[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

САГА О «КУЛЬТУР-МУЛЬТУР»

Давид Маркиш

Испокон веков племена были ревностно привязаны к своей материальной и духовной культуре; племенные патриоты считали, что их оригинальная культура куда лучше и совершенней соседской. Точно так считали и умеренные либералы, но только не напоказ, а в глубине души. Такое положение вещей, с незначительными поправками, сохранилось и посейчас.

Действительно, что лучше: вегетарианство или каннибализм? Побиение камнями или общественное порицание? Жан Лафонтен или дедушка Крылов? Да ведь нелегко дать на эти вопросы однозначный ответ: свое почти всегда ближе и родней. Спор разноплеменных оппонентов на тему «чья культура красивей, благородней и мудрей» может привести оппонентов к непредсказуемым последствиям, вплоть до кровопролития.

Попытки сблизить, объединить в организованном порядке различные культуры предпринимались многократно, все больше по причинам политическим, чем эстетическим. Носителям этих культур, зачастую весьма специфических для постороннего взгляда, такая «забота» представлялась грубым нажимом и принуждением; и под этим нажимом приверженность к собственным культурным корням лишь укреплялась. Бурная колонизаторская активность европейских народов влекла за собою навязываемое, а то и насильственное обращение в христианство африканских, южноамериканских и прочих «дикарей» — во имя, разумеется, «спасения души», а не ради укрепления политических позиций на чужих, дальних территориях. Смена религии — это болезненная, иногда ведущая к патологическим последствиям ломка культурного ствола; шрамы саднят и поколения спустя. Более свежий пример — запрет для мусульманских женщин носить на территории Франции закрывающие лицо паранджи и чадры. Сотни тысяч этих женщин вместе со своими мужчинами, чадрами и головными платками-хиджабами перебрались в хлебную Францию на постоянное жительство из бывших французских колоний, где жизнь далеко не праздник. Таким странным образом — не ограниченным, по существу, правом на иммиграцию в метрополию — расплатились французы с коренными жителями своих заокеанских владений, страдавших от колониального угнетения. Впуская в свою страну массу чужаков, французы наивно надеялись, что приезжие проникнутся идеями великой французской культуры и поне­многу сольются с коренным населением, ассимилируются. Этого не случилось. Мусульманская публика цепко держится своих культурных традиций, включая ношение хиджаба и чадры. Французам это не нравится, их тоже можно понять: в конце концов, к собору Парижской Богоматери еще не пришпандорили мусульманский минарет. Мусульманки-парижанки, выходя на парижские улицы, хотя бы из чувства уважения к культуре принявшей их страны, могли бы размотать свои головы и лица. Но мусульманки-парижанки не собираются ничего разматывать и считают пожелания французов посягательством на права человека. Ну а раз не собираются — вполне веротерпимые французы угрюмо подумывают о том, как было бы славно, если б эти упертые лица арабской национальности ехали бы на свою пустынную родину и разгуливали там по пескам хоть в парандже, хоть в наморднике.

Кстати, и в Москве можно наблюдать нечто подобное: изысканная столичная публика не приходит в восторг, когда на праздник Курбан-байрам мусульмане режут баранов на московских улицах, а «лица кавказской нацио­нальности» пляшут лезгинку на площадях.

Попытки слияния далеких друг от друга культур в некий конгломерат предпринимались и в Израиле; надо признать, что успех этим попыткам не сопутствовал. Теория Давида Бен-Гуриона о «плавильном котелке», в котором различные культуры, доставляемые в Израиль на гребне волн репатриации из разных стран, сварятся в ароматную похлебку и она-то и станет нашей национальной культурой, — эта теория так и не превратилась в полноценную практику. «Русские» придерживаются своих традиций, «марокканцы» — своих, «американцы» — своих, и это не говоря уже об израильских арабах, друзах, черкесах, бедуинах с их неизменными верблюдами и козлами. Впрочем, может, это и к лучшему? И пусть беспристрастное Время все расставит по местам.

Вон ведь как это самое Время распорядилось с «советской монокультурой», которую десятилетиями пытались сколотить из русской культуры, приправленной специями из окраинных, колониальных «культур-мультур»! Ничего из этого не вышло, кроме конфуза.

Возможно, публично признавая полную неудачу с созданием монокультур на территории своих стран, Саркози, Меркель и Браун оглядывались на провалившийся советский опыт.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.