[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

18 ОЛИв для ЛЮБИМова

Юрий Солодов

Фойе Театра на Таганке. Юрий Любимов встречает гостей, раскланивается со знакомыми. Вид — победительный. Дорогой костюм, пижонский черный шарфик, глаза такие живые, что кажется — плавают впереди лица. Юрий Петрович стойко выдерживает небольшой водоворот журналистов, явно получает от этой суеты удовольствие.

Рассказывает Юрий Любимов...

 

Тема вечера: «Юрий Любимов и Вечный город Иерусалим». Мой вопрос: «Что-нибудь из театрального мира Израиля вам показалось интересным?» — как будто вызывает у него удивление. Я развиваю: «Вы же видели там какие-то постановки? Что-то на вас произвело впечатление?» Любимов пожимает плечами и произносит решительно: «Нет. Впечатления сильного от их драматического искусства у меня не было». И с вызовом добавляет, что театр «Габима» стал провинциальным.

В отличие от коллег, для Иерусалима у Юрия Петровича находится гораздо больше теплых слов:

— Меня пригласил мэр города Тедди Колек, ныне покойный, — вспоминает Любимов. — Пригласил, когда я был лишен советского гражданства. Я тогда вынужден был часто менять места проживания, страны, театры… Так что его предложение было более чем кстати. Тедди — человек, который фактически создал облик сегодняшнего Иерусалима. Он отстроил его заново после Шестидневной войны. Это человек, который вставал каждый день в пять утра и проезжал по всем улицам, наблюдая, что там происходит. Как строят. Чтобы был камень, который нужен. Чтобы не было никакого безобразия. У Тедди была квартира в красивом месте — для гостей, к которым он проникся какими-то чувствами. И в этой квартире я жил. Сидел на балконе и смотрел, как восходит солнце. Как заходит солнце… Удивительные краски. Иерусалим становится вначале золотым, потом красноватым, потом сиреневым. А потом как-то исчезает. А утром он возрождается… Иерусалим вызывает разные чувства в старом человеке. Вызывает желание обдумать жизнь. И вопрос: как дальше ее строить? В нем растворяешься. Город завораживает, расслабляет. Мне говорили, что Артур Миллер приезжал сюда, хотел поработать, но потом раньше времени уехал. Сказал, что не может здесь работать: город завораживает, расслабляет. И действительно, ты просто сидишь и созерцаешь… это чудо. В какой-то момент я подумал: «Ну все. Хватит». И вернулся в Москву. Работать. Восстанавливать театр.

На вечере посол Израиля госпожа Дорит Голендер рассказала, как родилась идея вечера:

— Перед моим отъездом на дипломатическую службу в Москву ко мне обратилась Клара Эльберг, директор Русской библиотеки в Иерусалиме, с просьбой вручить книгу «Ветераны войны — иерусалимцы» Юрию Любимову. Эта книга была издана в Израиле в честь 65-й годовщины второй мировой войны, в ней фигурирует и Юрий Любимов. Так как Любимов неразрывно связан с Иерусалимом, в котором он жил и работал, мне, безусловно, захотелось передать подарок в праздничной атмосфере.

Помимо книги Юрию Петровичу был вручен также почетный сертификат на 18 оливковых деревьев, посаженных в Израиле в его честь Российским еврейским конгрессом. Количество деревьев в роще выбрано не случайно: буквы, обозначающие в иврите число 18, одновременно составляют слово «жизнь».

Выступления официальных лиц перемежались эффектными руладами еврейских молитв в исполнении актера Театра на Таганке. В какой-то момент Юрий Петрович задумчиво спросил у актера: «Саша, а не много ли ты поешь?» И улыбнулся мягкой, режиссер­ско-лю­до­ед­ской улыбочкой. Я так понял, это шутка была. Профессиональный щипок. Чтобы актеры не расслаблялись.

…Что касается собственно вечера, то, как ни странно, он не показался срежиссированным. А наоборот — спонтанным, хаотичным и каким-то клочковатым, что ли. Впрочем, не исключено, что сам Любимов и не имел отношения к его организации.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.