[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2011 ТАМУЗ 5771 – 7(231)

 

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

В Москву с мини-семинаром приезжал профессор Джеймс Кугел. Несколько десятков счастливчиков слушали его лекции, а мне и Юрию Табаку повезло еще и поговорить с ним лично (с. 31). Вы имеете возможность не только ознакомиться со стенограммой этого разговора, но и прочесть его монументальный труд «В доме Потифара», недавно изданный в России.

Кугел занимается потрясающими, почти фантастическими вещами. Он реконструирует прошлое. Вооруженный строго академическим подходом, он заглядывает в мозг иерусалимца, жившего 2000 лет назад.

Профессор Кугел — библеист. Он изу­чает не только текст великой Книги, но и — пожалуй, даже в большей степени — традиции его прочтения.

В нашей беседе я задал ему вопрос, давно меня интригующий. Вот смотрите, у нас есть Книга книг. Книга, не созданная нами, а создавшая нас. Сформировавшая ход мыслей, мораль, черты характера целого ряда цивилизаций. Заметьте, разных, очень разных цивилизаций. То есть традиция прочтения этой книги — не совсем вопрос ученых штудий. Это — лицо народа. Ну вот сидит передо мной еврей (то есть представитель народа, сформированного традицией прочтения Книги) в кипе (то есть последователь талмудической традиции прочтения этой книги), да еще и в черной, не вязанной (вспоминается афоризм профессора Шинана из Иерусалимского университета: «Скажи мне, в какой ты кипе, и я скажу, кто ты»). Значит, этот человек, помимо всего прочего, — результат осознанного отказа раввинов, героев Мишны и Талмуда, от «внешних» традиций, — они так их и именовали: «внешние книги». Рабби Акива, например, говорил, что у читающего книгу Бен-Сиры нет удела в Будущем мире. То есть они отдавали себе отчет в том, чем занимаются. Они создавали евреев. Вот таких евреев — без Бен-Сиры и книги Юбилеев, отвергнутых мудрецами в качестве канонических текстов. Евреев, празднующих в Хануку чудо огней, а не день победы.

Ответ на мой вопрос я получил не столько в интервью, сколько в трудах Кугела. Он занимается не этим — не выяснением, кто прав, победившие или забытые. Он занимается анализом мышления древних, выяснением источников его формирования. Например, в «Доме Потифара» он разжевывает общий мотив, иногда еле слышимый в очень далеких друг от друга прочтениях истории Йосефа Прекрасного. Он отсеивает конъюнктуру — политическую, религиозную, родовую — и вычленяет некое представление, общее для всех, и при этом не вытекающее из простого понимания текста. И это ядро есть предмет его поиска. Следовательно, так люди понимали это место в этом тексте 2000 лет назад. А почему они понимали его именно так? Значит, у них был не вызывающий сомнения инструмент этого понимания. Он-то и есть предмет интереса профессора Кугела. Его-то и воссоздает он по крупицам.

Наверняка, в моем пересказе потерян весь «цимес». Тогда поверьте мне на слово: все это намного интереснее любого лихо закрученного детектива. Впрочем, не верьте мне на слово: прочтите книги Кугела и приходите на потрясающие лекции, которые организовывает проект «Эшколот» в России.

Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.