[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2011 ТИШРЕЙ 5772 – 10(234)

 

И о погоде

Михаил Майков

Обычно книжный сезон после летних каникул стартует в первую среду сентября, когда открывается Московская международная книжная выставка-ярмарка. На этот раз все завертелось дней на десять раньше, и не на ВВЦ, а в дизайн-центре «ARTPLAY на Яузе», где проходил пятый фестиваль вольных издателей «Бу!фест».

На стенде Израильского культурного центра

«Бу!фест» — это всякая клубная музыка на сцене перед павильоном с книжками, цацки, бирюльки, висюльки и все такое прочее во внутреннем дворике за павильоном с книжками — и собственно павильон с книжками. Понятно, что успех такого мероприятия на 90% зависит от Гидрометцентра — и Роман Вильфанд не подкачал. Было тепло, сухо, на фестиваль приходили семьями. Пока дитя обучалось на экспресс-курсах фенькоплетению, мама бродила среди прялок, шкатулок и сережек, а отец оттягивался под Карла Хламкина. Потом все вместе заходили в павильон, покупали что-нибудь себе и ребенку, благо детские книжки составляли примерно половину ассортимента, — и отправлялись домой. Довольны в итоге остались все — посетители, рокеры, цацкоторговцы и книгопродавцы. И действительно, все было исключительно мило, живо, камерно, ненавязчиво, дружелюбно, с массой выдумки, приколов и примочек. И книжки продавались хорошие, и безделушки мелькали забавные, и расписными школьными тетрадками от «Насти и Никиты» можно было залюбоваться, и даже музыканты в массе своей попадали в ноты. Приятно, что близкородственное нашему журналу издательство «Книжники» было среди участников этого действа, а дружественный «Букник» и вовсе значился информационным спонсором.

Двум другим книжным опенэйрам повезло куда меньше. Проходили они одновременно с ММКВЯ, и все разогнанные на День города облака вернулись, чтобы пролиться на головы книголюбов.

Особенно пострадал «Bookmarket» — бродить под дождем по промозглому Парку культуры было совсем уж неуютно. Впрочем, народу в выходные там собралось все же немало, благо основные мероприятия проходили на крытой сцене. Здесь зачитывали фрагменты переписки Улицкой и Ходорковского, нобелевский лауреат по физике Константин Новоселов рассказывал об истории углерода, а Петр Мамонов — о смысле жизни. «Петр, как жить, если предал самый близкий человек?» — спрашивает его девушка из зала — и Петр отвечает, на все вопросы отвечает Петр.

На «Bookmarket'е»

Над сценой — портреты Бродского, Сорокина и Гоголя. Около сцены продают книгу Артемия Лебедева «Ководство». Книга толстая, стоит полторы тысячи, запаяна в целлофан, заглянуть внутрь невозможно. «О чем это?» — спрашивает потенциальная покупательница. «Не знаю. Он же пиарщик. Думаю, там пустые страницы», — продавщица оказывается философом не хуже Мамонова.

Кроме лотков и сцены — шатер для отдыха: усталый путник садится в кресло и читает снятую с полки книжку Дины Рубиной или Джона Гришема. Рядом — шатер для детей: комиксы, интерактив. Метание компьютерного копья вызывает у посетителей куда больший интерес, чем возможность сгонять партейку в шахматы с действующей чемпионкой России Валентиной Гуниной, гроссмейстер простаивает. Зато кислотной расцветкой привлекает всеобщее внимание детский книжный автобус «Бампер», удивительно напоминающий тот легендарный автобус, на котором Кен Кизи и «Веселые проказники» разъезжали по Америке, раздавая всем желающим ЛСД.

Петр Мамонов

Если «Bookmarket» — это клон летнего книжного фестиваля в ЦДХ, то ярмарка «Новая площадь», проходившая во дворе Политехнического музея, выглядит сильно уменьшенной копией декабрьской «non/fiction». По сравнению с Парком культуры здесь меньше развлечений, больше интеллектуальных дискуссий. Ощутимо стремление организаторов придать мероприятию политическую окраску: прямо у входа предлагают журнал либертарных коммунистов, рядышком притулились свободные марксисты. Но главные достопримечательности «Новой площади» — развал с винилом и коньяк в разлив по демократичной цене.

По-прежнему моросит, на некоторых лотках обложки под защитной пленкой практически неразличимы. Впрочем, от дождя есть и польза — книги в подмоченных суперах отдают по полцены. Покупаю новое, текстологически выверенное издание «Мимолетного» Василия Розанова — со сдержанно-антисемитским предисловием и отличным комментарием. На соседнем прилавке — серия «Проза еврейской жизни». В динамиках «Jefferson Airplane», сейчас закончится песня — и можно уходить.

У стенда издательства «Книжники»                               Внутри детского книжного автобуса «Бампер»

Вне конкуренции по ассортименту книг и мероприятий, конечно, ММКВЯ. Главную ярмарку страны принято ругать за помпезность и попсовость. На самом деле всякой эксклюзивной интеллектуальщины здесь хватает — «Наука», «Эллис Лак», «Росток», «Мосты культуры» и многие другие лидеры гуманитарного книгоиздания представлены только на ВВЦ. Нигде кроме не купить очередные тома Собраний сочинений Владимира Соловьева или Максимилиана Волошина, двухтомник Дмитрия Усова или путеводитель по РГАЛИ. Хотя хулителей ярмарки понимаешь сразу же по входе в павильон: вместо Мамонова о смысле жизни на стенде «АСТ» рассуждает Михаил Веллер. Потрепанный мужчина со взором горящим требовательно смотрит на продавца: «Это который Гумилев? Их же было два брата: один стихи писал, другой про историю. Мне нужен тот, что про историю». Такого, конечно, на «Новой площади» не услышишь.

В общем, все ярмарки/фестивали по-своему хороши, все слеплены с душой и фантазией. И все же осадок остается. Организаторы книжных мероприятий изо всех сил пытаются завлечь посетителей самоварами, крепкими напитками, винилом, графеном, чем угодно. Пытаются убедить их, что читать модно, что книга — штука актуальная, с ней не стыдно иметь дело в мире гаджетов и девайсов, ее можно закачать в нетбук, ридер, айфон, айпэд. Она может пройтись колесом, сделать сальто, на худой конец, сплясать. Ну то есть нет, этого еще не может, зато сплясать могут писатель и продавец. Есть во всем этом карнавале, простите за оппортунизм, что-то глубоко неправильное. Хотя, конечно же, неизбежное.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.