[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)
Чужие здесь не ходят
Майя Волчек
Strangers no more
США, 2010
Режиссеры Карен Гудман и Кирк Саймон
Последнюю на сегодняшний день, 83-ю по счету, церемонию вручения премии «Оскар» называют едва ли не самой предсказуемой за несколько десятилетий. Действительно, в главных номинациях победителями оказались именно те фильмы («Король говорит») и те актеры (Колин Ферт, Натали Портман), которым публика и критика прочили награды. Однако неожиданный скандал разгорелся вокруг невинной номинации «Лучший короткометражный документальный фильм». Дело в том, что по решению Американской киноакадемии приз получила лента об израильской школе «Бялик-Рогозин» в Тель-Авиве.
Наверное, после 28 февраля (день вручения премии «Оскар») весь мир в курсе, что в школе «Бялик-Рогозин» обучаются дети из 48 стран мира, исповедующие ислам, христианство и иудаизм (или вовсе нерелигиозные). Объединяет их только одно: все они дети иммигрантов, прибывших в Израиль нелегально, и всех их (независимо от национальности, гражданского статуса и религиозной принадлежности) в «Бялик-Рогозин» считают израильтянами.
Высшая кинематографическая награда 40-минутному фильму об одной из самых необычных школ мира вызвала дискуссию в прессе и Интернете. Но если газетные сенсации недолговечны, блогеры не могут успокоиться второй месяц. Их реакция наглядно показывает двойственность отношения общества к школе, возглавляемой Карен Таль и проблеме, которую Таль и ее коллеги пытаются решать.
В России двойственное отношение к картине сказалось даже в том, что простое, в общем-то, название «Strangers no more» не смогло получить однозначного официального перевода: фильм называют то «Больше не чужие», то «Здесь нет чужих» (а также «Уже не чужаки» и т. д.). Запрос в поисковике по англоязычной версии названия отсылает к рекламной кампании «Кока-колы» и лентам о пришельцах. В ситуации такого, почти метафизического, разброда, бьющий через край популизм в оценках деятельности школы и ее директора выглядит почти логично: «Еще неизвестно, что труднее — один раз поехать с детьми в Треблинку, как это сделал Корчак, или каждый день защищать детей от депортации и издевательств властей, как это делает Карен Таль», — пишет человек на сайте «Левый либеральный Израиль». И тут же в комментариях ему отвечают: «Совсем охренел Черный Абдулла». И дальше: «Езжайте в Калифорнию — там всё так, как вы хотите».
Израиль и правда не Калифорния. Хоть мэр Тель-Авива и назвал картину «лучшей визитной карточкой города и всего Израиля», фильм о школе «Бялик-Рогозин» все-таки американского, а не израильского производства. Авторы — Карен Гудман и Кирк Саймон — опытные документалисты, работавшие для «Нэшнл Джиографик» и Би-би-си. Их предыдущий совместный проект — «Внутри человеческого тела» — был снят как раз с максимальным использованием киношных «прибамбасов» вроде компьютерной графики и анимации. В «Чужаках» же истории, которые рассказывают дети, не требуют украшательств, поскольку это истории о войне, о бегстве из ада, о смерти родителей (иногда убитых на глазах детей). Здесь максимальный эффект достигается за счет того, что в кадре учителя, говорящие об учениках, плачут, а дети, рассказывающие о себе, — нет.
Конечно, киноакадемики давали «Оскар» не столько Гудман и Саймону, сколько Карен Таль. Она не выходила на сцену, но в зале «Kodak Theatre» присутствовала и интервью давала наравне с победителями. В школе «Бялик-Рогозин» 1 марта прервали занятия, чтобы отпраздновать «свой» «Оскар». Однако, как сообщалось в новостях, ни главы правительства, ни министра просвещения на празднике не было. Министр просвещения Гидеон Саар прислал директору школы свои поздравления, назвав работу школы «примером человеколюбия, человечности и надежды». Его коллега, министр внутренних дел Эли Ишай, не сделал и того, ведь человеку, чья головная боль — борьба с нелегальной иммиграцией — непросто искренне порадоваться за школу, привечающую детей этих самых нелегалов.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.