[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2011 ЭЛУЛ 5771 – 9(233)

 

ИЮЛЬСКОЕ КИНО В ГЕЕННЕ ОГНЕННОЙ

Некод Зингер

Недавно в Иерусалиме завершился 28-й Международный кинофестиваль, на протяжении девяти дней державший в праздничном напряжении любителей игрового, документального и мультипликационного кино.


Кадр из фильма венгерского режиссера Белы Тарра «Туринская лошадь». Венгрия– Франция–Германия–Швейцария–США. 2010 год

После торжественного гала-откры­тия у Султанских прудов, где под полным звезд открытым небом был показан новый подростковый боевик Дж. Дж. Абрамса «Super 8», снятый под продюсерским прикрытием Стивена Спилберга, в шести залах столицы начались показы более чем полутора сотен полнометражных и короткометражных лент.

Гран-при фестиваля за полнометражный израильский художественный фильм получила лента режиссера Йосефа Мадмони «Доброе утро, господин Фидельман» с Сасоном Габаем в главной роли. Это незамысловато изложенная история стареющего человека, всю жизнь занимавшегося в своей мастерской реставрацией старинной мебели и пытающегося сохранить выходящий из моды бизнес. Вместо собственного сына, дельца новой формации, задумавшего ликвидировать мастерскую и выстроить на ее месте «доходный дом», он приближает к себе «лишнего человека», молодого подручного Антона. Жюри отметило «деликатное и оставляющее надежду» исследование отцовства, конфликта старого и нового и проблемы приспособляемости к изменяющемуся времени, которое, как это ему всегда свойственно, «диктует свои суровые законы».

В отличие от этой призовой ленты, фильмы венгерского режиссера Белы Тарра никакой надежды на светлое будущее не оставляют. Они, собственно, вполне декларативно занимаются прямо противоположным — высокохудожественным выбиванием табуретки из-под ног приговоренного к вечному проклятию зрителя. Тарр, которого израильская пресса именует не иначе как «венгерский гений», получил на нынешнем фестивале специальную почетную премию за творческий путь, согласно заявлению самого виновника торжества, подошедший к концу. Показанной в этом году апокалиптической притчей «Туринская лошадь» он намерен закончить свою работу в кинематографе.

Не меньшее впечатление, чем серебряная зернь Тарра, производит и тончайшая работа с цветом в другом фестивальном шедевре — фильме «Однажды в Анатолии» турецкого режиссера и фотографа Нури Бильге Джейлана, в полной мере наделенного гипнотической магией, способной захватить зрителей и при такой прозаической и гнетущей сюжетной канве, как поиски полицейскими мертвого тела. Две трети этого медленного road movie снято в ночи, последняя треть — при дневном освещении, и вся лента становится демонстрацией того, как смена ночного видения дневным трансформирует восприятие законов мироздания.

Наибольшей удачей ставшей традиционной программы «Рандеву с современным французским кино» показался фильм «Комическая иллюзия» французского режиссера Матье Амальрика, в котором легкость, с какой действие фантастической комедии Пьера Корнеля перенесено в наши дни, отнюдь не мешает персонажам изъясняться александрийским стихом.

Героем ретроспективы стал в этом году знаменитый французский клоун, киноактер и продюсер Пьер Эттекс. Были показаны его фильмы 1960-х: «Ухажер», «Йойо», «Большая любовь», «Пока ты здоров», «Земля, текущая молоком и медом».

Кадр из фильма аргентинского режиссера Паулы Маркович «Премия». Мексика–Франция– Польша–Германия. 2010 год

 

Особое внимание привлекла «Пещера забытых снов» — новая документальная стереоскопическая лента Вернера Херцога, посвященная наскальным рисункам в пещере Шаве на юге Франции.

Премия зрителей была присуждена фильму Ами Дрозда «Моя Австралия», в котором под этим кодовым названием скрывается Израиль, — отнюдь не банальному анализу постоянно мучающих израильтян проблем сложной самоидентификации. Пережившая Катастрофу мать-одиночка из Польши с двумя сыновьями, лишь в подростковом возрасте узнающими о своей принадлежности к «избранному народу», пытаются построить новую жизнь в совершенно незнакомой и чужой для них стране.

Премия за лучшую режиссерскую работу досталась Агар Бен-Ашер за фильм «Шлюха» (Израиль—Германия), рассказывающий о попытке сексуально ненасытной тридцатипятилетней женщины с двумя дочерьми свести свою жизнь к упорядоченной семейной идиллии с одним постоянным партнером.

Лучшим сценарием был признан «Полицейский» Надава Лапида — по-моему, апофеоз ходульности: Ярон, молодой самодовольный супермен, переживает полный душевный переворот в столкновении со «««сложной и неоднозначной»»» (сколько кавычек ни поставь — все будет мало) действительностью.

Премию за лучшее исполнение женской роли разделили Натали Аттия и Моран Розенблатт, сыгравшие в фильме «Помада» — две еврейские актрисы разных поколений в ролях двух арабских женщин из Рамаллы. А Гур Бентвич признан лучшим израильским актером в фильме «Минутные гости», где он исполняет роль Шауля — инфантильного эксцентрика и бомжа, который вместе с дочерью, приехавшей из-за границы в разгар 2-й Ливанской войны, притворяется жертвой бомбардировок Верхней Галилеи, чтобы получить убежище в доме благополучной иеру­салимской семьи.

Премия за лучший документальный фильм присуждена полнометражному «Закону здешних мест» Раанана Александровича — ленте, подробно рассматривающей густую сеть законов, постановлений и уложений, созданных израильскими юристами за 40 лет управления территориями, на которые формально не распространяется израильское гражданское право и которые одни называют освобожденными, а другие — оккупированными. Создатели фильма (естественно, не без вполне внятной антиоккупационной тенденции) задаются вопросом о парадоксальности такой ситуации.

Специальную премию «В духе свободы» для зарубежных игровых фильмов жюри, не убоявшись тавтологии, присудило Пауле Маркович, режиссеру фильма «Премия». В этой истории, основанной на автобиографии режиссера, акцентированы психологические аспекты отношений между матерью и дочерью в условиях жизни под пятой репрессивного режима 1970-х годов.

Премия Лии ван Лир присуждена американскому режиссеру Джозефу Дорману за фильм «Шолом-Алейхем: смех во тьме». Эта документальная лента представляет собой попытку на жизненном примере великого национального писателя проследить путь, проделанный восточноевропейскими евреями, перенесшими свои культуру и быт из Старого Света в Новый.

А поскольку речь зашла о премии Лии, то нельзя не упомянуть также документальную ленту Тали Гольд­берг, посвященную Лие ван Лир — человеку, без которого сегодня у нас не было бы ни этого, ставшего таким привычным, международного кинофестиваля, ни самих Синематеки и Киноархива. Фильм так и называется, просто и без затей: «Лия». А его героиню, которой сегодня идет 89-й год, можно было и на этот раз постоянно видеть на фестивальных сеансах, в кафе, на симпозиумах, в самой гуще созданного ею праздника киножизни.

Премия Института «Яд ва-Шем» досталась режиссеру художественного фильма «Вундеркинды» Маркусу Розенмюллеру из Германии, рассказавшему историю необычной и неуместной в период нацистского режима дружбы между еврейскими и немецкими детьми.

Ну и конечно, как всегда, не обошлось без мультипликации. Неожиданностью был полнометражный еврейский комикс «Кот раввина», а среди многочисленных израильских и зарубежных короткометражек хочется отметить «Хиглети, пиглети, поп!» канадских аниматоров Криса Лэвиса и Мацека Щербовски, по одноименной книжке Мориса Сендака — волшебную историю собаки Дженни, решившей, что в жизни должно быть нечто большее, чем просто «иметь все», и покинувшей дом, чтобы после «приобретения опыта» в столкновении со сверхъ­естественными и пугающими силами стать примадонной в «Мировом Театре Матушки Гусыни».

Было в этом году одно нововведение, которое доставило большое ностальгическое удовольствие многим зрителям: перед началом каждого фильма показывались «киножурналы» — короткие наивные рекламные ролики, снятые несколько десятилетий назад и воскрешающие давно ставшие легендой первые самостоятельные шаги ближневосточного чудо-ребенка — Израиля-Срулика.

А закончить краткий рассказ хотелось бы пожеланием, которое со стороны может показаться, пожалуй, не слишком существенным. Однако те, кто по любви к важнейшему из искусств из года в год нырял из-под плавящего всякую живую плоть евусейского солнца над Геенной Огненной в ледяные от кондиционеров пещеры столичной Синематеки, которым даже пещера Шаве в подметки не годится, а потом выползали обратно на тридцатипятиградусную жару, чтобы поспешать по выжженной Долине духов на следующий сеанс в кинотеатр «Лев Смадар», — те меня поймут. В следующем году в прохладном Иерусалиме!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.