[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2011 СИВАН 5771 – 6(230)
Сидни Люмет. Когда гневается режиссер
9 апреля не стало режиссера Сидни Люмета. Он умер в свом доме на Манхэттене, в Нью-Йорке, где прожил почти всю жизнь, в городе, который с упоением снимал.
Сидни Люмет снимал кино о том, что волнует всех. О социальных проблемах, о пороках общества, о неправедных судах — так, что от этих кадров нельзя было глаз оторвать. Каждое лицо в этих фильмах кажется главным, каждая реплика — не просто так, будь то «Вердикт» с Полом Ньюменом, «Собачий полдень» с юным Аль Пачино или «Телесеть», где в главном герое — сотруднике вымышленной телекомпании, которого играет Питер Финч, режиссер вывел самого себя. Пожалуй, только «Телесеть» повторила успех главного люметовского шедевра — «12 разгневанных мужчин».
Покончив за несколько лет проб режиссерского пера с сериалами, которых Люмет к 33 годам успел наснимать больше десятка, в 1957 году он сделал свой первый метр — и обеспечил свое имя бессмертием. Хотя задача была нереальна: снять полуторачасовую историю, построенную только на разговорах, которые ведет дюжина благополучных американцев, так, чтобы ее можно было смотреть. Причем идея была не режиссера — не страдая амбициями драматурга, Люмет часто брал известные пьесы и готовые сценарии. Но лишь те, которые гарантированно стоили его таланта и сил. А телепьесу Реджинальда Роуза выбрал даже не режиссер, а актер Генри Фонда, который выступил здесь в качестве продюсера. Он и пригласил Люмета поставить с собой в главной роли кино.
В отличие от жалкого ремейка, снятого нашим соотечественником полвека спустя, «12 разгневанных мужчин» — великий фильм. А ведь, по сути, это экранизация классической пьесы: единство времени, места и действия — всё здесь есть. Впоследствии Сидни Люмет брался и за экранизацию настоящей классики — его «Чайка», снятая в 1968-м с Джеймсом Мейсоном в роли Тригорина и юной Ванессой Редгрейв, считается одной из самых адекватных мировых экранизаций Чехова. Театр был важен для Сидни Люмета. С театра у него все началось.
Театру принадлежали его родители — танцовщица Евгения Вермус Люмет и актер Барух Люмет, евреи, перебравшиеся после революции из Варшавы в Филадельфию. Оба играли в еврейском театре, на идише. Их сын, родившийся в 1924 году, и вышел на сцену родительского театра в пять лет.
Еврейское лобби всегда было сильно в американском кинематографе, где подавляющую часть профессионалов представляли евреи и итальянцы. И сегодня это во многом так, но в 1950-х среда была куда более однородной. Это видно и по «12 разгневанным мужчинам», где в роли одного из присяжных занят старый приятель Люмета по Филадельфии Джек Клюгман, а снимал фильм блестящий оператор Борис Кауфман, брат Дзиги Вертова, сохранивший в Америке без последствий для карьеры настоящее имя.
Барух Люмет вполне плодотворно дожил до 92 лет. Его прославленный сын — до 86. Почти полвека карьеры, и как результат — 70 с лишним фильмов. Из них почти четыре десятка — полнометражные ленты: Люмет снимал, в среднем, по одной в год. Последнюю 83-летний режиссер красноречиво назвал «Прежде чем дьявол узнает, что вы мертвы».
У него было мало наград. Десятки номинаций на главные кинопремии почти не принесли улова: «Золотой глобус» за «12 разгневанных мужчин» и приз ФИПРЕССИ на Берлинале за «Ростовщика» — вот все, что он получил. Своего первого и последнего «Оскара» Люмет обрел в 2005-м, по совокупности заслуг. Которые и сегодня невозможно переоценить.
Ирина Мак
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.