратился в Бюро регистрации МВД Израиля с требованием изменить в своем досье в графе «религиозная принадлежность» запись «иудаизм» на запись «без вероисповедания». В канун последнего Рош а-Шана суд признал его право на такой выбор. В дни между Рош а-Шана и Йом Кипуром около ста жителей Тель-Авива создали комитет, поддерживающий позицию Канюка. Вот только в чем она, эта позиция, боюсь, мало кто из них разобрался. Сам Канюк говорит довольно внятно: «Мне неприятен официальный чиновничий иудаизм в Израиле. Я ничего общего с этим иметь не желаю!» И далее: «Я с Б-гом играю в кошки-мышки».
История с Канюком, изучавшим книги по хасидизму и каббале, знатоком мидрашей, напомнила мне старый анекдот о двух молодых берлинских вольнодумцах, которые прослышали, что в самом Вильно на окраине живет «апикойрес», старый вольнодумец Хаим. Добравшись до Вильно, берлинцы с трудом отыскали покосившуюся избушку за чертой города. Войдя в нее, они увидели в клубах дыма длиннобородого старика, обложенного горами книг. Хаим весьма обрадовался, узнав, что гости его единомышленники. Будет с кем обсудить темное место в трактате «Укцин» и остроумную язвительную реплику Раавада в адрес самого Рамбама, следы христианского влияния в «Зоаре» и… Опешившие берлинцы, заикаясь, сообщили Хаиму, что ни имен таких, не тем более названий книг они никогда не слыхивали. На это Хаим заметил им: «Что ж вы врете, что вы вольнодумцы, вы обыкновенные невежды!»
Борух Горин
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.