[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2011 ТИШРЕЙ 5772 – 10(234)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

Точные копии здания, расположенного по адресу: Бруклин, Истерн Парквей, 770, в котором находится мировой центр Любавичского движения, построены в самых разных частях мира. Сан-Паулу, Бразилия (невысокое здание из красного кирпича в центре)

 

Третий день холь а-моэд Песах 5715

<…> То, что Вы пишете по поводу <…> причин, побудивших его сюда ехать, очень странно, поскольку в том месте, где он живет, есть ешива с большими возможностями. Причем речь идет об исполнении им заповеди, которую невозможно перепоручить другим, поскольку «другие», даже когда речь идет о любавичских хасидах, ее не исполняют.

Очевидно, что следует всемерно поддерживать тех, кто преуспел в этом святом труде, и помогать им. Вместо этого в своем письме Вы объясняете, как хорошо и правильно, если этот молодой человек оставит свою работу, в которой Всевышний даровал ему успех, — помощь в развитии ешивы — и отправится за море искать там «чудеса и знамения»[1].

Что касается Вашего утверждения, что он сможет там достичь своей цели, приобретя новые познания в хасидизме, то, даже если бы это действительно было так и новые знания невозможно было приобрести, кроме как отправившись за море, я все же полагаю, что самое лучшее для него — исполнять возложенную на него святую миссию, продолжая работать в ешиве «Оалей Йосеф-Ицхок».

Рабби Шнеур-Залман в своем труде «Тора Ор» пишет, что сердце и разум очищаются благотворительностью, в том числе духовной. Поэтому один час, проведенный в Австралии за изучением открытой Торы и учения хасидизма параллельно с работой в ешиве, даст ему столько же, сколько тысяча часов учебы в любом другом месте, где этой работы у него не будет. Кроме того, я никогда не слышал, чтобы молодые люди (даже учащиеся любавичских ешив в Австралии) использовали для Торы и молитвы все свое свободное время. А раз есть возможность для развития в том месте, где он находится сейчас, зачем прекращать работу в ешиве? <…>

 

15 тевета 5721

<…> Лучший способ повлиять на других людей — во-первых, действовать на них личным примером, а во-вторых, показать им многочисленных молодых людей, уроженцев страны, которых никак нельзя назвать «отсталыми», живущих счастливой полноценной жизнью. <…>

Нет нужды объяснять, что, поскольку множество молодых людей обращаются к Вам за советом и наставлением, Ваше собственное поведение должно быть безупречным. Хотя Вам необходимо непрерывно наращивать свои усилия и действовать еще более настойчиво, следует помнить, что «ее <Торы> пути — приятные пути, и все ее стези — мирные»[2], поэтому лучший способ оказать влияние на других — тактично, дружелюбно и искренне поговорить с ними. Мы убеждены, что «слова, исходящие от сердца, проникнут в сердце». <…>

Пост любавичских хасидов, где надевают тфилин: «Одно хорошее дело лучше тысячи хороших мыслей». Конец 1950-х годов

 

21 адара 5708

<…> Относительно Вашей работы в N. Вы приводите четыре причины, по которым Вы должны от нее отказаться, несмотря на письмо моего наставника и тестя, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, <в котором он рекомендовал Вам остаться>. Вы пишете следующее.

Несколько старых хасидов передали Вам, будто <Ребе> имел в виду, что окончательное решение зависит от Вашей воли.

Вы чувствуете, что для этой работы Вам недостает сил.

Работа утратила смысл, поскольку не видно никакого прогресса.

Никто, кроме Вас, не хочет в этой работе участвовать.

Тем не менее Вы хотите знать мое мнение по этому вопросу. Я внимательно перечитал копию письма, написанного Вам рабби Йосефом-Ицхаком. Я не нашел в нем ничего, что могло бы вызвать сомнения в <целесообразности> порученной Вам работы.

Что касается нехватки жизненных сил, на которую Вы жалуетесь, как Вы прекрасно знаете и как многократно разъясняется в учении хасидизма, слово «мицва» («заповедь», «повеление») связано со словом «цавта» («связь»). Исполняя повеление, мы тем самым устанавливаем связь с тем, кто его дал. Соответственно, нет лучшего источника жизненных сил, чем связь души человека с «общей душой»[3]. Тот факт, что Ваша животная душа[4] этого не ощущает в настоящий момент, ничего не меняет. <…>

Что касается того, что в работе не видно никакого прогресса, а также того, что нет других желающих взяться за это дело, — так ведь именно об этом речь! Именно то, что некоторые члены комитета (или вообще все те, кто потенциально мог бы помочь Вам в этом деле) уклоняются от этого и пренебрегают своими обязанностями, тормозит развитие еврейского образования, основанного на Торе и заповедях, охлаждает пыл других людей. Это особенно печально, когда речь идет о любавичских хасидах, на которых возложена миссия нести людям свет. Если светильник горит недостаточно ярко, он и сам не дает достаточно света, и не зажигает другие светильники, которые могли бы светить. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Теилим, 105:27.

 

[2].       Мишлей, 3:17.

 

[3].       Ребе, согласно учению хасидизма, считается «общей душой» еврейского народа, объединяя в своей душе души всего поколения.

 

[4].       Животная душа (нефеш а-баамит) — это жизненное начало, одушевляющее физическое тело, «витальность» тела.