[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2011 ХЕШВАН 5772 – 11(235)
Татьяна лиознова. От «Трех тополей...» до «Семнадцати мгновений...»
29 сентября в Москве ушла из жизни кинорежиссер Татьяна Лиознова, создатель самых «народных» отечественных картин.
Без сомнения, она была выдающимся режиссером, но даже в ряду первых имен нашего кинематографа Лиознова стоит особняком. Такая обособленность связана, во-первых, c крайне скромным количеством работ — девять картин за 87 лет жизни. Три из них — «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Евдокия» — помнят все. И второе: Лиознова, вероятно, единственный наш режиссер, сочетавший в своем творчестве абсолютную народность с эстетической утонченностью. Причем народность — явно ее сознательный выбор, а эстетическая безупречность — дар, которым Лиознова пользовалась, быть может не до конца его осознавая.
Ей всегда нравилось исследовать сильные характеры, в первую очередь женские. И она умела ценить красоту. Татьяна Доронина вспоминала, как упорно Татьяна Михайловна уговаривала ее взяться за роль в «Трех тополях...» и как при монтаже выбирала самые выигрышные для нее, Дорониной, ракурсы. И для студенческой работы Лиознова выбрала «Кармен», предложив главную роль сокурснице Инне Макаровой. Та вспоминала, что перед показом Лиознова на последние деньги купила на рынке шикарные луковицы — «для антуражу». А после того как они отыграли сценку, кто-то из маститых режиссеров заметил Лиозновой: «Как вы прекрасно это взяли у Доре!» Лиознова призналась Макаровой, что ни о каких луковицах на гравюре Доре понятия не имела. Так, может быть, впервые наметилось расхождение между тем, что режиссер Лиознова знала, думала, и тем, что имела талант показать.
Татьяна Лиознова родилась в Москве 20 июля 1924 года в семье Моисея (Михаила) Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. После школы поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись семестр, забрала документы, чтобы поступить во ВГИК. После первого пробного семестра Лиознову едва не отчислили, но она сумела убедить Сергея Герасимова и Тамару Макарову, в чьей мастерской училась, дать ей еще один шанс. После ВГИКа работала у Герасимова ассистентом. Более 10 лет не могла добиться права на самостоятельную постановку — подводил «пятый пункт». Ее даже увольняли со студии имени Горького — по официальной версии, там работало слишком много молодежи.
Страдая от антисемитизма «в верхах», Лиознова как могла доказывала свою лояльность власти: работала с идеологически выверенным материалом, выбирала «правильные» темы, стала членом Антисионистского комитета (АКСО).
И в то же время ни к одному ее фильму нельзя в полной мере отнести определение «советский». Виновата в этом как раз стилистическая безупречность картин Лиозновой, совершенно нездешняя выверенность кадра, присущая, скорее, лучшим образцам американского и европейского кино 1960-х. Она работала с «низкими жанрами» — никаких трагедий, саг, эпопей. Но простые вещи рассказывала так, что история обретала объем, позволяла зрителю найти в ней много больше, чем предлагал сюжет. Поэтому «Семнадцать мгновений весны» в последнюю очередь — патриотическое кино. В предпоследнюю — кино о неглупых и обаятельных немцах. А в первую — невозможно красивый постмодернистский рассказ об идеальном герое. Совершенное черно-белое кино — в давно уже «цветную» эпоху. Лиознова позволила раскрасить фильм, не предполагая столь бесцеремонного отношения к шедевру. Те, кто сделал это, не понимали, как важен был в этих кадрах «шахматный» контраст. Как неузнанные луковицы, которые они бы наверняка проглядели.
Майя Волчек
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.