[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

«Наша цель – сделать университет удобным местом для всех»

Беседу ведут Эдвард Ротштейн («Нью-Йорк таймс») и Михаил Эдельштейн

Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев о кафедре еврейской культуры и стратегии развития университета

Д. Розенсон, Э. Ротштейн с дочерью, М. Эдельштейн, первый проректор по научной и учебной работе И. А. Горлинский, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Петербург. 22 марта 2011 года

 

Эдвард Ротштейн Господин ректор, какое значение для университета в целом будет иметь открытие кафедры еврейской культуры?

Николай Кропачев Я бы не стал сводить все только к открытию новой кафедры. Наша цель — сделать университет удобным местом для людей разных религий, разных национальностей, разных политических взглядов. И создание кафедры еврейской культуры — лишь один из шагов на этом пути.

Но это вовсе не значит, что весь еврейский «контент» должен изучаться непременно в рамках одной-единственной кафедры. Вот лишь два примера. Израильская правовая система, как мы знаем, очень оригинальная, и, безусловно, ее изучение должно быть составной частью всех курсов по истории права. Или курс истории России. Как можно читать его без учета значения еврейской общины, еврейской культуры в истории нашей страны? Этот ряд легко продолжить, подобных примеров очень много. Поэтому я был даже несколько разочарован непониманием со стороны коллег, которые сводили эту проблему исключительно к открытию кафедры, игнорируя вопрос об открытости всех университетских программ новому знанию, связанному с огромным пластом человеческой культуры. Одна из проблем, которую нам предстоит решить, — создание и в студенческой, и в преподавательской среде такой атмосферы, когда национальная и религиозная принадлежность человека не мешали бы его пребыванию в Петербургском университете.

ЭР Это очень близко к американской модели университета.

НК Я бы сказал, что это не американская — это нормальная модель… Через неделю у меня состоится встреча с представителями всех конфессий, которые есть в нашем вузе. Я пригласил их к себе, чтобы обсудить вопрос: что им мешает чувствовать себя в университете комфортно? Возможно, кто-то хотел бы жить в общежитии в одной комнате с человеком, исповедующим ту же религию, — такие моменты надо учитывать. Или, например, можно ли принуждать еврея-преподавателя работать в те дни, когда это запрещено его религиозными законами? В российских университетах помнят про православные праздники и всегда простят, если в такой день люди уйдут пораньше, а на следующий — придут попозже. Но почему тогда мы требуем от преподавателя-еврея на следующий день после праздника, в который иудей обязан напиться так, чтобы путать двух библейских героев, выходить на работу с раннего утра? Надо уметь относиться к тому, с кем ты общаешься, исходя из простого принципа: сделай так, чтобы ему было хорошо.

Михаил Эдельштейн Какие еще новые гуманитарные направления были открыты за последнее время в Петербургском университете, какова стратегия гуманитарного развития вуза и как вписывается в эту стратегию кафедра еврейской культуры?

НК Совсем недавно, год с небольшим назад, был открыт факультет искусств. Его деканом согласился стать маэстро Гергиев. Как безусловное достижение в гуманитарной сфере я рассматриваю недавнее решение о создании факультета свободных искусств и наук, деканом его планируется избрать министра финансов Алексея Кудрина (этот проект осуществляется совместно с американским Барт-колледжем). Это решение было принято на том же заседании ученого совета, где было решено открыть кафедру еврейской культуры. Одновременно на восточном факультете была создана кафедра семитологии.

Есть и более широкий контекст. Семьдесят лет советское гуманитарное знание было замкнуто в границах Советского Союза. И теперь, когда железный занавес рухнул, традиционная гуманитаристика начинает меняться. Будучи еще деканом, даже заместителем декана юридического факультета, в 1990-х годах я призывал к тому, чтобы читалось не гражданское или уголовное право Российской Федерации, а гражданское или уголовное право вообще.

Основной барьер на пути распространения новых подходов — это барьер языковой. Поэтому для всех новых преподавателей, которые принимаются на гуманитарные направления, особенно такие «продвинутые», как юриспруденция или менеджмент, знание иностранных языков обязательно. На некоторых факультетах английский язык вообще отменяется как отдельный предмет, а вместо этого ряд курсов начинает читаться на английском. И так должно быть везде. Но на каких-то отделениях добиться этого крайне сложно.

ЭР В Америке многие химики, например, тоже неважно говорят по-английски.

НК Для того чтобы заниматься наукой, химику иностранный язык действительно не очень нужен. Но чтобы участвовать в конференциях, симпозиумах, вести занятия у студентов-иностранцев, читать лекции за границей и принимать здесь преподавателей из-за рубежа — для всего этого английский просто необходим.

МЭ А как воспринимаются эти преобразования в университетской среде?

НК Раньше я был избранным ректором. Но с тех пор как меня назначил президент, проводить изменения мне стало легче. Возможно, назначаемость ректора — это плохо, но не в нашей сегодняшней ситуации, когда в среде универсантов далеко не все заинтересованы в более широком преподавании предметов на иностранных языках, в совмещении образовательной и научной деятельности, в действительном конкурсе при избрании на должность, в дифференциации заработной платы, в оценке своей работы со стороны студентов, в наделении студентов правом самостоятельно выбирать образовательную директорию и т. д. Студенты заинтересованы в этих новациях, а какая-то часть преподавателей — нет. Ученый совет одного из факультетов только что принял обращение ко мне, где говорится, что им не нужен английский язык на том уровне, который заложен в новом образовательном стандарте нашего университета. В этой ситуации любого ректора, который попытается что-то изменить, неизбежно забаллотируют при переизбрании. Но, когда эти преобразования будут проведены, тогда ректора ни в коем случае нельзя назначать, он должен избираться.

МЭ Вы упомянули о кафедре семитологии, которая открывается на восточном факультете. Почему кафедра еврейской культуры открывается на философском факультете — стоит ли за этим какая-то «философия» или же просто так исторически сложилось?

НК Так исторически сложилось, центр библеистики и иудаики возник в свое время на философском факультете. Но это не остановило исследований еврейской культуры, еврейского языка на восточном факультете. Хочу закончить тем же, с чего мы начинали: интерес к еврейскому праву присутствует у преподавателей юридического факультета, хотя они, разумеется, не являются сотрудниками кафедры еврейской культуры; израильская проблематика затрагивается на факультете международных отношений, на факультете географии и так далее. Поэтому как ни важно для нас открытие кафедры еврейской культуры, не хотелось бы всех, кто интересуется еврейской историей, литературой, языком, концентрировать на какой-то одной кафедре или даже факультете. Университет многолик, но един.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.