[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2011 ЭЛУЛ 5771 – 9(233)
Люсьен Фрейд. Тело как улика
20 июля в Лондоне на 88-м году жизни скончался знаменитый художник Люсьен Фрейд.
До последних дней Люсьен Фрейд (1922–2011) не хотел выставляться ни в Австрии, ни в Германии. Внук Зигмунда Фрейда, он не делал политических заявлений и не занимался общественными делами. Один из самых дорогих живописцев конца ХХ века, он упорно отказывался от выставок на родине предков.
Семья Фрейда покинула Берлин в 1933 году. Через шесть лет Люсьен принял гражданство Великобритании. Карьера художника развивалась стремительно. В 16 лет — уже ученик престижной Центральной школы искусств в Лондоне, в 21 год — первая персональная выставка, а в 1954-м он вместе с Фрэнсисом Бэконом представляет новую родину на Венецианской биеннале. Но специфическая манера письма Фрейда не у всех вызывает одобрение.
Он мог годами работать над портретом, который не льстил. Кажется, ему было все равно, кто на подиуме. Молода и прекрасна или стара и уродлива его модель, результат один: реализм повышенной контрастности, масса деталей и подробностей о коже, которые другие авторы пытаются скрыть. При этом Фрейда называли лучшим английским портретистом ХХ века. И не только английским.
Позирующие часами не вставали со стула, освещенного беспощадной 500-ваттной лампой. Когда Фрейд рисовал ню, в том числе себя, он использовал еще специальные кремовые белила, отчего уж совсем синеватый отлив идет по телу.
Фрейд занимался психоанализом тела, изучением мельчайших изгибов и извивов его морщин и складок.
Автор не боялся показаться занудой, рисующим тела одно безобразнее другого, скорее он боялся оказаться романтиком. Но утрированность не есть насмешка, приставка «гипер» не отменяет действительности; в век навязываемых стандартов художника спасает бегство в реализм.
Контекст творчества оказался широким. Здесь и работы современников, также озабоченных приключениями плоти в ХХ веке, Стэнли Спенсера и Бэкона (с ним Фрейд дружил, они не раз портретировали друг друга). Здесь и лакуны в науке, связанные с наименее изученным объектом Вселенной, функционирующим наиболее загадочным и непонятным образом, — человеческим телом. Законы природы усложнялись на глазах, одновременно семимильными шагами упрощались законы социальной истории, окончательно обесценившей человеческую оболочку (многие из семьи Фрейда исчезли в концлагерях). 500-ваттная лампочка и белила оказались редкими средствами, приостанавливающими исчезновение тела.
Публику же по привычке занимало не содержание, но внешнее. Таблоиды обсуждали личную жизнь: 11 детей, только двое в законном браке. Картины раздражали нешуточно. Фрейд не плыл по течению — потому что не видел его, предпочитая другие измерения. Он часами наблюдал жизнь из кресла любимого ресторана на Пикадилли и сторонился интеллектуалов. Те объявляли его шарлатаном... Но ради кого еще в день смерти в ресторане, где ты был завсегдатаем, все белые скатерти поменяют на черные?
Выставка в Вене все же состоится. Незадолго до смерти Фрейд дал на нее согласие — и задумал ретроспективу, крупнейшую в своей жизни. Музей истории искусств, 2013 год. Десять минут на общественном транспорте от музея-квартиры Зигмунда Фрейда.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.