[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2011 СИВАН 5771 – 6(230)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

29 швата, 5717

<…> Мне было приятно получить твое письмо, в котором ты написал, что 22 швата отпраздновал свою бар мицву. Я уверен, что твой учитель <…> объяснил всю важность и значимость возраста бар мицва — с этого дня ты стал полноправным евреем и обязан исполнять все заповеди в полном объеме.

Поскольку ты написал, что в ближайшую субботу будешь читать в синагоге весь недельный раздел Трума[1], в процессе подготовки ты, несомненно, многократно повторял слова: «И построят мне святилище, и Я буду обитать среди них»[2]. Комментируя эти слова, мудрецы говорят, что «среди них» означает, что Всевышний желает поселиться в душе каждого еврея. Иными словами, каждый еврей является Святилищем. Так же как Храм был чист и свят, так и каждый еврей должен быть чист и свят, чтобы Творец нашел его сердце достойным служить Ему жилищем. Как ты знаешь, для того, чтобы еврей стал «святилищем» для Всевышнего, он должен следовать путем нашей святой Торы и соблюдать ее святые заповеди. Это не слишком трудно, если у человека есть желание и решимость, а Творец, в свою очередь, облегчает нам эту задачу, давая преуспеть в каждом начинании.

Ребята с твоей улицы, о которых ты написал, совершенно не правы, когда говорят тебе, что в общеобразовательной школе ты мог бы получить лучшее образование. Лучшее образование еврейский мальчик может получить только в ешиве, поскольку она поможет ему стать «святилищем» для Всевышнего, на­учив его Торе и заповедям. И это гарантирует ему подлинное счастье. <…>

 

24 мархешвана, 5723

<…> Вы просили меня высказать свое мнение по поводу внеконфессиональной молитвы[3], ставшей предметом жарких дискуссий после того, как Верховный суд США хотя и не единогласно, но большинством голосов признал ее неконституционной. Я повторю свою точку зрения в этом письме, хотя несколько месяцев назад объяснил ее публично.

Для начала хотел бы уточнить, что мое мнение учитывает следующие аспекты этой проблемы.

1. Речь идет именно о внеконфессиональной молитве, которая звучит так: «Всемогущий, мы признаем, что зависим от Тебя, и просим благословить нас, наших родителей, учителей и нашу страну».

2. Ученики произносят эту молитву хором, вместе с учителем.

Я подхожу к этой проблеме с точки зрения нашей Торы (глубоко убежден, что именно эта позиция соответствует интересам США в наибольшей степени).

Важно помнить, что этот вопрос касается значительного числа учащихся государственных школ, не получающих никакого религиозного образования ни утром, ни во второй половине дня, многие из них не посещают даже воскресных школ. Об их количестве можно судить, если мы вычтем число учеников, посещающих религиозные занятия во второй половине дня и/или воскресные школы (в обоих случаях речь идет о минимальном объеме преподавания), из числа учеников государственных общеобразовательных школ. Если это будет сделано, мы поймем, как много детей не получают никакого религиозного образования.

С точки зрения Торы и «Шульхан арух», следует учитывать следующие соображения.

1. Молитва — это заповедь, данная Б-гом.

По мнению всех законоучителей, существует заповедь ежедневно молиться Творцу[4]. Разумеется, текст еврейских молитв давно установлен, однако, согласно закону, при некоторых условиях (например, если речь идет об угрозе жизни, каких-либо серьезных помехах и т. д.) можно произнести короткую молитву и этого будет достаточно для исполнения заповеди. Соответственно, с точки зрения еврейского законодательства подобная молитва является допустимой, поскольку содержит два основных элемента: признание Всевышнего и обращение к Нему с просьбой.

2. Принятие «ярма власти Небес».

Признание власти Всевышнего, подчинение ей — также из тех требований Торы, которые следует исполнять ежедневно. Это основная цель ежедневного чтения молитвы «Шма Исраэль…». И хотя необходимо произнести слова «Шма», чтобы выполнить эту заповедь в полной мере, идею принятия «ярма власти Небес» можно выразить в любой подходящей форме.

Поэтому еврейские дети, которые не читают «Шма» каждый день, могут исполнить заповедь принятия «ярма власти Небес», произнеся внеконфессиональную молитву.

3. Есть заповеди, которые еврей обязан исполнять не только ежедневно, но постоянно, например, верить в Б-га, любить Его и трепетать перед Ним (эти заповеди перечислены и подробно объяснены в предисловии к «Сефер а-Хинух»[5]).

К сожалению, множество еврейских и нееврейских учеников общеобразовательных школ, равно как и их родители, могут в течение многих дней и даже месяцев не задуматься о Творце, не говоря уже о любви к Нему или трепете перед Ним. Повсеместное отсутствие интереса к религии и религиозному образованию у родителей учеников общеобразовательных школ проявляется в том, что их дети, как мы уже сказали, не получают никакого религиозного образования. Некоторые родители оправдывают пренебрежение религиозным образованием финансовыми трудностями, однако это объяснение опровергается всем их образом жизни, когда гораздо менее важные вещи оказываются приоритетными.

Соответственно, внеконфессиональная молитва, декларирующая признание Всевышнего и то, что благополучие страны, а также родителей, детей и учителей зависит от Его благословения, будет для многих детей единственной возможностью ежедневного «личного контакта» с Б-гом.

4. В некоторых кругах можно услышать предположение, что запрет подобной молитвы будет, так или иначе, компенсирован усилением домашнего религиозного образования. С учетом упомянутого выше отношения родителей к религии это маловероятно. Так что единственным неизбежным следствием объявления такой молитвы вне закона будет то, что тысячи детей вообще лишатся возможности поминать Всевышнего ежедневно.

5. Что касается утверждений, что подобная внеконфессиональная молитва обладает небольшой религиозной ценностью, поскольку она быстро станет механическим повторением и никак не повлияет на душу произносящего ее ребенка, — то же самое, причем с куда большим основанием, можно сказать и о взрослых, а также о ежедневной молитве в любом другом месте. Для многих людей посещение Дома молитвы, к сожалению, не является проявлением глубокого религиозного чувства и носит скорее социальный характер.

Как известно, дети обычно искреннее и восприимчивее взрослых. Кроме того, многое зависит от учителя — если он сможет наполнить молитву личным чувством, то произнесение ее не превратится в механическую скороговорку.

6. Освящение и осквернение Имени (кидуш а-Шем и хилуль а-Шем).

Оправданно или нет, однако значительная часть американцев, а также множество людей во всем мире рассматривают попытку запретить короткую внеконфессио­нальную молитву как попытку изгнать религию и даже само имя Всевышнего из государственного школьного образования. И тем самым изгнать Его также из личной жизни большинства американских детей (поскольку их личность, характер и мировоззрение в значительной степени формируются именно в школе).

За исключением незначительного числа последовательных секуляристов и атеистов, практически нет таких родителей, которых бы искренне возмущало наличие подобной молитвы. Соответственно, лишь эти категории людей убежденно выступают против молитвы, равно как и любых иных упоминаний Творца. Поэтому все те, кто против нее возражают, автоматически оказываются в одном лагере с секуляристами в глазах окружающих. А это, несомненно, колоссальное «осквернение Имени», удар по репутации еврейского народа в глазах верующих неевреев.

7. Еще одно важное соображение — ответственность, которую иудаизм возлагает на своих последователей за распространение веры в Творца среди неевреев. Вне всякого сомнения, нам запрещено ослаблять в них эту веру каким-либо образом — это будет нарушением запрета Торы: «Перед слепым не клади преграды»[6].

8. С точки зрения еврейского закона совершенно очевидно, что каждый живущий по Торе еврей должен использовать все легальные конституционные средства, чтобы решение большинства Верховного суда о внеконфессиональной молитве было отменено.

9. Удивительно, но многие считают, что, поскольку Верховный суд является высшей судебной властью страны, его решение является окончательным и ничего нельзя с этим поделать.

Разумеется, это не так, поскольку конституция предусматривает возможность принимать и аннулировать законы и даже вносить поправки в саму конституцию. Поэтому, если общественное мнение этого потребует, можно будет найти конституционные средства, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Это одна из основ демократической системы, которой эта страна по праву гордится. Это также соответствует интересам еврейской общины, которая аналогичным образом может законно требовать отмены «воскресных законов»[7], несправедливых и дискриминационных в отношении евреев, соблюдающих субботу.

10. В некоторых кругах можно услышать мнение, что произнесение подобной молитвы так, как это было принято — с непокрытой головой, ограничиваясь всего лишь двадцатью двумя словами, — может ввести в заблуждение учеников, не знающих даже азов нашей религии. Эти дети могут решить, что такая молитва, а также манера ее произнесения полностью соответствуют требованиям Торы и нормам еврейской веры — что еврей может молиться с непокрытой головой, что совсем не обязательно ходить в синагогу, и т. д.

На мой взгляд, эти опасения никак не оправдывают отказ от всех перечисленных выше преимуществ, которые приносит подобная молитва. Если быть точнее, эти опасения не могут оправдать лишения многих еврейских детей возможности исполнить заповеди, особенно с учетом того, что речь идет об основополагающих заповедях.

Разумеется, необходимо найти способ, чтобы полностью исключить, или, по крайней мере, уменьшить опасность возникновения подобных заблуждений. Лучшим решением было бы записать всех детей, которые учатся сегодня в общеобразовательных школах, в талмуд торы, хотя бы на послеобеденные часы. Однако, независимо от этого, жизненно необходимо, чтобы они молились каждый день, даже если это будет всего лишь внеконфессиональная молитва.

Я хочу также обратиться ко всем, кому небезразлично происходящее вокруг, к тем, кого особенно беспокоят проблемы подрастающего поколения, — давайте рассмотрим этот вопрос в контексте последних событий нашего смутного времени.

На фоне нарастающей напряженности и угрозы ядерной войны[8], в то время, когда наращивающий мощь коммунизм все решительнее теснит свободный мир, подчиняя своему влиянию не только недавно захваченные территории[9], но и души живущих в свободных демократических странах людей, на фоне увеличивающейся подростковой преступности, — Америке повезло: сотни тысяч детей, мальчиков и девочек, евреев и неевреев, по всей стране ежедневно возносили свои детские голоса в молитве Всевышнему, провозглашая Его владыкой мироздания, прося у Него благословить страну, которую они любят, выражая уверенность в Его милосердии.

Представьте себе эту картину и скажите: разве можно закрывать рот американским детям, говоря им: «Прекратите славить Творца! Прекратите Ему молиться! В американской общеобразовательной школе это запрещено!»

Какой эффект произведет этот запрет на подрастающее поколение? Сможет ли кто-нибудь оправдать в глазах детей, далеких от тонкостей конституционного законодательства, тот вред, который этот запрет нанесет стране, в которой свобода вероисповедания считается одной из главных ценностей?

Я надеюсь, что каждый еврей, которому дорого духовное наследие его народа, будет придерживаться в этом вопросе единственной точки зрения, соответствующей нашей традиции: следует всячески поддерживать благочестие и соблюдение заповедей в любое время и в любом месте, особенно когда речь идет о детях, чье будущее зависит от нас. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Шмот, 25:1-27:19.

[2].       Шмот, 25:6.

[3].       Молитва, написанная для государственных школ Нью-Йорка. В 1962 году Верховный суд США, рассмотрев дело «Энгел против Вайтели», признал произнесение этой молитвы в государственных школах противоречащим конституции.

[4].       «…Повеление служить Ему, да будет Он превознесен <…> имеется в виду заповедь молитвы» (Рамбам, Книга заповедей, Предписывающие заповеди, 5).

 [5].       «Сефер а-Хинух» — анонимный трактат XIII века, автор которого (предположительно барселонский раввин Аарон а-Леви) объясняет смысл каждой из 613 заповедей.

 [6].       Ваикра, 19:16

 [7].       Во многих штатах США действуют законы, запрещающие торговлю по воскресеньям и христианским праздникам. Эти законы весьма затруднительны для религиозных евреев, не торгующих и по субботам, и, соответственно, теряющих не один, а два рабочих дня.

 [8].       Письмо было написано вскоре после Карибского кризиса (октябрь 1962 года), который едва не закончился ядерным конфликтом между СССР и США.

 [9].       Скорее всего, Ребе имеет в виду события на Кубе, закончившиеся в 1959 году бегством диктатора Батисты и созданием коммунистического правительства Фиделя Кастро.