[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2011 ХЕШВАН 5772 – 11(235)

 

«НА НОСУ ОЧКИ, А В ДУШЕ ОСЕНЬ»

В сентябре в одессе открылся памятник исааку бабелю работы московского скульптора георгия франгуляна

Беседу ведет Евгения Гершкович

Скульптор Георгий Франгулян

 

Евгения Гершкович Как возникла идея этого памятника?

Георгий Франгулян Идея возникла в Одессе, в недрах Всемирного клуба одесситов (ВКО), президентом которого является Михаил Жванецкий, а вице-президентом — Валерий Хаит. Когда в городе появился памятник Ивану Франко, Хаит возмутился: «Почему тогда нет Бабеля?» Дело было в феврале 2007 года. ВКО рассмотрел предложение, город дал добро и выделил место на углу Ришельевской и улицы Жуковского, напротив дома, где писатель жил. Объявили международный скульптурный конкурс.

ЕГ И вы его выиграли…

ГФ Выиграл и, между прочим, посмотрев все двадцать три проекта, присланных на конкурс из России, Германии, Америки и Белоруссии, понял, что выиграл заслуженно. Моя идея сильно отличалась от так называемой юмористическо-прикладной игровой скульптуры, которая болезненно распространяется по миру и в России. Ну, знаете, чтобы сесть эдак рядом с изваянием и «сфоткаться»… Мне этот стеб претит. Я сделал более серьезное предложение.

ЕГ Откуда деньги взяли?

ГФ ВКО объявил всенародный сбор средств на памятник, открыли счет, куда стали поступать деньги со всего мира. Решающую сумму внес замечательный человек Олег Платонов. Благодаря ему я приступил к работе. В самом конце помог миллиардер из Америки, бывший одессит Лео­нид Блаватник. Благодаря его взносу было завершено создание бронзового памятника, его транспортировка и установка. Я бесконечно благодарен всем, кто помогал: Борису Литваку, Виктору Лошаку, Михаилу Швыдкому, Иосифу Райхельгаузу, Юрию Росту, Михаилу Мишину, Борису Жутовскому и многим, многим другим. Только вот треть суммы, куда вошли самые дорогие для всех нас деньги -— народные взносы по три—пять долларов, рублей, гривен — видимо, не получу никогда. Клубу одесситов посоветовали перевести их в городской бюджет, а теперь одесское начальство не знает, под каким соусом мне их официально уплатить. Формулировка такая: «Тендера же не было?»

 

Памятник Исааку Бабелю превратил рядовой одесский перекресток в площадь

 

ЕГ Это материальная сторона вопроса. А давайте поговорим за Одессу. Бабель родился здесь и во многом сформировал образ этого города. «Грандиозный парень. Тут вся Одесса пройдет перед вами», -— писал он об одном из героев. Ну а как вы проникались одесской, еврейской, наконец, темой?

ГФ С еврейской темой все нормально, я уже Бродского до этого делал (памятник Иосифу Бродскому, установленный в этом году в Москве на Новинском бульваре. — Ред.) Да и вообще «еврейская тема» никогда не была для меня проблемой. В школе у нас был фантастический учитель литературы, знаменитый Феликс Раскольников. Он открыл нам Бабеля, «Конармию». «Одесские рассказы», правда, тогда еще невозможно было прочесть. Колорит и сущность этого языка во многом, может быть, меня сформировали. Ну не один же Пушкин формирует. Бабель мирового значения писатель, один из немногих русских, которого преподают в университетах за границей. Такой силы языка и такого уровня литературы очень мало. Здесь нет пустых мест, зато есть невероятная плотность образов и не­обычный русский язык. Невозможно убрать ни единого слова. Ткань его произведений, на мой взгляд, очень скульптурная, совсем не живописная. Да, пожалуй, Исаак Бабель скорее «скульптор» от литературы, чем «живописец». Что же касается Одессы, я давно ее люблю: фантастический город с этаким мещанско-купеческим, портовым ансамблем, покрытый платанами и акациями. Он, конечно, слегка запущен, как и всё у нас, но в этом тоже есть шарм. Мне Одесса напоминает ту старую часть Тбилиси, где я родился.

ЕГ Отчасти вы вмешались в городскую ткань. Перекресток во дворе школы номер 117 превратился в площадь.

ГФ Да, одесситы получили новую площадь. Для этого пришлось демонтировать торговые палатки и, между прочим, перекрасить школу, на фоне которой стоит памятник. Из желтой она превратилась в серую. Была сформирована пространственная среда, что важно для любого монумента. Понимаете, настоящая скульптура получается, когда ты попадаешь в масштаб, стилистически, по размеру, когда ты лепишь не сам предмет, а этим предметом лепишь пространство. Здесь все завязалось с архитектурой, даже дома вокруг, как мне кажется, стали другими.

ЕГ С самого начала было решено делать Бабеля сидящим?

ГФ Конечно. Бабель должен был слиться с этим городом, невысоким, двух-трех­этаж­ным, сесть под сенью его роскошных платанов. Он не должен был отрываться от этого города, он плоть от плоти его. Сюда он собирался вернуться, здесь стареть и писать, но не дали. “Пора вернуться в Одессу, снять домик на Ближних Мельницах, сочинять там истории, стариться”, — писал он друзьям. Но это, между прочим, большая мощная скульптура, несоразмерная человеку, высотой в 3,5 метра.

ЕГ При этом писатель сидит на лестнице?

ГФ На ступеньках. Может быть, это порог его дома, а может, Потемкинская лестница. Там, где он сидит, по сути, начинается спуск к морю. Я использовал понижение рельефа, чуть приподнял брусчатку, и получилось, словно волна идет по городу. И при этом как будто выложил кусок старой Одессы: для мощения мне дали старую брусчатку крупного формата. Рядом с фигурой прокатывается бронзовое колесо — колесо судьбы, колесо эйзенштейновской коляски, колесо телег из «Конармии», Беня Крик... На нем крупными буквами написано: «Исаак Бабель».

ЕГ А Бабель у вас тут в какой момент его жизни?

ГФ Думаю, перед расстрелом. Ему за сорок. Его арестовали в мае 1939 года на даче в Переделкино, повесили обвинение в «антисоветской заговорщической террористической деятельности и шпионаже», 27 января 1940-го расстреляли. Он сидит, немного сутулый, слегка незащищенный, но при этом мощный, с блокнотом в руках, в стареньком костюмчике, грубых ботиночках.

ЕГ Вам гениально удались очки.

ГФ Знаете, это не очки даже, по сути дела — выражение глаз, состояние грустной застенчивой улыбки. Они работают на образ вместе со зрачками.

ЕГ Живейшее участие в создании памятника, как я слышала, принимали и родственники Бабеля.

ГФ Да, все они, живущие в Америке, дочь Лидия Исааковна, внук Андрей, все это время поддерживали меня и прилетели на открытие в Одессу. Я успел послать им эскиз памятника, когда была еще жива вдова писателя Антонина Пирожкова. Она умерла на 101-м году жизни, что удивительно, как раз в тот день и час, когда я начал лепить большую вещь. Мы подсчитали с внуком Бабеля: лепить я начал в 12 часов дня, она умерла в четыре часа ночи. Отнимая разницу во времени — восемь часов, получаем ровно то самое время. Как хотите, так к этому и относитесь. Так вот, когда был готов эскиз, от родственников пришло письмо, написанное прекрасным языком, в котором они полностью одобряли проект. Единственным пожеланием было чуть-чуть убрать грусть и добавить Бабелю улыбки, что я и сделал. Но при этом он остался грустным, конечно.

ЕГ Памятник открыли 4 сентября 2011 года. Это было приурочено к какой-нибудь дате?

ГФ К сожалению, к юбилею — в 2009 году было 115-летие со дня рождения Исаака Бабеля — открыть памятник мы не успели. И к 70-летию гибели не вышло. В общем, без даты.

ЕГ Сами вы довольны работой?

ГФ Памятник получился. Лично я доволен, что со мной не часто бывает. Обычно свои вещи смотреть не люблю, а в Одессу хочется возвращаться. Мне кажется, этим памятником я присвоил себе Одессу, во всяком случае, получил сюда какой-то пропуск на неограниченный срок. Но главное, что одесситы счастливы. А ведь одесситам, как известно, невозможно угодить.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.