[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)
Мик Джаггер. Фотоальбом
Москва, Дом фотографии, до 15.04.2011
Клод Гассиан. Копенгаген, 1995
©Claude Gassian
Биеннале «Мода и стиль в фотографии» уже давно больше про стиль, чем про моду. Тем и интересно. В конце концов, публике не обязательно всерьез воспринимать персонажей этой бесконечной ярмарки тщеславия, жертвами которой оказываются модельеры, а порой и прославляющие их фотографы.
Среди героев фотофестиваля нынешнего года Марлен Дитрих и звезды мирового кино в объективе Джона Кембриджа, итальянские папарацци 1950-х и современный немецкий классик Юрген Теллер (одна из его работ интерпретирует образ знаменитой кушетки, couch, Зигмунда Фрейда). Отдельная выставка посвящена Мику Джаггеру, легенде не одного только рока, но и культуры в целом. Не зря его снимали великие кинорежиссеры, от Годара до Скорсезе, — и великие фотографы тоже. В том числе и Анни Лейбовиц. Вообще-то она сделала портреты многих знаменитостей, не покладая рук работала для журнала «Vanity Fair» (истории фотографии в этом журнале посвящена специальная выставка в рамках биеннале), но применительно к основателю «Роллинг Стоун» ее талант выглядит особенно примечательно. Жаль, авторские права не позволяют нам воспроизвести портрет ее работы.
Файнингер и Маркс. Традиции из Баухауза
Бремен, Музей Маркса, до 25.04.2011
Один из залов выставки «Файнингер и Маркс». Музей Маркса. Бремен
Сто тридцать с лишним картин, эскизов и скульптур на двойной выставке в Бремене отражают все художественные интересы авторов, от позднего экспрессионизма до абстрактных тенденций 1950-х. Хотя изначально кажется, что между живописцем Лионелем Файнингером (1871–1956) и скульптором Герхардом Марксом (1889–1981) различий больше, чем общего. Тем более что Файнингер начинал как карикатурист, заключавший контракты с американскими газетами на циклы комиксов (что не помешало ему стать одним из самых поэтичных живописцев века). Но школа объединяет и разнонаправленное — тем более если такой школой был Баухауз. Оба преподавали там в начале 1920-х. Позже, когда их профессиональные пути разошлись, они продолжали поддерживать близкие отношения. Благодаря Файнингеру Маркс, уже ставший к тому времени одним из самых знаменитых скульпторов Германии, даже начал заниматься гравюрой.
Перерыв в отношениях возник лишь после эмиграции Файнингера — после 1935 года он с женой Юлией, урожденной Лилиенфельд, вынужден был уехать в Америку, где их сын, Андреас Файнингер, прославился как фотограф. Работы старшего Файнингера были изъяты из немецких музеев, некоторые из них показывали на выставках «дегенеративного искусства», причем порой они соседствовали со скульптурами Маркса (тот остался в Германии, но получил запрет выставляться). После войны отношения возобновились благодаря переписке. В это же время у них был и общий галерист в Нью-Йорке, Карл Валентин. Но важным в их отношениях оставалось все же другое.
Густав Малер
Париж, Музей Орсэ, до 27.05.2011
Анна фон Мильденбург. Неизвестный фотограф. Библиотека и коллекции Венского общества любителей музыки
Малер перед Венской оперой. Неизвестный фотограф. 1904 год. Библиотека и коллекции Венского общества любителей музыки
У Малера все сошлось: в прошлом году отмечали 150-летие его рождения (огромную выставку показал Театральный музей в Вене), в этом наступает 100-летие со дня его смерти. По этому поводу Музей Орсэ собрал небольшую, но эффектную экспозицию, разместившуюся всего в одном зале, 67-м. Но размер не имеет значения, если представлены редкости, а сам рассказ осмыслен до последней запятой.
Основной упор сделан на композиторской и дирижерской стороне жизни Малера, его директорству в операх Гамбурга и Будапешта и прежде всего Вены — ведь Малер-симфонист известен сегодня всем меломанам, а вот его деятельность как интенданта и интерпретатора воссоздать довольно сложно. Об этой поре напоминают эскизы костюмов и декораций Генриха Лефлера и Альфреда Роллера — последний считается важнейшим реформатором оперной сцены в начале ХХ века. Рассказывая о биографии Малера, трудно забыть об антисемитских выпадах в его адрес в пору директорства в Вене (Малер принял католицизм, чтобы занять этот пост) — в Париже представлены, в частности, прижизненные карикатуры на композитора, порой откровенно злобные. Отношение современников к Малеру было восторженным, если говорить о ценителях музыки, и недоброжелательным, если фокусироваться на реакции чиновников: в Австро-Венгрии Габсбургов она порой была просто чудовищной и во многом вызвала пессимистичное признание композитора: «Я повсюду незваный гость, везде я нежеланен». Многих раздражали и жесткие меры, предпринятые оперным директором против «клаки», его запрет входить в зал во время представления.
В Орсэ удалось собрать немало редких материалов, не только рукописи и партитуры, но и живопись (есть даже полотно Густава Климта), рисунки, пастели и скульптуры, а также не публиковавшиеся прежде фотографии начала века, например неизвестный ранее портрет певицы Анны фон Мильденбург. Малер был серьезно ею увлечен во время работы в Гамбургской опере в 1890-х годах, дело дошло до помолвки. Выставлен и веер с автографами Брамса, Иоганна Штрауса, Малера и его учителя по классу фортепиано Юлиуса Эпштейна. Материалы происходят из трех европейских архивов — венских Музикферайна и Театрального музея, а также парижской Медиатеки имени Малера. Последнюю основали четверть века назад музыковеды Морис Флёре и Анри-Луи де ла Гранж, решившие сделать общедоступными свои личные собрания. В результате слияния двух коллекций сформировались, в частности, фонды Дебюсси и Сен-Санса, Корто и Россини. Фонд самого Малера включает в себя не только переписку и фотографии, но и автографы, например финал Девятой симфонии. Есть здесь и личные вещи, такие, как дирижерская палочка и очки Малера. Тайну творчества они не откроют, но навести на ее след могут.
Труде Фляйшман. Уверенный в себе взгляд
Вена, Музей на Карлсплац, до 29.05.2011
Труде Фляйшман. Портрет Карла Крауса. 1930 год
В 1920-х годах в Австрии было много хороших фотографов, но немногие были известнее Труде Фляйшман (1895—1991). Венскому периоду ее творчества, пришедшемуся на 1920—1938 годы, и посвящена выставка в городе, где Фляйшман открыла собственное ателье уже в возрасте 25 лет. Тогда произошло настоящее женское вторжение в профессию, прежде бывшую исключительно мужской, — любопытно, что многие фотографессы новой волны были, как и Фляйшман, еврейского происхождения. Она снимала все подряд, от штудий человеческого тела и модных танцовщиц до портретов театральных актеров. Но историческую славу ей принесли портреты интеллектуалов — поэта и критика Карла Крауса, архитектора Адольфа Лооса, физика Альберта Эйнштейна.
Помимо ставших уже хрестоматийными работ, кураторы отобрали и малоизвестные фотографии, в том числе из австрийской прессы 1920-х, и не публиковавшиеся прежде. Музей Вены обладает самым значительным архивом Фляйшман в мире, хотя после эмиграции та получила американское гражданство, а какую-то часть жизни провела в Швейцарии. После войны сделала фотокарьеру в Нью-Йорке, не столь яркую, как на родине, но достойную, даже открыла собственную студию. В Вену приехала лишь однажды, почувствовала, что город не ее, жить здесь уже невозможно. В Америке торжественно отметили ее 90-летие, в Нью-Йорке она и умерла.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.