[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2011 СИВАН 5771 – 6(230)

 

ИСТОРИЯ ДАВИДА И БАТ-ШЕВЫ

Ицхак Стрешинский

Шестого числа месяца сиван, в праздник Шавуот, скончался царь Давид — псалмопевец и царь-основатель единственной легитимной династии сыновей Израиля, жизнь и деятельность которого подробно описаны в Танахе (Шмуэль I, начиная с 16-й главы, Шмуэль II, первые две главы Млахим I).

В нашей статье речь пойдет о взаимоотношениях Давида и Бат-Шевы. Споры об этой истории не утихают с древних времен до наших дней.

 

История Давида и Бат-Шевы в Танахе

История начинается с того, что Давид послал на войну с аммонитянами войско под руководством военачальника Йоава. Однажды Давид случайно увидел купающуюся на крыше соседнего дома красивую женщину. Давид послал разузнать о ней, и ему сообщили, что это — Бат-Шева, дочь Элиама, жена одного из командиров воюющей армии — Урии-хетта. Давид велел привести ее и овладел ею. При этом в Танахе сообщается, что она «от нечистоты своей омывалась». Затем Бат-Шева вернулась в свой дом.

Через некоторое время Бат-Шева известила Давида о том, что беременна. Давид велел Йоаву прислать к нему из действующей армии мужа Бат-Шевы, Урию. Когда Урия прибыл, царь расспросил его о делах Йоава, о положении войска, о ходе войны и велел «идти в свой дом и омыть ноги». Урия вышел из царского дворца, и за ним вынесли угощение от царя. Но он не пошел в свой дом, а лег спать у входа в царский дворец «со всеми слугами его господина». Когда Давиду доложили, что Урия не пошел домой, царь спросил: «Ведь ты же с дороги, почему же ты не пошел к себе домой?» Урия ответил: «Ковчег, и Израиль, и Йеуда пребывают в шатрах, и господин мой Йоав, и слуги господина моего стали станом в поле, а я войду в дом свой есть, пить и лежать с женою своей?! Жизнью твоею клянусь и жизнью души твоей — не сделаю я этого!» (Шмуэль II, 11:11).

Давид велел Урии остаться в Иерусалиме еще на один день. Он пригласил его к своей трапезе и напоил допьяна. Однако Урия опять не вернулся домой и лег спать со слугами. Утром Давид написал письмо Йоаву и отослал с Урией. В письме было указание поставить Урию в месте самого жестокого сражения и отступить от него, чтобы тот погиб. Далее сообщается, что, осаждая город, Йоав поставил Урию в то место боя, где, как он знал, были отважные воины противника. Урия погиб вместе с другими бойцами. Йоав послал вестника к Давиду, дав повеление: когда он закончит доклад о ходе сражения, если царь разгневается и спросит, почему войска подошли так опасно близко к городу, сказать: «Умер также и раб твой Урия-хейтиец».

Вестник сообщил Давиду, что, когда врагов оттеснили к самым воротам, лучники стали стрелять со стены и что среди погибших был и Урия. Давид велел передать Йоаву, «…пусть не будет это делом злым в глазах твоих…», ибо каждый может пасть от меча, и велел усилить осаду и разрушить город.

Далее сообщается, что «жена Урии» (именно так названа Бат-Шева в стихе 26) услышала, что муж погиб, и оплакивала его. После окончания ее траура Давид велел взять Бат-Шеву в свой дом, она стала его женой и родила ему сына. Глава заканчивается словами: «Но дело, которое сделал Давид, злым было в очах Г-спода» (Шмуэль II, 11:27).

В 12-й главе рассказывается, что Всевышний послал к Давиду пророка Натана, и тот рассказал царю притчу о бедняке, у которого не было ничего, кроме одной овечки, которая была для него как член семьи. Эту овечку забрал у него богатый сосед и приготовил из нее кушанье для зашедшего к нему гостя. Давид разгневался и сказал, что человек, так поступивший, достоин смерти и должен заплатить вчетверо за овечку и за то, как немилосердно он поступил. В ответ Натан сказал: «Ты — тот человек!» Пророк обратился к Давиду, спрашивая, почему он пренебрег словом Всевышнего, сделав то, что является злом в Его глазах, — убил Урию руками аммонитян и забрал его жену себе в жены? Натан сообщил о бедах, которые придут в дом Давида, и Давид признал: «Согрешил я перед Г-сподом» (Шмуэль II, 12:13). Далее в 12-й главе рассказывается о болезни и смерти сына Давида и Бат-Шевы, а в следующих главах — о других несчастьях, постигших царя Давида и его семью.

«Сокрушение Давида». Юлиус Шнор фон Каросфельд. Из серии «Иллюстрированная Библия».
1840–1860-е годы

 

Мнения мудрецов Талмуда

В Вавилонском Талмуде есть несколько обсуждений этой истории мудрецами. В трактате Шабат читаем такое высказывание: «Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани от имени рабби Йоханана: “Каждый, кто говорит, что Давид согрешил, — ошибается”» (Шабат, 56а). Далее приводятся различные высказывания мудрецов, которые, опираясь на стихи из Танаха, обосновывают свое мнение о том, что грех Давида не был таким однозначным, как может показаться при чтении текста Танаха.

Среди прочего, мудрецы считают, что Давид поступил неправильно, «убив Урию мечом аммонитян», так как он должен был судить его как бунтовщика в Сангедрине — верховном суде мудрецов Торы. То, что Урия был бунтовщиком, мудрецы учат из слов, сказанных им Давиду: «…и господин мой Йоав, и слуги господина моего стали станом в поле…» (Шмуэль II, 11:11). Раши[1] объясняет, что бунт Урии заключался в том, что в присутствии царя он назвал Йоава своим господином, тогда как в разговоре с царем должен был сказать «твой раб Йоав». И действительно, читая слова Урии, обращенные к Давиду, легко увидеть, что он говорил с царем весьма дерзко. Возможно, причиною было то, что до Урии дошли слухи о произошедшем между его женой и Давидом. Так или иначе, но нигде в Танахе не сообщается, знал ли Урия об их взаимоотношениях.

Еще одно важное высказывание мудрецов касается того, что, вступив в отношения с Бат-Шевой, Давид не нарушил запрета об отношениях с замужней женщиной. «Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани от имени рабби Йоханана: “Каждый уходящий на войну дома Давида писал гет (документ о разводе) жене”». Этот документ о разводе был обусловлен возможностью невозвращения мужа с войны и вступал в силу с того момента, как муж давал его жене.

Мудрецы приходят к такому выводу на основании рассказа о том, как Ишай, отец Давида, посылая будущего царя к старшим братьям, ушедшим на войну, велел отнести им еду, справиться об их благополучии и взять у них то, что в тексте называется «арубатам» (см. Шмуэль I, 17:18). Значение этого слова неясно. В трактате Шабат приводится мнение рава Йосефа: речь идет о вещах, связывающих мужа и жену, и мудрецы учат, что речь о разводных документах.

Отметим, что в книгах Танаха гет не называется словом «аруба», и можно предложить другое объяснение этого слова. Например, такое: Ишай велел Давиду принести от братьев что-нибудь, свидетельствующее о том, что он видел их и они живы и здоровы. Отметим: в разных переводах Танаха на русский язык слово «арубатам» переводили по-разному. Так, в переводе Д. Йосифона это слово переводится как «ручательство». В переводе издательства «Шамир» это слово переводится как «залоги» и далее приводится объяснение в квадратных скобках: «документы о разводе на тот случай, если муж пропадет без вести: чтобы его жена могла снова выйти замуж». А в переводе издательства «Гешарим» понимают это слово как продолжение поручения узнать о здоровье братьев, которое дает Ишай Давиду, и переводят: «И справься у них об этом».

Упомянем и другие мнения об истории Давида и Бат-Шевы мудрецов Талмуда. Так, в трактате Сангедрин, 107а-б темой обсуждения является то, что Давид просил Всевышнего об испытании и не выдержал его. Там же высказывается мысль о том, что Бат-Шева была предназначена Давиду, но он преждевременно вступил с ней в отношения. А в трактате Йома, 22б мудрецы обсуждают, почему царство Шауля прекратилось, а царство Давида — нет. Там приводится мнение, что поступок с Бат-Шевой был грехом Давида, за который тот был многократно наказан.

 

Мнения классических комментаторов

Классические комментаторы Танаха по-разному оценивали историю Давида и Бат-Шевы. Раши, следуя мнению мудрецов Талмуда, высказанных в трактате Шабат, объясняет, что каждый ушедший на войну оставлял жене гет, который вступал в действие, если муж погибнет на войне. И после гибели Урии Бат-Шева считалась разведенной с того момента, как получила документ о разводе.

Радак[2], комментируя слова «от нечистоты своей омывалась» (Шмуэль II, 11:4), пишет, что здесь сообщается, что Давид, вступив в отношения с Бат-Шевой, не нарушил законов о чистоте семейной жизни, а нарушил закон о запрете отношений с замужней женщиной. Радак, однако, приводит также и мнение мудрецов: каждый, кто шел на войну, оставлял жене гет, и объясняет, что Давид способствовал смерти Урии, чтобы Бат-Шева считалась разведенной с момента получения гета.

Рабби Йосеф Ибн-Каспи[3] пишет в своем комментарии к Шмуэль II, 11:6: у него нет сомнения — Давид согрешил, так как нельзя игнорировать стих «Но дело, которое сделал Давид, злым было в очах Г-спода» (Шмуэль II, 11:27), а также обличения Натана и слова самого Давида: «Согрешил я перед Г-сподом» (Шмуэль II, 12:13).

Поведение Давида подверг осуждению и рабби Ицхак Абарбанель[4], перечислив пять грехов, которые совершил Давид. Первый грех заключался в том, что тот взял себе замужнюю женщину. Это выглядело особенно плохо, если учесть, что Давид был царем и взял себе жену своего подданного, который в это время служил ему и воевал на его войне. Второй грех — это усилия Давида отправить Урию к своей жене, чтобы ребенок, которого ждала Бат-Шева от Давида, считался ребенком Урии. Абарбанель отмечал: для такого великого царя, как Давид, низость делать так, чтобы его будущий ребенок считался сыном Урии и не относился к царскому дому. Третий грех Давида, по мнению Абарбанеля, состоял в том, что тот велел поставить Урию на самый опасный участок и этим добавил к своему первому греху еще и грех кровопролития. Четвертый грех состоял в том, что Давид способствовал смерти Урии от меча врагов-аммонитян. Более того: вместе с Урией погибло много воинов из сынов Израиля. Пятым грехом, по мнению Абарбанеля, было то, что, когда прошла неделя траура по Урии, Давид сразу же велел взять вдову в свой дом, сделав ее своей женой, и не выждал хотя бы девяноста дней, которые должны пройти после смерти мужа, прежде чем его вдова вновь выйдет замуж.

Далее Абарбанель процитировал слова мудрецов из трактата Шабат о том, что грех Давида не так серьезен, как может показаться при чтении Танаха, и считал, что это толкование не соответствует простому пониманию текста. Аргументируя свое мнение, Абарбанель цитировал слова Давида «Согрешил я перед Г-сподом» (Шмуэль II, 12:13). Он также не принял тот довод мудрецов, что Урия, уходя на войну, оставил жене документ о разводе, так как стих, на котором основывалось объяснение мудрецов, не имеет отношения к этой теме. Кроме того, согласно тексту Танаха, Давид посылал Урию к жене, и это значит, что они не были разведены.

Абарбанель подвел итог своему толкованию истории Давида и Бат-Шевы и написал, что его устраивает такое понимание текста: Давид согрешил, полностью признал свой грех, чистосердечно раскаялся, принял наказание, и этим были искуплены его грехи. И хотя, как мы видели, мнение Абарбанеля о поступке Давида разделяли не все еврейские мудрецы и комментаторы, сама идея признания греха, раскаяния и исправления актуальна и важна для каждого из нас. В книге Коелет сказано, что нет на земле праведного человека, который делал бы только хорошее и не согрешил бы. В соответствии с этим правилом, Танах сообщает о неблаговидных поступках и тогда, когда их совершают великие люди. Цель этого — напомнить о возможности исправить содеянное, о долге и праве раскаяться и начать все с чистого листа.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Рабби Шломо Ицхаки (Раши; 1040–1105) — комментатор Танаха и Талмуда, автор широко известного, ставшего классическим комментария к Торе.

 

[2].       Рабби Давид бар Йосеф Кимхи (Радак; ок. 1160 — ок. 1235) — комментатор Танаха, грамматик.

 

[3].       Рабби Йосеф Ибн-Каспи (1297–1340) — комментатор Танаха, философ, грамматик.

 

[4].       Ицхак бен Йеуда Абарбанель (1437–1508) — комментатор Танаха, философ, государственный деятель.