[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)
Игорь Тантлевский: «Петербург — еврейская архивная столица»
Беседу ведет Галина Зеленина
Галина Зеленина Игорь Романович, почему Центр библеистики и иудаики преобразуется в Кафедру еврейской культуры СПбГУ именно сейчас? Каковы признаки того, что Центр перерос свой формат и трансформация может быть органично совершена?
Игорь Тантлевский Чтобы ответить на этот вопрос, нужно кратко напомнить историю нашего Центра. В 2000 году в СПбГУ прибыла делегация во главе с Менахемом Бен-Сасоном, тогдашним ректором Еврейского университета в Иерусалиме, и руководителем Центра Чейза по развитию иудаики на русском языке Зеэвом Элькиным. Был подписан межуниверситетский договор о создании Центра библеистики и иудаики, я стал его директором (содиректором с израильской стороны первоначально был профессор Хагай Бен-Шамай, а затем профессор Аминадав Дикман). При участии ведущих ученых в области иудаики мы разработали учебные программы по трем основным направлениям: еврейская история и культура в Древности, в Средние века и Новое время, — и провели первый набор студентов.
К настоящему времени нами произведено уже четыре выпуска, на выходе — пятый. Мы наладили регулярный приезд зарубежных преподавателей для чтения у нас полноценных семестровых курсов — до десяти преподавателей в год. Наши студенты получили возможность общаться с зарубежными учеными, стажироваться за границей. Мы целенаправленно преодолевали традицию «автономизации» советской гуманитаристики от мирового научного процесса.
Некоторое время назад мы в СПбГУ, равно как и наши иерусалимские партнеры, пришли к заключению, что после десятилетней подготовки Центр находится на той стадии, когда он может и должен превратиться в «полномасштабную» кафедру: апробированы и усовершенствованы программы, сложился костяк преподавателей, есть интерес к этой специальности, высокий конкурс, наши выпускники востребованы. Именно в рамках кафедры как официального структурного подразделения университета происходит окончательное формирование научной школы, в которой осуществляется полноценное обучение студентов и аспирантов. Для развития мировой иудаики важно иметь значительное число специалистов, способных работать с еврейскими манускриптами, архивами, документами разных эпох, хранящимися в Петербурге, и как раз на академической кафедре процесс подготовки таких специалистов может осуществляться наиболее оптимально.
ГЗ А что меняется с преобразованием, что дает вашей структуре смена статуса?
ИТ Открытие кафедры означает возможность ежегодного набора студентов, причем набора с небольшим «запасом». Мы даем не только фундаментальное общегуманитарное образование, но и уникальное специальное, требуем от студента знания нескольких языков. Это не каждый «потянет», мы должны иметь возможность оставлять лучших, а кого-то отчислять. Кроме того, как я уже отметил, кафедра — это постоянный штат сотрудников, это формирование научной школы, институциализация аспирантуры, возможность организовать своего рода «малый факультет», вести культуртрегерскую деятельность, работать со старшеклассниками, отбирая при этом потенциальных абитуриентов. Замечу также, что со следующего учебного года мы переходим на систему бакалавриата и магистратуры.
ГЗ Обилие приезжих лекторов вы рассматриваете как плюс или в перспективе планируете замещать их своими кадрами?
ИТ Я думаю, это огромный плюс во всех отношениях, и практика ведущих университетов мира показывает, что всегда находятся «неохваченные» дисциплины, новые направления, открытия, о которых лучше расскажет кто-то извне, есть ученые с другими точками зрения или даже стоящие на диаметрально противоположных позициях, чем кафедральные профессора.
Конечно, и сейчас у нас есть ряд талантливых аспирантов и молодых кандидатов наук, которые работают со студентами, а образование кафедры даст возможность готовить намного больше собственных кадров. Но с другой стороны, пока существует возможность приглашать иностранных специалистов, особенно носителей иврита, — мы будем это делать. Это может выражаться не только в семестровых курсах, как сейчас, но и в блиц-визитах, в серии семинаров или открытых лекций. Но сама по себе иностранная составляющая, я считаю, чрезвычайно важна для развития кафедры — все научные направления собственным штатом охватить невозможно.
ГЗ Понятно, что иностранные преподаватели, кроме всего прочего, ценны тем, что имеют доступ к источникам и научной литературе. Как решается проблема «отрыва» студентов от монографий и специальных журналов, выходивших и выходящих в других странах?
ИТ Такая проблема действительно существует, библиотеки недостаточно регулярно пополняются новой литературой. Решается она несколькими способами. Во-первых, сейчас многие публикации, особенно журнальные, почти одновременно появляются и на бумаге, и в Интернете. Мы целенаправленно знакомим наших студентов с теми интернет-ресурсами, где они могут почерпнуть информацию по иудаике. Во-вторых, у нас предусмотрены специальные стажировки, во время которых студенты работают в библиотеке Еврейского университета в Иерусалиме. В-третьих, как раз иностранные преподаватели присылают студентам те книги или статьи, которые нужны им для написания курсовых либо дипломов. Наконец, мы собираемся создать при кафедре постоянно пополняемую справочную библиотеку, где студент сможет ознакомиться с нужным ему сюжетом в прелиминарном порядке, составить список необходимой литературы, отследить основные вехи современного научного процесса в области иудаики.
ГЗ Вы несколько раз упомянули вашего основного партнера — Еврейский университет в Иерусалиме. Но ведь современная иудаика достаточно полифонична. Есть, скажем, «ревизионистский» Тель-Авивский университет, противостоящий «традиционалистам» из Иерусалима, не говоря уже об американских научных центрах. Доходят ли до студентов альтернативные точки зрения?
ИТ У нас бывают специалисты из Тель-Авива, Сорбонны, Гарварда, хотя и не очень часто. Иногда мы специально просим иерусалимских коллег информировать студентов об альтернативных точках зрения. Другое дело, что ревизия библейской археологии, которой славен Тель-Авивский университет, с моей точки зрения, не всегда достаточно глубоко обоснована и подчас рассчитана скорее на сенсацию, как и разного рода «коды и нумерологии» Библии или гипотезы нашего Фоменко. Это все же маргинальное явление. В кумранистике, например, тоже есть курьезные гипотезы, например, что в пещерах Кумрана были обнаружены не рукописи из собрания общинников (ессеев), а манускрипты из библиотеки Храма, тексты разных сект и направлений, что это — просто гениза и так далее; безусловно, я об этом рассказываю студентам. Другое дело, что они по выражению моего лица понимают, как я к этому отношусь.
ГЗ Какие основные научные направления будут развиваться на кафедре?
ИТ Первое — это, конечно, изучение тех уникальных коллекций, которые находятся в Российской национальной библиотеке, других петербургских хранилищах. Петербург — еврейская рукописная и архивная столица, так что обработка и публикация рукописей, аналитическое их исследование — это важнейшее наше направление. Особо отмечу, что в столице империи сохранилось огромное количество документов и артефактов, связанных с историей российского и восточноевропейского еврейства. Любопытно, что в Ленинграде с конца 1950-х годов советский режим официально разрешал полноценно развиваться только одной ветви иудаики — кумранистике. Трудно сказать, почему предпочтение было отдано именно рукописям Мертвого моря, но в Институте востоковедения АН СССР (РАН), где я работал и защищался, сформировалась одна из крупнейших в мире кумранологических школ. И я стараюсь всячески заинтересовывать студентов и аспирантов различными сюжетами, связанными с рукописями Мертвого моря. Есть еще некоторые направления, которые мне хотелось бы развивать у нас, например, интенсифицировать изучение культуры современного Израиля, израилеведение. Если обобщить, то мы изучаем и будем изучать различные феномены культуры евреев на протяжении всей их истории в основных ареалах их проживания. Особое внимание будем уделять российскому еврейству, идишской культуре.
ГЗ Кроме вашей кафедры в Петербурге существуют и другие еврейские образовательные структуры: центр «Петербургская иудаика» в Европейском университете, Петербургский институт иудаики. Вы сотрудничаете с ними?
ИТ «Петербургская иудаика» работает с аспирантами и занимается Новым временем, проблемами истории и антропологии российского еврейства. Мы с ними не просто сотрудничаем — почти все их основные преподаватели и даже иногда только что защитившиеся кандидаты наук преподают у нас спецкурсы. Что до Петербургского института иудаики, то он некоторое время базировался у нас, их студенты слушали многие наши лекции. Потом они от нас уехали, и сейчас контакта с ними у нас нет.
ГЗ Параллельно с вашей кафедрой на востфаке открывается кафедра семитологии. Вы как-то договариваетесь о «разграничении сфер деятельности»?
ИТ Разграничение здесь естественное. Семитология ведь происходит не от слова «антисемит» и к евреям имеет отношение не более чем, например, к арабам. Она занимается по преимуществу сравнительным изучением семитских языков: аккадского с его диалектами, вавилонским и ассирийским, эблаитского, угаритского, финикийского и его пунического диалекта, моавитского, аммонитского, иврита, арамейского, арабского и других. Семитология — это, главным образом, лингвистическо-филологическая дисциплина, включающая гебраистику лишь как один из многих других элементов. Мы же — титульная еврейская кафедра, то есть структура, целиком посвященная изучению иудаики во всем ее многообразии, включая, естественно, библеистику и гебраистику.
ГЗ А чем ваша кафедра будет отличаться от кафедры иудаики Института стран Азии и Африки Московского государственного университета?
ИТ Если позволите, я бы хотел абстрагироваться от конкретики вопроса и просто обозначить нашу специфику. Мы набираем студентов на три разные специализации: евреи в Древности, в Средние века и в Новое время; и уже при наборе студент знает, на какую специализацию он поступает. Это как раз связано с петербургской спецификой, нашими крупнейшими в мире коллекциями еврейских рукописей: здесь есть богатейшие архивы по истории еврейства нового времени, есть коллекции по медиевистике, в основном хранящиеся в РНБ, ценнейшие библейские манускрипты. То есть у нас аккумулировано множество еврейских материалов, позволяющих с самого начала вводить более узкие специализации, нежели «Иудаика» в целом, на это ориентированы и соответствующие наши программы.
Второй момент — это наше научно-образовательное направление: «Культурология», Cultural Studies. Мне кажется, что наша профилизация — «Еврейская культура» — позволяет не просто представить иудаику как позитивистский набор знаний, но и концептуализировать изученное, обобщить разнообразные феномены культуры евреев, ввести цивилизационный подход, привнести аксиологический компонент.
ГЗ Набор студентов у вас ежегодный по всем трем специализациям?
ИТ Пока существовал центр, мы один год набирали древников, на следующий — медиевистов, потом — на Новое время и дальше делали двухгодичный перерыв, когда наборов не было. Теперь мы будем проводить набор ежегодно, но тоже только на одну специализацию единовременно. С другой стороны, с открытием кафедры, как я уже отмечал, у нас появляется деление на бакалавриат и магистратуру, и в магистратуре мы введем несколько параллельных специализаций, чтобы бакалавры могли выбирать для дальнейших занятий то, что им по душе.
ГЗ Сколько студентов вы принимаете в год?
ИТ Обычно мы набирали приблизительно по 15 студентов, сейчас, наверное, сможем принимать даже чуть больше.
ГЗ А конкурс?
ИТ В среднем три-пять человек на место. Причем любопытно, что популярность различных специализаций меняется с течением времени. Скажем, раньше особой популярностью пользовалась библеистика, сейчас возрос интерес к Новому времени. Я думаю, если мы введем со временем израилеведение, там тоже конкурс будет высок.
ГЗ Вы говорили о востребованности ваших выпускников — куда они трудоустраиваются?
ИТ Первое — это аспирантура и научная деятельность в России. Второе — некоторые выпускники, в том числе по моей рекомендации, продолжают заниматься наукой за рубежом. Третье — еврейские организации города: общинные, благотворительные, еврейские школы. Четвертое — коммерческие структуры: человек, знающий пару языков и имеющий широкое общегуманитарное образование, всегда будет востребован в бизнесе. Кто-то работает в госструктурах. Ни одного безработного выпускника я не зафиксировал.
ГЗ А почему Центр библеистики и иудаики возник в свое время именно при философском факультете, а не на востфаке или истфаке, где, казалось бы, он смотрелся органичнее?
ИТ Мне кажется, в первоначальной философской «приписке» есть свой веский резон, раз мы делаем акцент на культурологической направленности. А востоковедение, скажем, нас резко сужало бы: евреи ведь жили и живут не только на «Востоке» и говорят не только на иврите. Так что примкни мы к востоковедению, мы «обрубили» бы для себя гигантский пласт еврейской культуры. Замечу ad hoc, что и само понятие «востоковедение» попахивает имперским прошлым. Кроме того, я хочу обратить внимание, что официальное название нашей кафедры — Кафедра еврейской культуры Санкт-Петербургского государственного университета, студенты поступают в СПбГУ на профиль «Еврейская культура». Понятие же «факультет» у нас сейчас кардинально переосмыслено.
ГЗ Трансформация названия — из Центра библеистики и иудаики в Кафедру еврейской культуры — работает на акцентирование все той же культурологической составляющей?
ИТ Конечно. Разумеется, библеистика и гебраистика у нас остаются, как остаются и все прочие направления, которые изучались раньше. Будут читаться и новые курсы в связи с переходом на бакалавриат и магистратуру, а также появлением на кафедре новых специалистов. Просто мы хотим подчеркнуть важность целостного культурологического, если не сказать цивилизационного, осмысления феноменов еврейской истории, жизнедеятельности.
ГЗ Романо-германисты всегда смеялись над названием дисциплины «история зарубежной литературы», уверяя, что правильнее говорить об истории зарубежных литератур — во множественном числе. Вы выносите в название кафедры понятие «еврейская культура». Разве существует единая еврейская культура, насколько это корректно с академической точки зрения? Не вернее ли говорить о еврейских культурах?
ИТ Это очень серьезный вопрос. Но все же я разделяю концепцию, которую весьма убедительно, на мой взгляд, обосновывали, когда в Москве создавался Центр иудаики и еврейской цивилизации: есть единая еврейская цивилизация, которая базируется на фундаментальных еврейских ценностях, имеющих истоки в Танахе и Талмуде. Так что, наверное, в рамках цивилизационного подхода можно говорить о единой еврейской культуре. Да, существуют отдельные островки — еврейские культуры, еврейские литературы, — но нам важно подчеркнуть, что евреи во все эпохи, во всех странах имеют некую преемственность, некую национальную идентичность. Иначе мы будем лить воду на мельницу тех, кто утверждал, что евреи не могут называться нацией, тех, кто не признает существования единого еврейского народа после разрушения Второго храма. Но если евреи сохранили свое единство, свою идентичность, возродили свое государство — что является важнейшим историческим свидетельством, — то, значит, был и есть некий еврейский стержень. Мы можем назвать его цивилизацией, культурой, говорить об общности еврейского этоса, несмотря на те или иные девиации в отдельные периоды в отдельных регионах.
Профессор И. Р. Тантлевский беседует со студентами 2-го курса
ГЗ Кафедра еврейской культуры — это еврейская кафедра?
ИТ Безусловно, значительная часть наших студентов — еврейского происхождения. Так дело обстоит и в аналогичных образовательных структурах зарубежных университетов — на «еврейских» кафедрах и в центрах процент евреев, конечно, выше, чем в среднем по гуманитарным специальностям. Но это естественно: откройся в университете кафедра культуры какого-то другого народа, живущего в России, там, вероятно, было бы много представителей именно этого народа. С другой стороны, еврейская культура, бесспорно, имеет универсальную составляющую, начиная с библейских времен и самой Библии.
ГЗ В создании кафедры важную роль сыграл фонд Ави Хай, программная цель которого — способствовать развитию еврейского самосознания среди евреев бывшего Советского Союза. Вы планируете как-то работать на развитие еврейской идентичности либо же кафедра будет чисто академической структурой?
ИТ Кафедра как подразделение университета — это безусловно академическая научно-образовательная структура. Но изучение тех дисциплин, которые преподаются на кафедре, — и это я знаю на практике — оказывает мощнейшее влияние на формирование еврейской идентичности. Интересно отметить, что даже нееврейские студенты, обучающиеся по программам нашего профиля, принимают активное участие в еврейской общественной и образовательной деятельности. В некоторых аспектах русские по происхождению студенты оказываются в этом отношении подчас даже активнее еврейских.
Что касается поддержки со стороны фонда Ави Хай во главе с Давидом Розенсоном — а мы сотрудничаем с 2004 года, — то она играла решающую роль в развитии Центра библеистики и иудаики и, я очень надеюсь, будет играть в дальнейшем развитии кафедры. Очень большое значение для нас имела позиция ректора университета, профессора Николая Михайловича Кропачева, который поддержал идею образования нашей кафедры и приказом которого кафедра еврейской культуры была создана в СПбГУ.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.