[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2011 ТИШРЕЙ 5772 – 10(234)

 

Предложение профессора Гращенкова

неизвестный советский документ о Бен-Гурионе

Александр Локшин

Перед читателем уникальный документ, представляющий личность отца-ос­но­ва­­те­­ля еврейского государства Давида Бен-Гу­ри­о­на (1886–1973), 125-летие со дня рождения которого отмечается в октябре нынешнего года. Всю свою жизнь Бен-Гурион отдал строительству Государства Израиль. Сначала как лидер еврейской общины Палестины — ишува, затем как первый премьер-министр нового государства. Именно ему вместе с другими сионистскими деятелями, при помощи нескольких поколений репатриантов и при поддержке еврейской диаспоры и мирового сообщества, удалось воплотить в жизнь многовековую мечту разбросанных по всему свету евреев: иметь собственную страну и государство. В течение многих лет, находясь на посту премьер-министра и министра обороны в 1948–1953 и 1955–1963 годах он был архитектором, стратегом и главным кормчим Израиля.

Давид Бен-Гурион с женой Полой в кибуце Сде-Бокер. 1953 год

 

Несмотря на давление правительства США с целью отсрочить создание еврейского государства и вопреки колебаниям некоторых лидеров ишува Бен-Гурион настоял на провозглашении государственной независимости сразу же по истечении срока британского мандата. 14 мая 1948 года Бен-Гурион зачитал в Тель-Авиве Декларацию независимости Государства Израиль, главой Временного правительства которого он и стал. То был звездный час не только Довчика Грина, мальчика из маленького городка русской Польши, приехавшего в Палестину в 1906 году и взявшего себе имя Бен-Гурион  — в честь известного иудейского военачальника времен Великого восстания, — но и еврейского народа во всем мире.

Бен-Гурион, несомненно, принадлежит к когорте основателей новых государств XX cтолетия; среди них — Кемаль Ататюрк, Сунь ят-Сен, Махатма Ганди. Бен-Гурион был и крупным мыслителем, разработавшим концепцию еврейского государства на основе изучения священных книг иудаизма. Вдохновленный библейскими пророчествами, он полагал, что Израиль должен взять на себя уникальную миссию освобождения человечества от голода и войн. Израиль, перефразируя слова пророка Йешаяу, должен стать «светом для наций». В личности Бен-Гуриона органично сочетались идеалистическая вера в интеллектуальную и нравственную мощь еврейского народа и прагматизм политика, возглавлявшего государство, которое должно было вооруженным и дипломатическим путем неустанно отстаивать свое право на существование.

В 1963 году, в возрасте 77 лет, Бен-Гурион, сохраняя свое влияние в израильском обществе, вышел в отставку и поселился в кибуце Сде-Бокер в Негеве. Там и была организована его неформальная встреча с советским ученым-медиком, академиком Николаем Ивановичем Гращенковым (1901–1965). В 1959–1961 годах Гращенков был заместителем генерального директора Всемирной организации здравоохранения, а через два года, оставаясь экспертом ВОЗ, стал первым советским ученым, выступившим с несколькими лекциями в Израиле. Свои впечатления о Бен-Гурионе и об Израиле, а также предложение о создании общества культурных и научных связей Советского Союза с Израилем Гращенков изложил в письме к Первому секретарю ЦК КПСС и председателю Совета министров СССР Н. С. Хрущеву. Неизвестно, читал ли сам Хрущев это письмо. Но резолюцию партийных верхов можно было предугадать заранее. Она была однозначной: создание подобного общества вызовет негативную реакцию наших «арабских друзей». Такие опасения были характерны для всех ближневосточных решений советской стороны начиная с середины 1950-х годов и вплоть до конца 1980-х. Вполне закономерно, что достаточно неординарное предложение академика Н.И.Гращенкова было отправлено в архив.

Для нас оно интересно и как документ, отражающий отношение советских властей к Израилю, и как свидетельство о Бен-Гурионе — политике и человеке, не терявшем надежды наладить дружеские отношения с Советским Союзом[1].

 

I

ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС

товарищу Н.С. Хрущеву

Глубокоуважаемый Никита Сергеевич!

Считаю своим долгом проинформировать Вас о беседе, которая имела место в бытность мою в Израиле с бывшим премьер-министром Израиля Бен Гурионом.

С 19 февраля по 13 марта в качестве международного консультанта Всемирной Организации Здравоохранения я находился в Израиле для чтения лекций по различным вопросам моей специальности /клиническая неврология/ и в этой связи встречался со многими учеными и общественными деятелями. В частности при посещении больницы города Бершеба[2] в пустыне Негев в сопровождении профессора Рахмилевича[3], который является лечащим врачом Бен Гуриона и его семьи, и его ассистента профессора Штейна, я оказался в одном из кибуцов[4], в котором проживает Бен Гурион и его супруга[5].

Поскольку профессор Рахмилевич, как лечащий врач, должен был оказать медицинскую помощь им обоим, то при этих обстоятельствах, посещая указанные места, я оказался приглашенным посетить дом Бен Гуриона, и в этой связи произошла беседа, содержание которой, мне кажется, необходимо довести до Вашего сведения. Беседа велась на смешанном русском и английском языке, поскольку супруги Бен Гурион владеют русским языком как выходцы — он из города Плонска под Варшавой, она из города Минска.

В начале беседы они оба подчеркнули, что их дочь биолог была в Москве[6], а сын[7] — бывший работник полиции — тоже был в Москве в течение трех дней.

Оба они подчеркнули свой большой интерес к Советскому Союзу, так как полны воспоминаниями о своем детстве и юношестве, проведенных в нашей стране.

М-м Бен Гурион сказала, что она имеет много родственников, в том числе в Москве, и, в силу всех обстоятельств, они оба питают большой интерес ко всему происходящему в Советском Союзе.

Г-н Бен Гурион, видимо, чтобы облегчить беседу, высказал свое мнение о В.И.Ленине и других деятелях нашей революции. Он говорил с большой теплотой о В. И. Ленине как гениальном человеке, выдающемся государственном деятеле и крупном философе. Он подчеркнул, что стремился к встрече с В. И. Лениным и специально для этой цели приезжал в Москву в 1923 г., но встреча не состоялась из-за болезни Владимира Ильича[8].

Как бы противопоставляя Владимиру Ильичу Троцкого, которого он лично знал по эмиграции в США /Нью-Йорке/[9] в дореволюционный период, он характеризовал его как человека, не знающего по-настоящему Россию и даже Европу, не понимавшего интересов русского народа, и даже, характеризуя Троцкого, применил термин «фанфарон».

Он также высказывал сожаление, что ему не удалось встретиться с Вами[10]. По Вашему адресу он говорил, что оценивает Вас как реального политика, который хорошо может оценивать ситуацию.

После этого разговор перешел к арабско-израильской ситуации. В этой связи я со своей стороны высказал свое замечание, что эта ситуация резко осложнилась участием Израиля в Суэцкой авантюре[11].

Любопытно, что Бен Гурион на это промолчал, а м-м Бен Гурион сказала, что она согласна, что эта авантюра вряд ли была целесообразна.

В этой беседе дискуссировался вопрос о возможности превращения Израиля в нейтральную страну типа Австрии с гарантией этого нейтралитета со стороны великих держав. Бен Гурион убежденно говорил, что, если бы Хрущев и Джонсон[12] активно захотели превратить Израиль в нейтральное государство и гарантировали этот нейтралитет, то это было бы самым лучшим выходом из создавшегося положения.

Он убежденно уверял меня, что якобы делал много попыток прямых встреч и разговоров с лидерами арабских стран, но что эти попытки с их стороны не встретили сочувствия, и говорил о тех больших тратах, которые приходится вести Израилю на поддержание обороны страны против возможной агрессии арабских стран и которые не дают возможность значительных государственных вложений в развитие культуры, здравоохранения и т.д. Эта ситуация якобы вынуждает Израиль широко пользоваться всевозможными частными фондами США для строительства Иерусалимского университета, Хайфского Политехнического института, Медицинской школы, лабораторий института Вейцмана и т. д.

В течение всей этой беседы, продолжавшейся более полутора часов, ни он, ни она не сделали ни одного выпада в адрес Советского Союза, если не считать единственного его недовольства, что еврейских детей в СССР не обучают на еврейском языке[13]. Когда я привел ему аргументы, почему этого делать нельзя, поскольку еврейское население рассыпано по всей территории СССР, и, как правило, не имеет больших поселений, то в ответ на это, как бы соглашаясь, сказал, что теперь и сами евреи не захотят изучать еврейский язык, вспомнив при этом свое юношество в Плонске[14], где уже и тогда имели место такие факты, поскольку эта мера не имеет большого практического смысла в условиях СССР.

Как явствует из содержания этой беседы, видимо, супруги Бен Гурион хорошо были осведомлены о моей скромной личности и мировоззрении и потому не ставили никаких вопросов, которые могли бы вызвать с моей стороны резкие возражения.

Подчеркивая в беседе свою частную жизнь и уход от участия в каких-либо правительственных организациях, Бен Гурион много говорил о своих интересах к изучению древних и современных философов, причем, как он выразился, он предпочитает изучать философию по первоисточникам, а именно Платона на древнегреческом языке, который он специально изучал еще в гимназии, а затем тренировался в годы войны, Спинозу на древнееврейском языке, Маркса и Энгельса на немецком языке и Ленина на русском. В доказательство этого он показал мне несколько книг на русском языке, в том числе пятитомную «Историю философии»[15]. Сделав при этом критическое замечание, что в ней мало представлено изложение основ философии древних.

Надо полагать, что все содержание этой беседы было рассчитано на то, чтобы не вызвать во мне никаких возражений и оставить наиболее благоприятное впечатление о позиции г-на Бен Гуриона.

К этому хотелось бы добавить, что пресса Израиля как и руководители, открывавшие различные заседания, на которых мне приходилось делать доклады, очень лестно отзывались о советском здравоохранении, медицинской науке и, в частности, в связи с моим приездом как лектора, усиленно подчеркивали, что это первый визит советского профессора. Давая всякие биографические справки о моей скромной персоне, подчеркивалось, что в своем развитии от простого крестьянского парня до профессора я целиком обязан условиям, созданным Октябрьской революцией; всячески выражались симпатии по адресу советской медицинской науки и здравоохранения, как и симпатии к нашей стране, к русской культуре, представителям различных слоев интеллигенции, с которыми приходилось встречаться, и представителями трудового народа.

Член-корреспондент Академии наук СССР невролог Николай Иванович Гращенков

Для моей работы, как лектора, для ознакомления с различными научными и здравоохраненческими учреждениями создавались самые благоприятные условия и широко открывались двери и давались подробные объяснения. В чем я не могу не видеть стремления к организации более широких и в первую очередь культурных и научных связей с СССР.

Ряд научных учреждений несомненно представляет большую ценность, как места возможной работы наших ученых, для заимствования отдельных наиболее тонких методик исследования в области биологических и медицинских наук, в частности по белкам, по раку, по микробиологии, вирусологии, и других разделов, активно разрабатываемых с помощью новейших методик в ряде научных учреждений.

Исходя из указанной ситуации, естественно возникает вопрос о целесообразности организации усиленного культурного и научного обмена. В этой связи, может быть, было бы целесообразно воссоздать Общество культурной связи, хотя бы по примеру того, что имеет место в отношении Обществ культурной связи СССР и Австрии. И если бы Израильско-Советское общество было бы возглавлено одним из авторитетных профессоров, как это имеет место в отношении Австро-Советского общества /профессор Глязер[16]/, например, президентом Иеру­салимского университета Элат<ом>, уроженцем Черниговской губернии, хорошо владеющим русским языком, бывшим послом Израиля в США и Англии[17], видимо известным по последней работе нашему бывшему послу в Англии зам. министра иностранных дел тов. Малику[18], или профессором Рахмилевичем  — известным терапевтом, лечащим врачом многих государственных деятелей Израиля, родившимся в гор. Мстиславле бывшей Могилевской губернии, так же хорошо владеющим русским языком. Кстати, профессор Рахмилевич с 7 по 26 апреля будет в СССР в качестве консультанта ВОЗ, если бы была признана целесообразной активизация Общества в таком направлении, то можно было в этом плане провести с ним беседу.

Соответственно можно было бы активизировать Со­вет­ско-Израильское Общество и таким образом широко использовать эти общественные каналы для полезной информации и укрепления и расширения симпатий в разных кругах Израиля к Советскому Союзу. Если бы было признано целесообразным, я мог бы предложить свои услуги для работы в Советско-Израильском Обществе.

Помимо этого на внеправительственном уровне можно было бы осуществить активацию во взаимоотношениях Академии наук СССР и Института Вейцмана, Академии медицинских наук и медицинского факультета Иерусалимского университета и создаваемого в настоящее время медицинского факультета в Тель-Авиве, некоторых научных технических обществ с Хайфским политехническим институтом.

При этом можно было бы использовать обмен учеными для работы в лабораториях и короткие визиты с лекциями и докладами на разные темы, интересующие различные научные и общественные организации обеих стран, на основе безвалютных затрат. Кстати, такая система имеет место между израильскими и французскими организациями.

Вышеуказанную информацию и вытекающие из нее соображения я считал своим партийным долгом довести до Вашего сведения.

С глубоким уважением

и коммунистическим приветом

профессор / Н.И.Гращенков/

II

В ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ЦК КПСС

В письме на имя товарища Н.С. Хрущева профессор Гращенков Н. И. вносит предложение о создании Советского Общества культурной связи с Израилем, а также об увеличении культурных и научных связей с этой страной.

Международный отдел ЦК КПСС не считает возможным в настоящее время поддержать предложение о со­здании Советского общества дружбы и культурной связи с Израилем. Создание такого общества было бы немедленно использовано правительством Израиля в целях ухудшения отношений СССР с арабскими странами. Кроме того, независимо от возможных действий официальных представителей Израиля, создание такого общества вызвало бы резко отрицательную реакцию в самых широких политических и общественных кругах арабских стран.

Что же касается расширения культурного и научного обмена между СССР и Израилем, то в соответствии с планами на 1965 г. советских культурных и научных организаций этот обмен, по сравнению с 1964 г., увеличится.

Зам. зав. Международным отделом

ЦК КПСС Д. Шевлягин

«6» августа 1964 года

 

III

ЦК КПСС

СПРАВКА

Профессор Гращенков Н. И. обратился к товарищу Н. С. Хрущеву с письмом, в котором он информирует о своей поездке в Израиль и вносит предложение о со­здании Советского общества культурной связи, а так же об увеличении культурных и научных контактов с этой страной.

Считаем нецелесообразным в настоящее время поддержать предложение о создании Советского общества дружбы и культурной связи с Израилем. Создание такого общества вызвало бы резко отрицательную реакцию в самых широких политических и общественных кругах арабских стран. Что касается расширения культурного и научного обмена между СССР и Израилем, то в соответствии с планами советских культурных и научных организаций на 1965 г. этот обмен, по сравнению с 1964 г., увеличится.

С Международным отделом ЦК КПСС согласовано.

Автору письма даны соответствующие разъяснения.

Предлагаем направить письмо в архив.

Зав. подотделом внешнеполитической пропаганды В. Кортунов

«5» октября 1964 года

 

В архив

5.10.64

В. Евдокимов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Документы публикуются впервые, с сохранением орфографии и пунк­туации оригинала.

Российский государственный архив Новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 55. Д. 115. Лл. 96–105. Машинопись. Копия.

[2].       Беэр-Шева.

 

[3].       Рахмилевич Моше (1899–1985) — израильский врач и ученый-гематолог. Один из основателей медицинского факультета и медицинской школы Еврейского университета в Иерусалиме. Многие годы был личным врачом Бен-Гуриона и других государственных деятелей страны, а также членом экспертной комиссии ВОЗ. В 1964 году был удостоен Государственной премии Израиля по медицине.

 

[4].       Кибуц Сде-Бокер, расположенный в Центральном Негеве в 40 км к югу от Беэр-Шевы. Бен-Гурион там жил в периоды отхода от политической деятельности в 1953–1955, 1963–1965 и 1970–1973 годах. Там же он и похоронен.

 

[5].       Полина Бен-Гурион, в девичестве Мунвейс (1892–1967).

 

[6].       Дочь Ренана (р. 1925–2000), профессор микробиологии Тель-Авивского университета.

 

[7].       Сын Амос (р. 1920–2008), во время второй мировой войны служил в британской армии, был ранен. После образования Израиля — заместитель комиссара полиции, впоследствии генеральный директор крупнейшей в стране текстильной фабрики.

 

[8].       В 1923 году Бен-Гурион приезжал в Москву во главе делегации Объединенной еврейской трудовой федерации Палестины для участия во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Подробнее см.: Бананы, лимоны и кактусы // Источник. Документы русской истории. Приложение к журналу «Родина». 1993. № 1. С. 87–90.

 

[9].       В 1917–1918 годах Бен-Гурион участвовал в агитационной поездке по еврейским общинам США, призывая американских евреев переселиться в Палестину. И зимой 1917 года мог познакомиться с Л.Д.Троцким. Негативное отношение, высказанное в этой беседе, к Троцкому определялось как стремлением учитывать настроения Хрущева, наследника сталинского правления, так и сионистскими взглядами самого Бен-Гуриона, считавшего, что евреи не должны участвовать в революционном движении других стран.

 

[10].      Во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов Бен-Гурион в качестве премьер-министра неоднократно, но безуспешно пытался встретиться с Н. С. Хрущевым.

 

[11].      Операция израильской армии против Вооруженных сил Египта на Синайском полуострове и в секторе Газа 29 октября — 5 ноября 1956 года.

 

[12].      Джонсон Линдон Бэйнс (1908–1973) — президент США с 1963 по 1969 год.

 

[13].      Советские власти под сильным нажимом западной общественности возобновили с 1959 года издания на идише, а с 1961-го стали издавать журнал «Советиш геймланд». Однако закрытые в конце 1930-х годов еврейские образовательные структуры в то время не были восстановлены. Советские власти заявляли, что советские евреи не заинтересованы более в своих собственных культурных и образовательных учреждениях, так как проявляют склонность ассимилироваться с населением, среди которого живут. Подробнее на эту тему см. мою статью: Из истории литературы «самого слабого звена»: попытка возрождения // Лехаим. 2004. № 4.

 

[14].      Плонск — уездный город Варшавской губернии, в котором родился Бен-Гурион.

 

[15].      Речь идет об издании: Философская энциклопедия в 5 томах. М., 1964.

 

[16].      Глязер Гуго (1881–1976) — австрийский врач и публицист. Президент Австрийско-советского общества дружбы.

 

[17].      Эйлат Элияу (1903–1990) — израильский востоковед и дипломат, первый посол Израиля в США (1948–1950), посол Израиля в Великобритании (1950–1959) и президент Еврейского университета в Иерусалиме (1962–1968).

 

[18].      Малик Яков Александрович (1906–1980) — заместитель министра иностранных дел СССР в 1946–1953 и 1960–1967 годах, постоянный представитель СССР при Совете Безопасности ООН в 1948–1952 и 1967–1976 годах.