[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

Иудаика и высшее еврейское образование в Санкт-Петербурге (Ленинграде)

Игорь Тантлевский

5 марта сего года в Санкт-Петербургском государственном университете была учреждена кафедра еврейской культуры. Кафедра является наследницей и правопреемницей Центра библеистики и иудаики, основанного 11 лет назад в рамках официального соглашения о сотрудничестве между СПбГУ и Еврейским университетом в Иерусалиме. Создание подобной кафедры в старейшем и одном из лучших университетов России с большой вероятностью окажет благотворное влияние на развитие отечественной иудаики, а в дальнейшем, возможно, и на интеллектуальную культуру российского еврейства.

Орнаментальная заставка с микрографией (фрагмент). Петербургский кодекс. 1008–1013 годы. Самый древний и авторитетный дошедший до нас полный датируемый масоретский список Еврейской Библии. Российская национальная библиотека

 

О причинах создания кафедры, ее задачах и перспективах мы поговорили с ректором СПбГУ Н.М.Кропачевым и заведующим кафедрой И.Р.Тантлевским, о том, каково на ней учиться, нам рассказали студенты, а увидеть новую кафедру в контексте питерского высшего еврейского образования XIX–XXI веков читателю поможет очерк о развитии иудаики в Санкт-Петербурге/Ленинграде.

Санкт-Петербургу принадлежит особая роль в истории и развитии не только российской, но и мировой науки о еврействе — иудаики. Именно здесь, в столице Российской империи, на территории которой проживало к началу XX века около 6 млн евреев (т. е. приблизительно столько, сколько в современном Израиле), еще в XIX веке появляются первые в стране еврейские культурно-просветительские организации, зарождается и развивается российская иуда­ика. Исследования еврейского культурного наследия, осуществлявшиеся петербургскими учеными, в значительной степени повлияли на формирование современной еврейской национальной идентичности. В библиотеках и архивах Петербурга до настоящего времени хранятся крупнейшие в мире коллекции еврейских рукописей, во многих отношениях превосходящие знаменитые собрания Оксфорда, Иерусалима и Нью-Йорка: это и ценнейшие библейские масоретские манускрипты (в том числе знаменитый Ленинградский кодекс [1008–1013 годы] — древнейший и наиболее авторитетный из дошедших до нас полный датируемый масоретский список Еврейской Библии), крупнейшее собрание еврейско-арабских рукописей (около 9 тыс. единиц), грандиозные коллекции и архивы по истории и культуре восточноевропейского еврейства Нового времени. В Петербурге хранятся также и значительные собрания еврейских книг, включая инкунабулы и палеотипы.

В 1863 году под председательством барона Евзеля Гинцбурга в Петербурге возникает Общество для распространения просвещения между евреями в России. В 1892 году, откликнувшись на призыв историка С. Дубнова, группа молодых историков-любителей Петербурга создала при этом Обществе специальную Еврейскую историко-этнографическую комиссию, которая в течение нескольких лет сумела подготовить и выпустить в свет ряд интереснейших документальных изданий и библиографию «Литература о евреях на русском языке». В 1908 году эта Комиссия была преобразована в Еврейское историко-этнографическое общество, которое с 1909 года начало выпуск первого в России еврейского научного исторического журнала «Еврейская старина». В 1910–1913 годах в Петербурге под руководством С. Гинзбурга вышли в свет четыре тома сборника «Пережитое». На его страницах было опубликовано значительное количество источников по истории российского еврейства. В 1916 году при Еврейском историко-этнографическом обществе возникает Еврейский музей, аккумулировавший материалы, собранные в 1911–1914 годах этнографическими экспедициями под руководством С. Ан-ского.

Коллекции еврейских рукописей и книг начали складываться в Петербурге с середины XIX века. В первую очередь следует назвать коллекцию древних еврейских рукописей (т. н. «Коллекцию А. Фирковича») в Российской национальной библиотеке (бывшая Императорская публичная библиотека). Около полувека ее изу-чением и хранением занимался выдающийся востоковед, филолог и историк Авраам Гаркави. В XX веке описанием этого рукописного собрания занимались такие ученые, как П. Коковцов, И. Маркон, А. Борисов, И. Равребе, Л. Вильскер и др.

С 1860-х годов коллекционированием еврейских книг и рукописей начала заниматься семья Гинцбург. При Давиде Гинцбурге это собрание становится самой крупной частной еврейской библиотекой в Европе. Д. Гинцбург стал первым ректором частных Петербургских Курсов востоковедения (открыты в 1908 году) — именно так были вынуждены назвать тогда первое в России еврейское профессиональное национальное высшее светское учебное заведение. К преподаванию на этих Курсах были привлечены лучшие на тот момент специалисты, а их выпускниками стали такие видные ученые, как Й. Кауфман и С. Цейтлин, писатель Ц. Войцлавский, третий президент Израиля Ш.-З. Рубашов (Шазар).

С. Ан-ский (слева) беседует с жителями одного из еврейских местечек Подолии. 1912–1914 годы

 

В 1892 году петербургский купец Л. Фридлянд подарил Азиатскому музею (ныне — Институт восточных рукописей РАН; далее: ИВР) свою уникальную коллекцию еврейских рукописей и книг. На протяжении многих лет их обработкой и изучением занимались такие ученые, как С. Винер и И. Гинцбург. Таким образом, в городе была создана уникальная база источников по истории еврейского народа.

На протяжении десятилетий в Петербурге творили пионеры еврейской национальной историографии: С. Дубнов, Ю. Гессен, С. Гинзбург, И. Цинберг, — люди, заложившие основы и определившие ход развития еврейской национальной историографии. Именно в Петербурге в 1909 году было задумано грандиозное по тем временам многотомное издание «История еврейского народа». Этот коллективный труд был призван обобщить накопленные за предыдущие годы знания об исторических судьбах еврейского народа. Его творческий коллектив составили практически все крупные еврейские историки, проживавшие на просторах Российской империи. Из-за начала первой мировой войны и последовавшей затем экономической и политической разрухи это издание осталось незавершенным, в свет вышло только два тома и в их числе том, посвященный истории евреев в России.

Таким образом, можно констатировать, что к 1917 году в Петербурге/Петрограде была создана и успешно развивалась подлинно научная национальная традиция по всестороннему изучению истории и истории культуры еврейского народа. В созданную систему входили архивные и книжные коллекции, научные объединения, высшее учебное заведение, периодические издания и книжные издательства, выпускавшие на русском языке все виды исторической литературы: от школьных учебников до многотомных исследований.

Годы революционных потрясений и Гражданской вой­ны фактически приостановили дальнейшее развитие иудаики в Петрограде. Хотя следует отметить, что в феврале 1919 года был создан Петроградский еврейский народный университет, переименованный осенью 1920 года в Институт высших еврейских знаний (закрыт в 1925 году). В этом учреждении на протяжении нескольких лет преподавали многие из оставшихся в городе ученых, занимавшихся иудаикой. В 1920-х годах активизировалась работа Общества просвещения среди евреев в России. Его членам удалось выпустить в свет несколько научных и научно-популярных сборников, таких, как «Еврейская летопись», «Еврейская мысль». Продолжило свою деятельность и Еврейское историко-этнографическое общество, которому в тех условиях удалось возобновить издание «Еврейской старины». Однако к концу 1920-х годов как на всю отечественную историческую науку в целом, так и на иудаику началось давление, а затем грянули и репрессии. К этому времени один за другим страну покинули наиболее видные представители национальной историографии: С. Дубнов, С. Гинзбург, И. Маркон, И. Чериковер и др. На рубеже 1920–1930-х годов власти ликвидировали все «несоветские» еврейские научные организации. Запрещено было и издание «Еврейской старины». В 1932 году было ликвидировано и Еврейское отделение рабфака ЛГУ (основано в 1925 году).

Как замечает в своей книге «Евреи Ленинграда: 1917–1939» израильский историк М. Бейзер[1], в России официальная «академическая наука уходила корнями в христианскую библеистику, не признававшую существования единого еврейского народа после разрушения Второго храма. Поскольку марксизм унаследовал эту точку зрения, кафедры по новой еврейской истории не появилось в Ленинграде ни в одном вузе, она не изучалась и в академических институтах[2]. Что касается главного высшего учебного заведения города, Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета, то здесь в области еврейских дисциплин преподавание и исследования, как правило, не шли далее изучения отдельных аспектов гебраистики. Еще в 1855 году на факультете восточных языков университета появляется кафедра древнееврейской, сирийской и халдейской (арамейской) филологии во главе с Д. Хвольсоном (с 1854 по 1884 год — заведующий кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии). Под его руководством в 1868–1872 годах был опубликован Синодальный перевод Библии с еврейского на русский язык. В 1933 году в Ленинграде была открыта кафедра семитских (с 1934 года — семито-хамитских) языков и литератур, где на древнееврейском цикле преподавали И. Франк-Каменецкий, М. Соколов, А. Борисов, И. Бендер, И. Винников. В 1937 году эта кафедра была переведена на восстановленный в ЛГУ филологический факультет.

Групповая фотография преподавателей и студентов Еврейского университета в Петрограде.  На фото: С. Дубнов, И. Цинберг, И. Равребе,
И. Гинцбург и др. 1921 год

 

В 1938 году начались репрессии в отношении того небольшого круга еврейских ученых, которые еще пытались самостоятельно поддерживать национальную научную традицию. Были арестованы и погибли в заключении И. Цинберг, И. Равребе, И. Клейнман. К началу Великой Отечественной войны петербургская научная еврейская историческая традиция была по существу прервана.

В послевоенные годы антиеврейские, антиизраильские и антирелигиозные кампании советского режима крайне затрудняли изучение всего, хоть как-то связанного с еврейством. Эта тенденция господствовала даже в ходе и после хрущевской «оттепели». Дело подчас доходило до абсурда. Когда всенародный любимец Корней Чуковский предложил в 1960-х годах издать для детей пересказ Библии, ему после продолжительных хлопот и разъяснений это разрешили, но с условием, что там не будут упоминаться… Израиль/израильтяне и т. п. Книгу под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» все же удалось издать в издательстве «Детская литература» в 1968 году, однако весь тираж был уничтожен властями (книга стала доступна читателю лишь в 1990 году). А ленинградская исследовательница К. Старкова долго убеждала редактора научного издательства, что слова Бог и Господь в ее переводах кумранских рукописей все-таки следует писать с прописной буквы, ибо эти термины интерпретируются переводчицей как имена собственные. Убедила, но ее книга «Тексты Кумрана», подготовленная к печати в начале 1970-х годов, тогда так и не увидела свет — не в последнюю очередь из-за позиции СССР в Войне Судного дня. (Книга издана в Петербурге лишь в 1996 году — воистину, habent sua fata libelli, «книги имеют свою судьбу»!) И все же кумранология стала, по сути, единственной гебраистической дисциплиной в СССР, которой власти позволили официально и полноценно развиваться на академическом уровне: в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук (ныне — ИВР) сложилась крупная, мирового значения, школа кумранистики (И. Амусин, К. Старкова, М. Елизарова, А. Газов-Гинзберг). Здесь же начинал свои исследования рукописей Мертвого моря автор этих строк.

В ЛО ИВАН СССР работали И. М. Дьяконов и И. Ш. Шиф­­ман, внесшие ценный вклад в развитие отечественной библеистики и гебраистики. Еврейские рукописи в фонде Института востоковедения изучали М. Зислин, К. Старкова и др. Сотрудник института С. Якерсон занимается средневековой еврейской книгой; он также принял активное участие в формировании еврейской экспозиции в Российском этнографическом музее, наряду с Л. Урицкой и др.

В ЛГУ/СПбГУ древнееврейский и арамейский языки и некоторые аспекты гебраистических штудий преподавались несколько лет на кафедре ассириологии и гебраистики (до ее закрытия), с 1950 года — на кафедре арабистики (Г. Глускина, Г. Демидова, Л. Малыгина, Я. Сикстулис), а с 2009-го — на кафедре Древнего Востока и семитологии (А. Немировская и др.) восточного факультета. Здесь изучается и современный иврит. В 2005 году
на филологическом факультете СПбГУ возникла кафедра библеистики (А. Алексеев, Е. Мещерская, Ю. Вартанов и др.).

В 1970–1980-х годах на подпольных исторических и культурологических семинарах, организованных нацио­нальными активистами, началось восстановление еврейской научной традиции. С 1982-го по 1988-й нелегально печатался и распространялся «Ленинградский еврейский альманах», где публиковались статьи по истории еврейского народа. У истоков возрождения еврейской историографии в Петербурге стояли ныне известные специалисты в этой области: М. Бейзер, В. Лукин, Б. Хаймович и ряд других ученых.

В 1989–1990 годах в Ленинграде группой активистов (И. Дворкин, В. Лукин, Б. Хаймович) был создан Еврейский университет, в котором при содействии историков и филологов из ряда высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов города было организовано преподавание иврита и идиша, а также многих аспектов еврейской истории и этнографии. (Ныне Еврейский университет преобразован в Петербургский институт иудаики; ректор — Д. Эльяшевич.) В 1999 году в Европейском университете в Санкт-Петербурге был со­здан Межфакультетский центр «Петербургская иудаика» (директор — В. Дымшиц; сотрудники: В. Кельнер, А. Львов, А. Соколова, А. Иванов и др.). Его целью стала подготовка аспирантов, специализирующихся по проблемам истории, истории культуры и антропологии восточноевропейского еврейства.

Важным событием в истории петербургской академической иудаики стал визит в Санкт-Петербургский государственный университет летом 2000 года делегации из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с ректором Менахемом Бен-Сасоном. В ходе визита был подписан межуниверситетский договор, в рамках которого в старейшем университете России, СПбГУ, основанном еще в 1724 году по указу Петра Великого, был создан Центр библеистики и иудаики (директор — И. Тантлевский), то есть академическая структура, целиком ориентированная на подготовку специалистов в области еврейских исследований при участии как ведущих российских, так и иностранных преподавателей.

Поворотным моментом в развитии петербургского высшего еврейского образования и науки о еврействе стал опубликованный 5 марта 2011 года приказ ректора СПбГУ проф. Николая Михайловича Кропачева о со­здании полномасштабной кафедры еврейской культуры Санкт-Пе­­тер­бургс­кого государственного университета, ставшей преемницей Центра библеистики и иудаики. Впервые в истории СПбГУ создана титульная еврейская кафедра, программы которой, разработанные при участии ведущих в мире специалистов в области еврейской цивилизации, предполагают комплексное изучение всей проблематики, связанной с историей и культурой евреев в различные периоды их жизнедеятельности в главных ареалах их проживания, включая восточноевропейское и российское еврейство. Функционирование кафедры еврейской культуры в крупнейшем вузе Санкт-Пе­тер­бур­га призвано стать ключевым звеном в системе подготовки специалистов по истории и истории культуры еврейского народа, воссозданию и развитию традиций петербургской школы иудаики, обеспечивать преемственность академического процесса в различных сферах еврейского образования в России и присутствие российской иудаики в мировом научном сообществе.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Евреи Ленинграда: 1917–1939. Национальная жизнь и советизация. М., 1999.

 

[2].       Там же. С. 320.